СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Э. М. Ремарк. "На Западном фронте без перемен".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Э. М. Ремарк. "На Западном фронте без перемен".

Просмотр содержимого документа
«Презентация Э. М. Ремарк. "На Западном фронте без перемен".»

В ноябре 1928 года тираж одной из старейших берлинских газет, «Фоссише цайтунг», из-за резко возросшего спроса был увеличен на несколько тысяч экземпляров. Внезапный рост популярности этой газеты объяснялся тем, что с 10 ноября по 9 декабря на ее страницах публиковалось произведение, сразу же приковавшее к себе внимание читателей. Это был роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен».

В ноябре 1928 года тираж одной из старейших берлинских газет, «Фоссише цайтунг», из-за резко возросшего спроса был увеличен на несколько тысяч экземпляров. Внезапный рост популярности этой газеты объяснялся тем, что с 10 ноября по 9 декабря на ее страницах публиковалось произведение, сразу же приковавшее к себе внимание читателей. Это был роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен».

 31 января 1929 года роман вышел отдельным изданием и имел необычайный успех. Ежедневно раскупалось до 20 тысяч экземпляров. А к концу года количество распроданных экземпляров почти достигло полутора миллионов. Но значение выхода книги в свет не замыкалось рамками германского книжного рынка: роман был уже в том же 1929 году переведен на двенадцать, а в дальнейшем еще на три десятка языков.

31 января 1929 года роман вышел отдельным изданием и имел необычайный успех. Ежедневно раскупалось до 20 тысяч экземпляров. А к концу года количество распроданных экземпляров почти достигло полутора миллионов. Но значение выхода книги в свет не замыкалось рамками германского книжного рынка: роман был уже в том же 1929 году переведен на двенадцать, а в дальнейшем еще на три десятка языков.

Десятилетие, отделявшее появление романа от первой мировой войны, создавшей его сюжетно-тематическую основу, не заглушило воспоминаний об этих катастрофических событиях и не успело залечить всех нанесенных войною ран — материальных, экономических, психологических и моральных.

Десятилетие, отделявшее появление романа от первой мировой войны, создавшей его сюжетно-тематическую основу, не заглушило воспоминаний об этих катастрофических событиях и не успело залечить всех нанесенных войною ран — материальных, экономических, психологических и моральных.

Эрих Мария Ремарк (1898 – 1970) В основе романа «На Западном фронте без перемен» - биографический материал.

Эрих Мария Ремарк

(1898 – 1970)

В основе романа «На Западном фронте без перемен» - биографический материал.

Сын переплетчика, Ремарк посещал семинарию в Оснабрюке. В 1916 он уходит добровольцем на Западный фронт, в 1918 году получает ранение.

Сын переплетчика, Ремарк посещал семинарию в Оснабрюке.

В 1916 он уходит добровольцем на Западный фронт, в 1918 году получает ранение.

Вернувшись из армии и завершив среднее образование, перепробовал много самых разных профессий: был бухгалтером, коммивояжером, каменотесом на кладбище, агентом по продаже могильных памятников, шофером-испытателем, органистом церкви в психиатрической больнице, учителем народной школы. Стать пианистом-профессионалом ему помешали последствия ранения.

Вернувшись из армии и завершив среднее образование, перепробовал много самых разных профессий: был бухгалтером, коммивояжером, каменотесом на кладбище, агентом по продаже могильных памятников, шофером-испытателем, органистом церкви в психиатрической больнице, учителем народной школы. Стать пианистом-профессионалом ему помешали последствия ранения.

Пауль — это одно из двух имен, которые были даны самому Ремарку при крещении. Начав свою литературную деятельность, Эрих Пауль назвал себя Эрихом Марией (в Германии, как и во многих европейских странах, это женское имя из евангельской легенды часто давалось и мальчикам, но только в качестве второго имени). А Боймер девичья фамилия его бабушки по отцовской линии.

Пауль — это одно из двух имен, которые были даны самому Ремарку при крещении. Начав свою литературную деятельность, Эрих Пауль назвал себя Эрихом Марией (в Германии, как и во многих европейских странах, это женское имя из евангельской легенды часто давалось и мальчикам, но только в качестве второго имени). А Боймер девичья фамилия его бабушки по отцовской линии.

 Главный герой романа - Пауль Боймер — ровесник своего создателя, родившегося в Оснабрюке 1898 года. Автобиографичность образа Пауля Боймера сказывается в его военной «карьере». Вместе с другими юношами 1898 года рождения Ремарк был призван в армию в конце 1916 года со школьной скамьи. В том же самом году надевает солдатскую шинель и недоучившийся гимназист Пауль Боймер.

Главный герой романа - Пауль Боймер — ровесник своего создателя, родившегося в Оснабрюке 1898 года.

Автобиографичность образа Пауля Боймера сказывается в его военной «карьере». Вместе с другими юношами 1898 года рождения Ремарк был призван в армию в конце 1916 года со школьной скамьи. В том же самом году надевает солдатскую шинель и недоучившийся гимназист Пауль Боймер.

Немецкие солдаты начала XX в .

Немецкие солдаты начала XX в .

Иллюстрации к роману

Иллюстрации к роману

Начало романа поражает обилием физиологических сцен. Еда, необходимость справить нужду, отоспаться - вот постоянные заботы солдата. Мы совершенно не слышим разговоров о том, ради чего воюют, за кого воюют, даже с кем воюют.

Начало романа поражает обилием физиологических сцен. Еда, необходимость справить нужду, отоспаться - вот постоянные заботы солдата. Мы совершенно не слышим разговоров о том, ради чего воюют, за кого воюют, даже с кем воюют.

Такая дегероизация вызвана самим характером империалистической войны. Поражает, как легко солдаты разделили обеды погибших однополчан, не испытывая при этом ни малейших мук совести и сожаления. Война закалила и заставила их огрубеть. В романе рождается мысль о товариществе, как единственной ценности, порожденной войною.

Такая дегероизация вызвана самим характером империалистической войны. Поражает, как легко солдаты разделили обеды погибших однополчан, не испытывая при этом ни малейших мук совести и сожаления. Война закалила и заставила их огрубеть. В романе рождается мысль о товариществе, как единственной ценности, порожденной войною.

Боймер был в числе группы одноклассников, ушедших на фронт добровольно, тогда как Ремарка мобилизовали. Различие это появилось не случайно. Мотив добровольчества понадобился писателю для разоблачения милитаристского духа, царившего в школах кайзеровской Германии.

Боймер был в числе группы одноклассников, ушедших на фронт добровольно, тогда как Ремарка мобилизовали. Различие это появилось не случайно. Мотив добровольчества понадобился писателю для разоблачения милитаристского духа, царившего в школах кайзеровской Германии.

Классный наставник Канторек в бесконечных речах подвергал своих питомцев такой систематической «обработке», что в конце концов класс не выдержал и «строем, под его командой, отправился в окружное военное управление» записываться добровольцами.  Бисмарк говорил, что битву при Садова (победа над Австрией) одержал немецкий учитель.

Классный наставник Канторек в бесконечных речах подвергал своих питомцев такой систематической «обработке», что в конце концов класс не выдержал и «строем, под его командой, отправился в окружное военное управление» записываться добровольцами.

Бисмарк говорил, что битву при Садова (победа над Австрией) одержал немецкий учитель.

Обобщенный характер судьбы немецкого солдата делает книгу особенно значительной.

Обобщенный характер судьбы немецкого солдата делает книгу особенно значительной.

На пути от школы к окопам стоит казарма, где муштруют новобранцев, и ее Ремарк тоже изобразил на основе своих собственных воспоминаний. И унтер-офицера, трагикомически олицетворяющего эту муштру, он не выдумал, а списал с того тупоумного садиста, который некогда терзал в казарме его самого. Он только слегка изменил его фамилию, превратив Химмельрайха в Химмельштоса.

На пути от школы к окопам стоит казарма, где муштруют новобранцев, и ее Ремарк тоже изобразил на основе своих собственных воспоминаний. И унтер-офицера, трагикомически олицетворяющего эту муштру, он не выдумал, а списал с того тупоумного садиста, который некогда терзал в казарме его самого. Он только слегка изменил его фамилию, превратив Химмельрайха в Химмельштоса.

Шлем, котелок и фляга немецкого солдата.

Шлем, котелок и фляга немецкого солдата.

Ремарк, участвовавший в боях во Франции, Фландрии и на других участках Западного фронта, был ранен несколько раз. В августе 1917 года он попал в лазарет в Дуйсбурге и в письмах, посланных оттуда в свою часть фронтовым товарищам, запечатлел невеселые картины, подготовившие почву для создания через десяток лет таких запоминающихся эпизодов романа, как посещение Паулем Боймером и его друзьями их смертельно раненного одноклассника Франца Кеммериха и пребывание самого Боймера в полевом госпитале, санитарном поезде и лазарете при католическом монастыре.

Ремарк, участвовавший в боях во Франции, Фландрии и на других участках Западного фронта, был ранен несколько раз. В августе 1917 года он попал в лазарет в Дуйсбурге и в письмах, посланных оттуда в свою часть фронтовым товарищам, запечатлел невеселые картины, подготовившие почву для создания через десяток лет таких запоминающихся эпизодов романа, как посещение Паулем Боймером и его друзьями их смертельно раненного одноклассника Франца Кеммериха и пребывание самого Боймера в полевом госпитале, санитарном поезде и лазарете при католическом монастыре.

С тех пор, как Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» показал, что такое настоящая война, ни один писатель не мог избежать необходимости показывать войну «в крови, страданиях, смерти».

С тех пор, как Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» показал, что такое настоящая война, ни один писатель не мог избежать необходимости показывать войну «в крови, страданиях, смерти».

Постепенно нарастает тревога. Герои приближаются к фронту. Фронт – нечто холодное, бесчеловечное и противостоящее живому. Это подчеркнуто в пронзительной сцене обстрела, когда под разрывы снарядов попадают лошади. Они кричат от боли и ужаса так, что у привыкших к жестокости солдат не выдерживают нервы.

Постепенно нарастает тревога. Герои приближаются к фронту. Фронт – нечто холодное, бесчеловечное и противостоящее живому. Это подчеркнуто в пронзительной сцене обстрела, когда под разрывы снарядов попадают лошади. Они кричат от боли и ужаса так, что у привыкших к жестокости солдат не выдерживают нервы.

Немецкий перевязочный пакет Кладбище в Бельгии В сцене обстрела на кладбище оживают романтические видения летающих гробов и оживающих мертвецов. Но все это – результат кошмарной действительности XX в .

Немецкий перевязочный пакет

Кладбище в Бельгии

В сцене обстрела на кладбище оживают романтические видения летающих гробов и оживающих мертвецов. Но все это – результат кошмарной действительности XX в .

Газовые атаки стали настоящим кошмаром для солдат первой мировой. Первыми применили газ именно немцы.

Газовые атаки стали настоящим кошмаром для солдат первой мировой. Первыми применили газ именно немцы.

Знак за ранение. Немецкая саперная лопатка Герой романа, еще не приобретший никакой мирной профессии, произносит настоящую «оду» саперной лопатке – убивать он научился.

Знак за ранение.

Немецкая саперная лопатка

Герой романа, еще не приобретший никакой мирной профессии, произносит настоящую «оду» саперной лопатке – убивать он научился.

 В это время рождается литература так называемого «потерянного поколения». Ее герои — люди, чаще всего молодые, травмированные войной. Душевные раны, а у некоторых из них еще и телесные, не дают им возможность войти по-настоящему в мирную жизнь.

В это время рождается литература так называемого «потерянного поколения». Ее герои — люди, чаще всего молодые, травмированные войной. Душевные раны, а у некоторых из них еще и телесные, не дают им возможность войти по-настоящему в мирную жизнь.

Но именно первая мировая приводит к перебою со снабжением в тылу. Появляются очереди за хлебом. В сценах приезда Пауля домой мы видим его невозможность слиться с мирной жизнью.

Но именно первая мировая приводит к перебою со снабжением в тылу. Появляются очереди за хлебом.

В сценах приезда Пауля домой мы видим его невозможность слиться с мирной жизнью.

В окопах первой мировой войны все солдаты были похожи друг на друга: французы, англичане, немцы, русские, бельгийцы. Эта война стала первой позиционной войной: сидение в окопах, в грязи, в болотистой жиже, под дождем месяц за месяцем – вот ее признаки. Километры колючей проволоки, стрельба в невидимого противника.

В окопах первой мировой войны все солдаты были похожи друг на друга: французы, англичане, немцы, русские, бельгийцы.

Эта война стала первой позиционной войной: сидение в окопах, в грязи, в болотистой жиже, под дождем месяц за месяцем – вот ее признаки. Километры колючей проволоки, стрельба в невидимого противника.

Постепенно война начинает страшно надоедать солдатам всех воюющих сторон.

Постепенно война начинает страшно надоедать солдатам всех воюющих сторон.

Английский король на фронте Кайзер Вильгельм II Приезд на фронт самого императора Вильгельма уже никого не может вдохновить. Постепенно содаты начинают осознавать, что воюют за чьи-то интересы. а не за родину.

Английский король на фронте

Кайзер Вильгельм II

Приезд на фронт самого императора Вильгельма уже никого не может вдохновить. Постепенно содаты начинают осознавать, что воюют за чьи-то интересы. а не за родину.

Германия надорвала свои силы. Вступление в войну Америки предопределило окончательный исход войны. В 1918 году 11-го числа 11-го месяца ровно в 11 часов на Западном фронте были полностью прекращены военные действия.

Германия надорвала свои силы. Вступление в войну Америки предопределило окончательный исход войны.

В 1918 году 11-го числа 11-го месяца ровно в 11 часов на Западном фронте были полностью прекращены военные действия.

Результатом поражения Германии в Первой мировой войне стала ноябрьская революция 1918 г. Революция потерпела поражение, и это стало еще одной причиной победы фашизма в Германии. Берлин. Ноябрь 1918 г. Бранденбургские ворота.

Результатом поражения Германии в Первой мировой войне стала ноябрьская революция 1918 г.

Революция потерпела поражение, и это стало еще одной причиной победы фашизма в Германии.

Берлин. Ноябрь 1918 г. Бранденбургские ворота.

Многозначительно само заглавие книги. Смысл его раскрывается в первых строках эпилога: когда был убит главный герой, «на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен». С легкой руки Ремарка эта проникнутая горьким сарказмом формула приобрела в немецком языке характер фразеологического оборота.

Многозначительно само заглавие книги. Смысл его раскрывается в первых строках эпилога: когда был убит главный герой, «на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен». С легкой руки Ремарка эта проникнутая горьким сарказмом формула приобрела в немецком языке характер фразеологического оборота.

Если в дни, когда, с «высокой» точки зрения главного командования, на фронте все остается без перемен, происходит столько ужасного, то что же сказать тогда о периодах ожесточенных, кровопролитных сражений?

Если в дни, когда, с «высокой» точки зрения главного командования, на фронте все остается без перемен, происходит столько ужасного, то что же сказать тогда о периодах ожесточенных, кровопролитных сражений?

В книге замечательны искренность и безыскусственность, глубина сочувствия жертвам войны, прежде всего «маленькому человеку», безжалостной рукой брошенному в пекло.

В книге замечательны искренность и безыскусственность, глубина сочувствия жертвам войны, прежде всего «маленькому человеку», безжалостной рукой брошенному в пекло.

После второй мировой войны роман зажил новой жизнью.

После второй мировой войны роман зажил новой жизнью.

После выхода в свет романа «На «Западном фронте без перемен» в квартиру, которую снимал писатель в Берлине, непрерывным потоком шли письма участников войны, выражавших ему признательность за правдивое изображение бойни, в которую были ввергнуты народы.

После выхода в свет романа «На «Западном фронте без перемен» в квартиру, которую снимал писатель в Берлине, непрерывным потоком шли письма участников войны, выражавших ему признательность за правдивое изображение бойни, в которую были ввергнуты народы.

Но наряду с очень большим числом приветственных откликов были и резко отрицательные и даже оскорбительные. Они исходили в первую очередь из профашистского лагеря и вообще из тех кругов, отношение которых к войне было прямо противоположно позиции Ремарка.

Но наряду с очень большим числом приветственных откликов были и резко отрицательные и даже оскорбительные. Они исходили в первую очередь из профашистского лагеря и вообще из тех кругов, отношение которых к войне было прямо противоположно позиции Ремарка.

Следующий роман Ремарка «Возвращение» вышел в свет в 1931 году, то есть через два года после опубликования романа «На «Западном фронте без перемен», был тесно связан с ним тематически и даже воспринимался многими как его продолжение.

Следующий роман Ремарка «Возвращение» вышел в свет в 1931 году, то есть через два года после опубликования романа «На «Западном фронте без перемен», был тесно связан с ним тематически и даже воспринимался многими как его продолжение.

Меньше чем через два года после выхода «Возвращения» в свет в Германии произошло событие, ставшее не только национальной, но и мировой катастрофой.

Меньше чем через два года после выхода «Возвращения» в свет в Германии произошло событие, ставшее не только национальной, но и мировой катастрофой.

Президент Пауль фон Гинденбург 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера канцлером. Началась самая страшная эпоха в истории Германии.

Президент Пауль фон Гинденбург

30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера канцлером. Началась самая страшная эпоха в истории Германии.

Ремарк уехал из Берлина в Швейцарию. В Германии его как ярого врага милитаризма и национализма мог ожидать лишь арест, он не вернулся, пополнив тем самым многочисленные ряды немецких антифашистов-эмигрантов .

Ремарк уехал из Берлина в Швейцарию. В Германии его как ярого врага милитаризма и национализма мог ожидать лишь арест, он не вернулся, пополнив тем самым многочисленные ряды немецких антифашистов-эмигрантов .

А тем временем оба его антивоенных романа были занесены в черные списки книг, запрещенных в нацистской Германии, и брошены 10 мая 1933 года вместе со многими другими неугодными гитлеровцам выдающимися произведениями немецкой и мировой литературы в огромный костер вблизи двух крупнейших центров национальной культуры: университета и оперного театра.

А тем временем оба его антивоенных романа были занесены в черные списки книг, запрещенных в нацистской Германии, и брошены 10 мая 1933 года вместе со многими другими неугодными гитлеровцам выдающимися произведениями немецкой и мировой литературы в огромный костер вблизи двух крупнейших центров национальной культуры: университета и оперного театра.

Но, несмотря на строгий запрет, многие немцы продолжали хранить в своих личных библиотеках, читать и перечитывать книги полюбившегося писателя.

Но, несмотря на строгий запрет, многие немцы продолжали хранить в своих личных библиотеках, читать и перечитывать книги полюбившегося писателя.

Живя в эмиграции, Ремарк продолжал творить. Но следующее свое произведение он опубликовал лишь в 1938 году. Это был роман «Три товарища».

Живя в эмиграции, Ремарк продолжал творить. Но следующее свое произведение он опубликовал лишь в 1938 году. Это был роман «Три товарища».

В 1939 году Ремарк переселяется в США, где сочетает литературную деятельность с работой в кинематографе.

В 1939 году Ремарк переселяется в США, где сочетает литературную деятельность с работой в кинематографе.

Горький опыт второй мировой войны еще больше усилил антивоенную тенденцию, ставшую с давних пор столь характерной для его творчества. Но теперь она переплеталась с еще одной линией — антифашистской, ибо чуткий писатель хорошо ощущал, что разгром фашизма вовсе не исключает возможность его возрождения. Эта линия содержится в романах «Триумфальная арка» (1946), «Искра жизни» (1952), «Время жить и время умирать» (1954), «Ночь в Лиссабоне» (1962), «Тени в раю» (издан посмертно) и в пьесе «Последняя остановка» (1956).

Горький опыт второй мировой войны еще больше усилил антивоенную тенденцию, ставшую с давних пор столь характерной для его творчества. Но теперь она переплеталась с еще одной линией — антифашистской, ибо чуткий писатель хорошо ощущал, что разгром фашизма вовсе не исключает возможность его возрождения. Эта линия содержится в романах «Триумфальная арка» (1946), «Искра жизни» (1952), «Время жить и время умирать» (1954), «Ночь в Лиссабоне» (1962), «Тени в раю» (издан посмертно) и в пьесе «Последняя остановка» (1956).

Особое место занимает роман «Черный обелиск» (1956). Здесь Ремарк вновь обращается к теме «потерянного поколения», так что эта книга вместе с романами «На Западном фронте без перемен», «Возвращение» и «Три товарища» образует своеобразную тетралогию.

Особое место занимает роман «Черный обелиск» (1956). Здесь Ремарк вновь обращается к теме «потерянного поколения», так что эта книга вместе с романами «На Западном фронте без перемен», «Возвращение» и «Три товарища» образует своеобразную тетралогию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!