ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ЯРОСЛАВЛЬ 2017
ДТП Ярославская область 2017 г.
ДТП
Дорожно-транспортные происшествия
1155
ПОГИБЛО
РАНЕНО
97
ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ
146
1451
ДО 18 ЛЕТ
7
157
Факторы, влияющие на поведение участников дорожного движения
Поведение участников движения на дороге зависит от ряда причин, в числе которых следует выделить следующие группы факторов:
- личностно-характерологические свойства людей
ВЗРОСЛЫМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ
у детей:
- шаг короче, чем у взрослых
- сектор обзора меньше на 15-20%, чем у взрослых
- замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1, как у взрослых)
- что на детей большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты
- если ребенок небольшого роста, водитель его может не заметить на дороге
МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ 11-13 лет
Согласно теории сенситивных периодов развития психики и личности ребенка, младший подростковый возраст (11-13 лет) является временем, когда они:
- обладают незрелой нервной системой (импульсивностью, неуравновешенностью);
- обладают гетерохронностью психического развития (неустойчивость внимания и логичность мышления, конвергентость мышления и недостаточный жизненный опыт);
- осваивают модели самоутверждения и самовыражения в среде сверстников, референтных групп (гиперпотребность в самоутверждении);
- ориентируются на нормы морали и поведения, принятые в референтных группах (конвенциональная мораль);
- начинают оценивать себя, используя оценки других и оценивая других (формируется самооценка);
- проявляют независимость от взрослых и от их требований («чувство взрослости»);
- проявляют чрезмерно выраженные черты характера (инфантильность, рискованность, ранимость, истеричность, лживость, нерешительность, агрессивность и пр.).
Соотношение причин детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) и психологических особенностей подростков.
Причины ДТП и ДДТТ
Психология младшего подростка
Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения
Проявление чувства «взрослости»
Переоценка своих возможностей
Не зрелые самосознание и самооценка
Неумение брать на себя ответственность за свои действия
Незрелость нравственного и правового сознания
Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД
Привлечение внимания референтной группы к своей личности, импульсивность
Незнание ПДД, сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге
Ограниченный опыт безопасного поведения на дороге, конвергентное мышление
Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей)
Самоутверждение в группе
Минимум знаний и умений вождения.
Демонстрация взрослости, рискованности
Старшие подростки 14-15 лет
- обладают однородностью психического развития (устойчивое внимание и логическое мышление, дивергентное мышление);
- склонны к личностному самоопределению, проявлению чувства «взрослости»;
- обладают сформированным самосознанием, знанием своих сильных и слабых сторон, устремленностью в будущее;
- ориентируются на независимые от других нормы (автономная мораль).
Соотношение психологии старших подростков и причин ДТП, ДДТТ
Причины травматизма
Психология старшего подростка
Переоценка своих возможностей, невнимательность
Спешка по делам, увлеченность чем-либо
Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге
Социально-негативный опыт, автономная мораль
Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей)
Личностное самоопределение, демонстрация взрослости, рискованности
Применительно к правонарушениям в области безопасности дорожного движения следует особо подчеркнуть повышенную криминогенную роль психофизио логических особенностей личности (особенности восприятия, время и адекватность реакции и т.д.), ее психофизиологических состояний (утомление, стресс, растерянность).
Каждая экстремальная ситуация требует:
- оценки ситуации в целом, выделения главных и второстепенных факторов;
- мгновенного прогноза возможного ее развития;
- выбора оптимального решения для данной сложившейся ситуации, которое не может быть стереотипным.
Эти требования к успешному разрешению экстремальной ситуации должны осуществляться в считанные секунды.
Другие участники правонарушений
-пожилые люди
-участники дорожного движения, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения
-наркоманы
Гендерные различия:
-женщины (водители) реже становятся участниками ДТП
-менее адекватно могут реагировать в критической дорожной ситуации
Уровень образования:
-по уровню образования прослеживается следующая закономерность: чем ниже уровень образования, тем выше удельный вес автотранспортных преступлений и нарушений правил дорожного движения
Особенностью личности правонарушителя является опыт «успешного» нарушения правил безопасности. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а нарушитель остался безнаказанным. Этот негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет криминогенную роль. Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения и прогнозировать возможные последствия, безразличие к безопасности (своей и окружающих) также являются характерными чертами правонарушителя.
Цените свою жизнь и жизнь окружающих
Презентация разработана
социальным педагогом Созиной Е.В.
специально для родителей учеников
ГОУ ЯО ЯШИ №8 г. Ярославля
2017 г.