ДРЕВНЯЯ
СПАРТА
5 КЛАСС
Сосуд с изображением воинов и колесниц.
VI в. до н.э.
ПЛАН УРОКА
- Образование и географическое положение
Спартанского государства .
2. Спартанцы и илоты.
3. Управление Спартой.
4. Спартанское воспитание.
Повторение изученного.
А) Игра «Что такое? Кто такой?» (Угадать зашифрованные
слова и объяснить их значение)
А - - -
Арес
А - - - -
Афины
А - - - - -
Аттика
А - - - - -
Архонт
А - - - - - -
Ареопаг
Б) Замените одним словом:
город-государство
(полис)
вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями
(олива)
пластинка из обожженной глины для
покрытия кровли
(черепица)
власть демоса
(демократия)
свободные афиняне
(граждане)
В) расшифруйте фразу и назовите автора:
«ьтидогу месв еж узарс халлед хикилев в ондурт»
«Трудно в великих делах сразу же всем угодить»
Новый материал
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
СПАРТА.
СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ.
- Образование и географическое
положение Спартанского государства.
Предки спартанцев пришли с Севера
на полуостров Пелопоннес (Южная
Греция) . Они обосновались в области
Лакония : в долине реки Еврот
несколько соседних поселений
объединились и стали называться
Спартой . Спартанцы подчинили себе
всю Лаконию, а жителей ее заставили
работать на себя и стали называть их
илоты .
Спартанский воин.
V в. до н.э. Бронза
2. Спартанцы и илоты.
Илоты – захваченные; рабы, принадлежащие спартанскому государству;
Спартанцы – полноправные граждане Спарты.
Бронзовая фигурка спартанского воина. 500 лет до н.э.
3. УПРАВЛЕНИЕ
СПАРТОЙ
Совет старейшин
Народное собрание
Два царя
Народное собрание
(участвовали мужчины – спартанцы)
объявляло заключало выбирало
войну мир старейшин
Способ голосования - детский.
Фактическая власть принадлежала не
Народному собранию, а Совету старейшин
Совет старейшин
Обладал огромной и бесконтрольной
властью.
Входили спартанцы старше 60 лет.
Заседали пожизненно.
Созывал Народное
Вел переговоры с другими государствами
собрание
ДВА ЦАРЯ ( ПРЕДВОДИТЕЛИ)
КОМАНДОВАЛИ ВХОДИЛИ В СОВЕТ
ВОЙСКОМ СТАРЕЙШИН,
ПОСЛУШНО
ВЫПОЛНЯЛИ ЕГО
ВОЛЮ
ВЛАСТЬ ПЕРЕДАВАЛАСЬ
ПО-НАСЛЕДСТВУ
Спартанское
воспитание
Спартанский меч
Бронзовая фигурка спартанского воина.
Vв.до н.э.
Спартанский шлем. 490 г. до н.э.
Фаланга
Спартанские воины. Древний барельеф
Спартанский гоплит
В VI в. до н.э. Спарта была одним из самых могущественных государств-полисов в Греции.
Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели:
- к духовному оскудению народа,
- экономической отсталости Спарты по сравнению
с другими греческими полисами.
Спарта не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника.
Все, что могла создать Спарта, - это сильная армия .
В
Ы
В
О
Д
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ТЕСТ
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
1. Выберите правильный ответ:
Спартанцы: Спарта занимала территорию:
а) были исконными жителями а) Средней Греции,
Лаконии, области в Южной б) Области Лаконии на Севере
Греции; Греции;
б) по приглашению исконных жителей в) Областей Лакония и Мессения
пришли в Лаконию; в Пелопоннесе.
в) завоевали Лаконию и подчинили
своей власти ее исконных жителей:
2. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:
а) процветали искусства, а) строились прекрасные дворцы
и храмы,
б) все жители подчинялись почти б) жители держали в рабстве
военной дисциплине и строгому своих соплеменников-греков,
порядку, в) спартанцам было запрещено
в) младенцев, признанных заниматься торговлей и
старейшинами недостаточно ремеслом.
здоровыми, сбрасывали с горного
обрыва в пропасть.
3. ПРОДОЛЖИТЕ ПЕРЕЧЕНЬ:
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
Управление Спартой Илоты в Спарте:
осуществляли:
а) Совет Старейшин а)работали на принадлежавших
б) ………… спартанцам наделах,
в) ………… б) ………….
в) ………….
4. НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ.
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
СПАРТАНСКИЕ МАЛЬЧИКИ:
а) упорно занимались грамотой а)никогда не воровали чужого
и письмом, имущества,
б) часами разучивали военные б) умели стойко переносить
песни, лишения,
в) с семилетнего возраста жили в) говорили кратко, давали меткие
отдельно от родителей в и точные ответы,
отрядах сверстников, г) никогда не подвергались
г) славились умением красиво и физическим наказаниям.
долго говорить.
5. НАЗОВИТЕ ПОНЯТИЕ, КОТОРОЕ СООТВЕТСТВУЕТ
ОПРЕДЕЛЕНИЮ:
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
Рабы, принадлдежавшие Орган управления в Спарте,
Спартанскому государству: которому принадлежала
огромная и бесконтрольна
власть:
а) илоты, а) Совет старейшин,
б) демос, б) Народное собрание,
в) архонты. в) ареопаг.
СОСТАВИЛА:
Шкурпела Наталия Владимировна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 7 г. Новошахтинска
Ростовской области.
2015 год