СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Древнее Двуречье"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является неотъемлемой частью методической разработки урока в 5 классе по ФГОС по учебнику Вигасина А. А.. В презентации много дополнительного материала: записи с глиняных табличек,  пословицы, карты и иллюстрации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Древнее Двуречье"»

Древнее Двуречье План урока 1. Страна двух рек . 2. Города из глиняных кирпичей . 3. Башни от земли до неба . 4. Письмена на глиняных табличках . Дунаева Л. Н.  Старогольская средняя школа Новодеревеньковского района  Орловской области

Древнее Двуречье

План урока

1. Страна двух рек .

2. Города из глиняных кирпичей .

3. Башни от земли до неба .

4. Письмена на глиняных табличках .

Дунаева Л. Н.

Старогольская средняя школа

Новодеревеньковского района

Орловской области

Она лежит между двумя большими реками — Евфратом  и Тигром.  Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье. 1. Страна двух рек. Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»  Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата? Ответ на первом форзаце учебника

Она лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром.

Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье.

1. Страна двух рек.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.

Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

Ответ на первом форзаце учебника

1. Страна двух рек.

Заполните таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13)

Линии сравнения

Линии сравнения

Линии сравнения

Двуречье

Природные условия

Природные условия

Двуречье

Двуречье

Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Египет

Египет

Организация системы орошения

Организация системы орошения

Египет

Организация системы орошения

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды

     Опишите рисунок нашего времени (с. 66) по плану  2. Города из глиняных кирпичей.      «Поселок шумеров»  1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.

Опишите рисунок нашего времени (с. 66)

по плану

2. Города из глиняных кирпичей.

«Поселок шумеров»

1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.

3. Башни от земли до неба. Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города .   Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота  Шамаш - бог Солнца Син — бог Луны . Эа — бог воды Иштар - богиня плодородия и любви

3. Башни от земли до неба.

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города .

Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота

Шамаш - бог Солнца

Син — бог Луны .

Эа — бог воды Иштар - богиня плодородия и любви

2. Города из глиняных кирпичей.  1. Я родился в злосчастный день! 2. Брось тебя в воду — вода протухнет. Пусти тебя в сад — все плоды сгниют. 3. Дружба длится день, родство длится вечно. 4. Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот. 5. Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю. 6. Бедняк занимает — себе забот наживает! 7. Хорошо одетому всегда рады. 8. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку. 9. Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову. 1. 2. Познакомимся с документами на с. 69-70. - Найдите в тексте документа предложения, которые служили бы подписями к иллюстрациям. - Почему в Двуречье возник миф о потопе?  3.

2. Города из глиняных кирпичей.

1. Я родился в злосчастный день!

2. Брось тебя в воду — вода протухнет. Пусти тебя в сад — все плоды сгниют.

3. Дружба длится день, родство длится вечно.

4. Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот.

5. Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю.

6. Бедняк занимает — себе забот наживает!

7. Хорошо одетому всегда рады.

8. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку.

9. Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову.

1.

2.

Познакомимся с документами на с. 69-70.

- Найдите в тексте документа предложения, которые служили бы подписями к иллюстрациям.

- Почему в Двуречье возник миф о потопе?

3.

4. Письмена на глиняных табличках      Клинопись - это особое письмо Двуречья.

4. Письмена на глиняных табличках

Клинопись - это особое письмо Двуречья.

НАДПИСЬ

НА ГЛИНЯНОЙ

ТАБЛИЧКЕ,

СДЕЛАННАЯ

УЧЕНИКОМ

В ШУМЕРСКОЙ

ШКОЛЕ

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось.

Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком.

Когда учитель проверял порядок в доме табличек,

Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:

«На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!»

— и ударил меня. Отец дома табличек

положил передо мной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, Писал на ней, Но было на табличке и то, чего я не понимал, Чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговаривал без разрешения?»

— и ударил меня; Смотритель сказал:

«Почему ты кланялся без разрешения?» — и ударил меня;

Человек, следящий за порядком, сказал: «Почему ты встал без разрешения?» — и ударил меня; Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?»

— и ударил меня; Человек с палкой сказал:

«Почему ты протягивал руку без разрешения?» — и ударил меня... Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел.

  • Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?

4. Письмена на глиняных табличках Опишите рисунок нашего времени по плану (с. 68):  «Школа в Двуречье»  ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину

4. Письмена на

глиняных табличках

Опишите рисунок нашего времени по плану

(с. 68):

«Школа в Двуречье»

  • ученики;

2) учитель;

3) работник, разминающий глину

Закрепление знаний и способов действий Выполните тестирование (вариант 1, 2).  Работа по карточкам 1, 2. - Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?

Закрепление знаний и способов действий

  • Выполните тестирование (вариант 1, 2).
  • Работа по карточкам 1, 2.

- Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?

Работа с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради

Работа с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради

    Информация о домашнем задании     Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1—4 устно.   Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок) о Двуречье. Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради

Информация

о домашнем

задании

  • Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1—4 устно.
  • Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями.
  • Можете прислать фото (рисунок) о Двуречье.
  • Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради