СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для воспитателей "Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический  материал для работы с воспитателями по теме "Развитие  словаря"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для воспитателей "Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"»

Коррекционно - развивающая словарная работа воспитателя с воспитанниками с общим недоразвитием речи Выполнила       Душева Ирина Николаевна

Коррекционно - развивающая словарная работа воспитателя с воспитанниками с общим недоразвитием речи

Выполнила

Душева Ирина Николаевна

Актуальность темы исследования 1. Значимость особенностей развития лексической стороны речи для дальнейшего развития научных и практических вопросов в дошкольной педагогике. 2. Значимость овладения лексической стороны речи для самих детей с разными формами дизонтогенеза. 3. Высокая востребованность со стороны родителей к работе по овладению лексической стороной речи. 4. Необходимость глубокого изучения педагогами развития лексической стороны речи детей с разными формами дизонтогенеза, внедрения новых эффективных технологий, направленных на реализацию ФГОС ДО.

Актуальность темы исследования

1. Значимость особенностей развития лексической стороны речи для дальнейшего развития научных и практических вопросов в дошкольной педагогике.

2. Значимость овладения лексической стороны речи для самих детей с разными формами дизонтогенеза.

3. Высокая востребованность со стороны родителей к работе по овладению лексической стороной речи.

4. Необходимость глубокого изучения педагогами развития лексической стороны речи детей с разными формами дизонтогенеза, внедрения новых эффективных технологий, направленных на реализацию ФГОС ДО.

Требования ФГОС дошкольного образования ФГОС ДО определяет речевое развитие , как важное условие социальной ситуации развития ребенка. ФГОС ДО ориентирует педагогов на достижение основной цели речевого развития - свободное овладение речью как средством общения и культуры. ФГОС ДО ориентирован на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. ФГОС ДО ориентирует педагогов на организацию условий и реализацию новых технологий по развитию речи.

Требования ФГОС дошкольного образования

  • ФГОС ДО определяет речевое развитие , как важное условие социальной ситуации развития ребенка.
  • ФГОС ДО ориентирует педагогов на достижение основной цели речевого развития - свободное овладение речью как средством общения и культуры.
  • ФГОС ДО ориентирован на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
  • ФГОС ДО ориентирует педагогов на организацию условий и реализацию новых технологий по развитию речи.

Цель и задачи исследования Цель исследования : изучить научно-теоретические основы коррекционно-развивающей работы развития словаря у детей с ОНР и экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей словарной работы. Задачи исследования: 1 . Проанализироть и обобщить научно-методические основы по коррекционно-развивающей словарной работе у воспитанников с ОНР. 2. Обследовать уровень развития активного словаря у воспитанников с ОНР. 3. Разработать систему коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР. 4. Апробировать систему коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР. 5. Изучить степень эффективности системы коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.

Цель и задачи исследования

Цель исследования : изучить научно-теоретические основы коррекционно-развивающей работы развития словаря у детей с ОНР и экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей словарной работы.

Задачи исследования:

1 . Проанализироть и обобщить научно-методические основы по коррекционно-развивающей словарной работе у воспитанников с ОНР.

2. Обследовать уровень развития активного словаря у воспитанников с ОНР.

3. Разработать систему коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.

4. Апробировать систему коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.

5. Изучить степень эффективности системы коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.

Гипотеза, объект и предмет исследования Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективное решение коррекционно-развивающих задач словарной работы с воспитанниками с ОНР возможно, в том случае если: 1) разработана система индивидуальных подгрупповых занятий воспитателя с детьми с ОНР; 2 ) индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся во второй половине дня; 3) система работы охватывает модернизацию развивающей предметно- пространственной среды, работу с родителями и взаимодействие с социальными партнерами. Объект исследования : развитие словаря у воспитанников с ОНР. Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа воспитателя по словарю у детей с ОНР .

Гипотеза, объект и предмет исследования

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективное решение коррекционно-развивающих задач словарной работы с воспитанниками с ОНР возможно, в том случае если:

1) разработана система индивидуальных подгрупповых занятий воспитателя с детьми с ОНР;

2 ) индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся во второй половине дня;

3) система работы охватывает модернизацию развивающей предметно- пространственной среды, работу с родителями и взаимодействие с социальными партнерами.

Объект исследования : развитие словаря у воспитанников с ОНР.

Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа воспитателя по словарю у детей с ОНР .

Основные научно-теоретические положения в основе исследования Исследования развития лексической стороны речи в дошкольном возрасте М.М. Алексеева, В.И. Яшина [4], А.И. Лаврентьева [19] А.Р. Лурия [26] Е.И. Тихеевой [35]. Исследования особенностей развития словаря при общем недоразвитии речи отмечались в работах М.В. Богданова [4], М.Е. Хватцева [33], Р.Е. Левиной [25], В.И. Логиновой [21]. Исследования проблем усвоения лексических закономерностей родного языка Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной [36,37]. Система дидактических и театрализованных игр по активизации словаря Л.В. Артемовой [4], Л.В. Лопатиной [20], Т.А. Ткаченко [27].

Основные научно-теоретические положения в основе исследования

  • Исследования развития лексической стороны речи в дошкольном возрасте М.М. Алексеева, В.И. Яшина [4], А.И. Лаврентьева [19] А.Р. Лурия [26] Е.И. Тихеевой [35].
  • Исследования особенностей развития словаря при общем недоразвитии речи отмечались в работах М.В. Богданова [4], М.Е. Хватцева [33], Р.Е. Левиной [25], В.И. Логиновой [21].
  • Исследования проблем усвоения лексических закономерностей родного языка Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной [36,37].
  • Система дидактических и театрализованных игр по активизации словаря Л.В. Артемовой [4], Л.В. Лопатиной [20], Т.А. Ткаченко [27].

Этапы экспериментального исследования 1 этап – констатирующий эксперимент . Цель проведения – обследование уровня развития активного словаря детей с ОНР старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе по методике Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой и Г.В. Чиркиной «Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». 2 этап – формирующий эксперимент . Цель проведения – формирование активного словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста экспериментальной группы через систему коррекционно-развивающей работы. 3 этап – контрольный эксперимент . Цель проведения – повторное обследование уровня развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы.

Этапы экспериментального исследования

1 этап – констатирующий эксперимент .

Цель проведения – обследование уровня развития активного словаря детей с ОНР старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе по методике Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой и Г.В. Чиркиной «Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

2 этап – формирующий эксперимент .

Цель проведения – формирование активного словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста экспериментальной группы через систему коррекционно-развивающей работы.

3 этап – контрольный эксперимент .

Цель проведения – повторное обследование уровня развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы.

Диаграмма 1 Сравнительный анализ полового состава экспериментальной и контрольной групп

Диаграмма 1

Сравнительный анализ полового состава

экспериментальной и контрольной групп

Содержание и результаты обследования уровня развития словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста  (констатирующий эксперимент) Цель проведения обследования – определить уровень запаса слов, хранящийся в активном словаре у детей с ОНР. Для проведения обследования уровня запаса слов активного словаря использовались серия заданий, предлагаемых в пособии «Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.

Содержание и результаты обследования уровня развития словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

(констатирующий эксперимент)

Цель проведения обследования – определить уровень запаса слов, хранящийся в активном словаре у детей с ОНР.

Для проведения обследования уровня запаса слов активного словаря использовались серия заданий, предлагаемых в пособии «Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.

Диаграмма 2 Уровень развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

Диаграмма 2

Уровень развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

Диаграмма 3 Уровень развития активного словаря у детей с ОНР контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента

Диаграмма 3

Уровень развития активного словаря у детей с ОНР контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента

Диаграмма 4 Сравнительный анализ уровня развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента

Диаграмма 4

Сравнительный анализ уровня развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента

Система коррекционно-развивающей работы по активизации словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) Цель - формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему коррекционно-развивающей словарной работы. Задачи: Подобрать серию игр и упражнений, направленных на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Использовать в воспитательной работе по активизации словаря детей нетрадиционные технологии (загадки, игры драматизации, дидактические игры, проектную деятельность) при создании условий учесть модернизацию пространственной среды и взаимодействие с социальными партнерами. Провести коррекционно-развивающую работу, направленную на исправление недостатков в развитии активного словаря детей.

Система коррекционно-развивающей работы по активизации словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)

Цель - формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему коррекционно-развивающей словарной работы.

Задачи:

  • Подобрать серию игр и упражнений, направленных на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Использовать в воспитательной работе по активизации словаря детей нетрадиционные технологии (загадки, игры драматизации, дидактические игры, проектную деятельность) при создании условий учесть модернизацию пространственной среды и взаимодействие с социальными партнерами.
  • Провести коррекционно-развивающую работу, направленную на исправление недостатков в развитии активного словаря детей.

Разработанные и созданные условия  1. Психолого – педагогические условия. картотека дидактических игр; каталог игр драматизаций; каталог стихов по лексическим темам; планы совместной работы с социальными партнерами; планы проектов организованные совместно с родителями; перспективный план на период формирующего эксперимента.  2. Материально-технические условия. Развивающая Предметно-Пространственная Среда.

Разработанные и созданные условия

1. Психолого – педагогические условия.

  • картотека дидактических игр;
  • каталог игр драматизаций;
  • каталог стихов по лексическим темам;
  • планы совместной работы с социальными партнерами;
  • планы проектов организованные совместно с родителями;
  • перспективный план на период формирующего эксперимента.

2. Материально-технические условия.

Развивающая Предметно-Пространственная Среда.

Основные направления коррекционно-развивающей словарной работы Взаимодействие воспитателя с детьми в режимных моментах - в процессе формирования культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Взаимоотношения воспитателя с детьми в свободной деятельности во второй половине дня и использование нетрадиционных методов и технологий (игр драматизаций, дидактических игр, загадки)  Взаимодействие воспитателя с родителями, реализация проектов «Моя малая Родина», «Книга - наш лучший друг».  Взаимодействие с социальными партнерами: библиотека –филиал им. Ленинского Комсомола, выездной театр «Зазеркалье», общественные организации «Инватур», «Сфера».

Основные направления коррекционно-развивающей словарной работы

  • Взаимодействие воспитателя с детьми в режимных моментах - в процессе формирования культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
  • Взаимоотношения воспитателя с детьми в свободной деятельности во второй половине дня и использование нетрадиционных методов и технологий (игр драматизаций, дидактических игр, загадки)
  • Взаимодействие воспитателя с родителями, реализация проектов «Моя малая Родина», «Книга - наш лучший друг».
  • Взаимодействие с социальными партнерами: библиотека –филиал им. Ленинского Комсомола, выездной театр «Зазеркалье», общественные организации «Инватур», «Сфера».

Содержание и анализ степени эффективности проведенной коррекционно-развивающей словарной работы у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) Цели работы – определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей с ОНР старшего дошкольного возраста; – сравнительный анализ полученных данных и выводы об успешности реализации поставленной гипотезы. Контрольный эксперимент проводился повторно с экспериментальной и контрольной группой по методике Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.

Содержание и анализ степени эффективности проведенной коррекционно-развивающей словарной работы у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Цели работы

– определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей с ОНР старшего дошкольного возраста;

– сравнительный анализ полученных данных и выводы об успешности реализации поставленной гипотезы.

Контрольный эксперимент проводился повторно с экспериментальной и контрольной группой по методике Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.

Диаграмма 5 Сравнительный анализ уровня развития словаря детей экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Диаграмма 5

Сравнительный анализ уровня развития словаря детей экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Диаграмма 6 Сравнительный анализ уровня развития словаря детей контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Диаграмма 6

Сравнительный анализ уровня развития словаря детей контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Диаграмма 7  Сравнительный анализ уровней развития активного словаря экспериментальной и контрольной группы контрольный эксперимент

Диаграмма 7 Сравнительный анализ уровней развития активного словаря экспериментальной и контрольной группы контрольный эксперимент

Выводы Исходя из анализа проведенного исследования, наблюдается положительная динамика развития и активизация словаря у детей экспериментальной группы с ОНР старшего дошкольного возраста. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности нашей системы коррекционно – развивающей воспитательной работы по развитию и активизации словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Гипотеза о том, что применение нетрадиционных методов и приемов, система индивидуальных и подгрупповых занятий, работа по взаимодействию с родителями и социальными партнерами и модернизация развивающей предметно-пространственной среды поможет существенно увеличить и активизировать словарный запас у детей с ОНР, подтвердилась.

Выводы

  • Исходя из анализа проведенного исследования, наблюдается положительная динамика развития и активизация словаря у детей экспериментальной группы с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Результаты исследования свидетельствуют об эффективности нашей системы коррекционно – развивающей воспитательной работы по развитию и активизации словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Гипотеза о том, что применение нетрадиционных методов и приемов, система индивидуальных и подгрупповых занятий, работа по взаимодействию с родителями и социальными партнерами и модернизация развивающей предметно-пространственной среды поможет существенно увеличить и активизировать словарный запас у детей с ОНР, подтвердилась.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!