СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для внеклассного чтения и для подготовки к сочинению (подготовка к сочинению для допуска к ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения внеклассного чтения по произведению Паустовского "Телеграмма", для подготовки к написанию сочинения в декабре в выпускном классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация для внеклассного чтения и для подготовки к сочинению (подготовка к сочинению для допуска к ЕГЭ)»

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Презентацию подготовила Ануфриева Л.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кельчиюрская СОШ» Факультативное занятие по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

К.Г. Паустовский «Телеграмма».

Презентацию подготовила Ануфриева Л.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кельчиюрская СОШ»

Факультативное занятие по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Цель: подготовка к итоговому сочинению по литературе Задачи: 1. проанализировать рассказ Паустовского «Телеграмма» 2. рассмотреть композиционные особенности рассказа, пейзажные описания Конечный продукт занятия: написание домашнего сочинения на тему: «Какой урок совести я вынесла из рассказа «Телеграмма»»

Цель: подготовка к итоговому сочинению по литературе

  • Задачи: 1. проанализировать рассказ Паустовского «Телеграмма»
  • 2. рассмотреть композиционные особенности рассказа, пейзажные описания
  • Конечный продукт занятия: написание домашнего сочинения на тему: «Какой урок совести я вынесла из рассказа «Телеграмма»»
Прочитаем стихотворение о матери  Чтобы жить без тревог и печали  берегите своих матерей!  Тех, которые в муках рожали;  всё отдав за здоровье детей.  Сколько было в их жизни страданья,  горя, слёз и бессонных ночей!  От холодного к ним невниманья,  ваших часто нелепых затей.  Подарите им ваши улыбки,  приласкав, и увидите вы,  Как польются рекою слезинки  от большой материнской любви.  Ведь для них ничего нет дороже  своих милых, любимых детей.  Каждый шаг ваш им душу тревожит,  каждый вздох ваш волнует сильней.  И пускай вы давно повзрослели.  И у вас уже дети свои.  Но для них вы такие же дети,  как когда-то в те давние дни!

Прочитаем стихотворение о матери

  • Чтобы жить без тревог и печали
  • берегите своих матерей!
  • Тех, которые в муках рожали;
  • всё отдав за здоровье детей.
  • Сколько было в их жизни страданья,
  • горя, слёз и бессонных ночей!
  • От холодного к ним невниманья,
  • ваших часто нелепых затей.
  • Подарите им ваши улыбки,
  • приласкав, и увидите вы,
  • Как польются рекою слезинки
  • от большой материнской любви.
  • Ведь для них ничего нет дороже
  • своих милых, любимых детей.
  • Каждый шаг ваш им душу тревожит,
  • каждый вздох ваш волнует сильней.
  • И пускай вы давно повзрослели.
  • И у вас уже дети свои.
  • Но для них вы такие же дети,
  • как когда-то в те давние дни!
Запишем слова Максима Горького о матери, эти слова станут эпиграфом к нашему занятию «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”.  М.Горький

Запишем слова Максима Горького о матери, эти слова станут эпиграфом к нашему занятию

  • «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”.  М.Горький
Информация о рассказе: Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость. Работа по группам. 1 группа отвечает на вопросы: А) : с чего начинается рассказ? Почему он так начинается? Б) кто является главной героиней рассказа? В)Что вы узнали о ней? 2 группа: а)кто и как помогает героине? Б) дать краткое описание этой героине  (ответы записать в тетрадь). В) найдите в тексте детали, которые подчеркивают одиночество героини?

Информация о рассказе:

  • Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость.
  • Работа по группам.
  • 1 группа отвечает на вопросы: А) : с чего начинается рассказ? Почему он так начинается?
  • Б) кто является главной героиней рассказа? В)Что вы узнали о ней?
  • 2 группа: а)кто и как помогает героине?
  • Б) дать краткое описание этой героине
  • (ответы записать в тетрадь). В) найдите в тексте детали, которые подчеркивают одиночество героини?
Октябрь был на редкость холодный, ненастный …

Октябрь был на редкость холодный, ненастный

Настя Задание: каковы ваши впечатления о Насте? Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описания. Настя, по-вашему, злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.

Настя

  • Задание: каковы ваши впечатления о Насте? Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описания.
  • Настя, по-вашему, злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.
Понаблюдайте по тексту. Как проявляется авторское отношение к героине?  Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде. Как описана ее жизнь в городе? Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте. Какой она вам показалась?
  • Понаблюдайте по тексту. Как проявляется авторское отношение к героине? Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде.
  • Как описана ее жизнь в городе? Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте.
  • Какой она вам показалась?
Можно ли Настю назвать абсолютно плохим человеком?

Можно ли Настю назвать абсолютно плохим человеком?

Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ , но что-то настораживает читателя. Как вы думаете, что именно? Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. . Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
  • Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ , но что-то настораживает читателя.
  • Как вы думаете, что именно?
  • Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. . Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
Почему художники называли ее Сольвейг? Кто такая Сольвейг?
  • Почему художники называли ее Сольвейг?
  • Кто такая Сольвейг?
Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза        Сольвейг – героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт»  (буквально – Солнечный путь)

Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза Сольвейг – героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт» (буквально – Солнечный путь)

Настя- Сольвейг? Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. )

Настя- Сольвейг?

  • Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
  • Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. )
Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти Эпитеты из ленинградских пейзажей: Косо (летел снег) Темная (вода Невы) Водянистый (снег) Серая (изморозь) Хмурое (небо) Хлеставший в лицо (снег)  Почему такой унылый пейзаж? Какова роль кратких пейзажных описаний?

Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти

  • Эпитеты из ленинградских пейзажей:
  • Косо (летел снег)
  • Темная (вода Невы)
  • Водянистый (снег)
  • Серая (изморозь)
  • Хмурое (небо)
  • Хлеставший в лицо (снег)
  • Почему такой унылый пейзаж?
  • Какова роль кратких пейзажных описаний?
Слова Насти, адресованные маме -Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься! -Какая Катя?..Какой Тихон? -Это так… От одной знакомой… -Поздно! Маму я уже не увижу. «Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня , лишь бы простила.» Когда происходит прозрение героини?

Слова Насти, адресованные маме

  • -Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься!
  • -Какая Катя?..Какой Тихон?
  • -Это так… От одной знакомой…
  • -Поздно! Маму я уже не увижу.
  • «Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня , лишь бы простила.» Когда происходит прозрение героини?

Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?

Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?

Найдите описание Гоголя в рассказе. Как он «смотрел» на Настю? Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти? (Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).

Найдите описание Гоголя в рассказе. Как он «смотрел» на Настю?

  • Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?

(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).

Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин . Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников?

Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин .

  • Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников?
трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки
  • трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки
В чем особенность диалога между Настей и кассиршей? Что произошло? Почему Настя все-таки получила билет? Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец? Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
  • В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?
  • Что произошло?
  • Почему Настя все-таки получила билет?
  • Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец?
  • Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
Рассказ называется «Телеграмма» Подумайте, о какой телеграмме идет речь?  В чем метафорический смысл названия рассказа? Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

Рассказ называется «Телеграмма»

  • Подумайте, о какой телеграмме идет речь?
  • В чем метафорический смысл названия рассказа?
  • Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
Какова тема рассказа?

Какова тема рассказа?

Тема рассказа: Тема человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

Тема рассказа:

  • Тема человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.
Композиционные особенности рассказа. Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.

Композиционные особенности рассказа.

  • Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.
Заборье. Катерине Петровне   Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя   Ленинград

Заборье. Катерине Петровне Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя Ленинград

Берегите своих матерей, пока не стало поздно

Берегите своих матерей, пока не стало поздно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!