Коррекционно - развивающая словарная работа воспитателя с воспитанниками с общим недоразвитием речи
Выполнила
Душева Ирина Николаевна
Актуальность темы исследования
1. Значимость особенностей развития лексической стороны речи для дальнейшего развития научных и практических вопросов в дошкольной педагогике.
2. Значимость овладения лексической стороны речи для самих детей с разными формами дизонтогенеза.
3. Высокая востребованность со стороны родителей к работе по овладению лексической стороной речи.
4. Необходимость глубокого изучения педагогами развития лексической стороны речи детей с разными формами дизонтогенеза, внедрения новых эффективных технологий, направленных на реализацию ФГОС ДО.
Требования ФГОС дошкольного образования
- ФГОС ДО определяет речевое развитие , как важное условие социальной ситуации развития ребенка.
- ФГОС ДО ориентирует педагогов на достижение основной цели речевого развития - свободное овладение речью как средством общения и культуры.
- ФГОС ДО ориентирован на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
- ФГОС ДО ориентирует педагогов на организацию условий и реализацию новых технологий по развитию речи.
Цель и задачи исследования
Цель исследования : изучить научно-теоретические основы коррекционно-развивающей работы развития словаря у детей с ОНР и экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей словарной работы.
Задачи исследования:
1 . Проанализироть и обобщить научно-методические основы по коррекционно-развивающей словарной работе у воспитанников с ОНР.
2. Обследовать уровень развития активного словаря у воспитанников с ОНР.
3. Разработать систему коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.
4. Апробировать систему коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.
5. Изучить степень эффективности системы коррекционно-развивающей словарной работы с воспитанниками с ОНР.
Гипотеза, объект и предмет исследования
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективное решение коррекционно-развивающих задач словарной работы с воспитанниками с ОНР возможно, в том случае если:
1) разработана система индивидуальных подгрупповых занятий воспитателя с детьми с ОНР;
2 ) индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся во второй половине дня;
3) система работы охватывает модернизацию развивающей предметно- пространственной среды, работу с родителями и взаимодействие с социальными партнерами.
Объект исследования : развитие словаря у воспитанников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа воспитателя по словарю у детей с ОНР .
Основные научно-теоретические положения в основе исследования
- Исследования развития лексической стороны речи в дошкольном возрасте М.М. Алексеева, В.И. Яшина [4], А.И. Лаврентьева [19] А.Р. Лурия [26] Е.И. Тихеевой [35].
- Исследования особенностей развития словаря при общем недоразвитии речи отмечались в работах М.В. Богданова [4], М.Е. Хватцева [33], Р.Е. Левиной [25], В.И. Логиновой [21].
- Исследования проблем усвоения лексических закономерностей родного языка Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной [36,37].
- Система дидактических и театрализованных игр по активизации словаря Л.В. Артемовой [4], Л.В. Лопатиной [20], Т.А. Ткаченко [27].
Этапы экспериментального исследования
1 этап – констатирующий эксперимент .
Цель проведения – обследование уровня развития активного словаря детей с ОНР старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе по методике Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой и Г.В. Чиркиной «Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
2 этап – формирующий эксперимент .
Цель проведения – формирование активного словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста экспериментальной группы через систему коррекционно-развивающей работы.
3 этап – контрольный эксперимент .
Цель проведения – повторное обследование уровня развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы.
Диаграмма 1
Сравнительный анализ полового состава
экспериментальной и контрольной групп
Содержание и результаты обследования уровня развития словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
(констатирующий эксперимент)
Цель проведения обследования – определить уровень запаса слов, хранящийся в активном словаре у детей с ОНР.
Для проведения обследования уровня запаса слов активного словаря использовались серия заданий, предлагаемых в пособии «Особенности активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.
Диаграмма 2
Уровень развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента
Диаграмма 3
Уровень развития активного словаря у детей с ОНР контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента
Диаграмма 4
Сравнительный анализ уровня развития активного словаря у детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента
Система коррекционно-развивающей работы по активизации словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)
Цель - формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему коррекционно-развивающей словарной работы.
Задачи:
- Подобрать серию игр и упражнений, направленных на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Использовать в воспитательной работе по активизации словаря детей нетрадиционные технологии (загадки, игры драматизации, дидактические игры, проектную деятельность) при создании условий учесть модернизацию пространственной среды и взаимодействие с социальными партнерами.
- Провести коррекционно-развивающую работу, направленную на исправление недостатков в развитии активного словаря детей.
Разработанные и созданные условия
1. Психолого – педагогические условия.
- картотека дидактических игр;
- каталог игр драматизаций;
- каталог стихов по лексическим темам;
- планы совместной работы с социальными партнерами;
- планы проектов организованные совместно с родителями;
- перспективный план на период формирующего эксперимента.
2. Материально-технические условия.
Развивающая Предметно-Пространственная Среда.
Основные направления коррекционно-развивающей словарной работы
- Взаимодействие воспитателя с детьми в режимных моментах - в процессе формирования культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
- Взаимоотношения воспитателя с детьми в свободной деятельности во второй половине дня и использование нетрадиционных методов и технологий (игр драматизаций, дидактических игр, загадки)
- Взаимодействие воспитателя с родителями, реализация проектов «Моя малая Родина», «Книга - наш лучший друг».
- Взаимодействие с социальными партнерами: библиотека –филиал им. Ленинского Комсомола, выездной театр «Зазеркалье», общественные организации «Инватур», «Сфера».
Содержание и анализ степени эффективности проведенной коррекционно-развивающей словарной работы у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Цели работы
– определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей с ОНР старшего дошкольного возраста;
– сравнительный анализ полученных данных и выводы об успешности реализации поставленной гипотезы.
Контрольный эксперимент проводился повторно с экспериментальной и контрольной группой по методике Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.
Диаграмма 5
Сравнительный анализ уровня развития словаря детей экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов
Диаграмма 6
Сравнительный анализ уровня развития словаря детей контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов
Диаграмма 7 Сравнительный анализ уровней развития активного словаря экспериментальной и контрольной группы контрольный эксперимент
Выводы
- Исходя из анализа проведенного исследования, наблюдается положительная динамика развития и активизация словаря у детей экспериментальной группы с ОНР старшего дошкольного возраста.
- Результаты исследования свидетельствуют об эффективности нашей системы коррекционно – развивающей воспитательной работы по развитию и активизации словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
- Гипотеза о том, что применение нетрадиционных методов и приемов, система индивидуальных и подгрупповых занятий, работа по взаимодействию с родителями и социальными партнерами и модернизация развивающей предметно-пространственной среды поможет существенно увеличить и активизировать словарный запас у детей с ОНР, подтвердилась.