СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Ф.А.Абрамов. О чем плачут лошади?" 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку для 7 класса по теме "Ф.А.Абрамов. О чем плачут лошади?"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Ф.А.Абрамов. О чем плачут лошади?" 7 класс»

МБОУ «ООШ с. Новое Чаплино

МБОУ «ООШ с. Новое Чаплино

 Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) родился с селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки «Смерш», где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы.   Абрамов так и не оставил произведений ни о фронте, ни о «Смерше», хотя и намеревался писать об этих знаменательных событиях своей биографии. Всё своё творчество он посвятил родной деревне.   Абрамов не скрывал публицистической природы своего творчества («По натуре своей я художник – дидактик»). При этом он же, несомненно, является большим художником слова, чьи книги останутся своего рода заповедником неискажённой северной русской речи.

Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) родился с селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки «Смерш», где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы. Абрамов так и не оставил произведений ни о фронте, ни о «Смерше», хотя и намеревался писать об этих знаменательных событиях своей биографии. Всё своё творчество он посвятил родной деревне. Абрамов не скрывал публицистической природы своего творчества («По натуре своей я художник – дидактик»). При этом он же, несомненно, является большим художником слова, чьи книги останутся своего рода заповедником неискажённой северной русской речи.

Пояснение слов Ф.А.Абрамова «Меня били! Крепко били…»  В 40-50 –е годы русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, принято было изображать как край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Многие писатели создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Такие произведения признавались официальной критикой образцовыми.  Фёдор Абрамов в 1954 году написал статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал «лакировку» действительности. Он писал правду о русской деревне. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк Абрамова «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Множество препятствий чинилось Абрамову: запрещались публикации его произведений, ограничивалась свобода научной работы и т.д.

Пояснение слов Ф.А.Абрамова «Меня били! Крепко били…»

В 40-50 –е годы русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, принято было изображать как край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Многие писатели создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Такие произведения признавались официальной критикой образцовыми.

Фёдор Абрамов в 1954 году написал статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал «лакировку» действительности. Он писал правду о русской деревне. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк Абрамова «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Множество препятствий чинилось Абрамову: запрещались публикации его произведений, ограничивалась свобода научной работы и т.д.

План рассказа Дружба с лошадьми. Чувство непонятной вины. Любимица героя – Рыжуха. Что случилось с Рыжухой? Рассказ старой кобылы. «Были такие времена, когда…лошадям жилось хорошо?» Роль лошади в прежние времена – «главная опора и надежда всей крестьянской жизни». Судьба Карька: «лошади тоже победу ковали…» Немой вопрос лошадей. «Я совершил что-то непоправимое, страшное…»

План рассказа

  • Дружба с лошадьми.
  • Чувство непонятной вины.
  • Любимица героя – Рыжуха.
  • Что случилось с Рыжухой?
  • Рассказ старой кобылы.
  • «Были такие времена, когда…лошадям жилось хорошо?»
  • Роль лошади в прежние времена – «главная опора и надежда всей крестьянской жизни».
  • Судьба Карька: «лошади тоже победу ковали…»
  • Немой вопрос лошадей.
  • «Я совершил что-то непоправимое, страшное…»
Словарная работа Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья. Дернина – д ёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений, верхний слой почвы. Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стати ( стать ) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры. Угар – (диалектное) – пригорок. «Чёртом выгибались» – молодцевато выглядели. Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекут блины и устраивают увеселения. Суженая – в народной поэзии невеста.

Словарная работа

Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина – д ёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений, верхний слой почвы.

Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки.

Стати ( стать ) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры.

Угар – (диалектное) – пригорок.

«Чёртом выгибались» – молодцевато выглядели.

Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекут блины и устраивают увеселения.

Суженая – в народной поэзии невеста.

 … « На этот раз я не шёл – бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда ещё не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звёзд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи – обычные лошади с обычными лошадиными именами»…  Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться.  В период коллективизации клички животным давались идеологизированные. Таким образом старались запечатлеть образ новой жизни. В первые годы после революции нередко и детям давали «революционные» имена: Вилор – В ладимир И льич Л енин О рганизатор Р еволюции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция; Сталина – в честь Сталин а; Тракторина – в честь появления трактор а в колхозе; Гертруда – гер оиня труда .

« На этот раз я не шёл – бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда ещё не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звёзд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи – обычные лошади с обычными лошадиными именами»…

Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться.

В период коллективизации клички животным давались идеологизированные. Таким образом старались запечатлеть образ новой жизни. В первые годы после революции нередко и детям давали «революционные» имена: ВилорВ ладимир И льич Л енин О рганизатор Р еволюции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция; Сталина – в честь Сталин а; Тракторина – в честь появления трактор а в колхозе; Гертрудагер оиня труда .

ВОПРОСЫ  В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе?

ВОПРОСЫ

В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе?

 «Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он осознаёт трагичность потери ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой.

«Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он осознаёт трагичность потери ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой.

 Оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризуют его речь? Какую роль играет лексика этого фрагмента?

Оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризуют его речь? Какую роль играет лексика этого фрагмента?

 Герой не мог искренно ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разудалой бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искажённые, просторечные слова и выражения: «покель» , « в энтом» , «без банки не разобраться». Лексика подчёркивает противоречие, контраст между естественным, лживым, бездумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой».

Герой не мог искренно ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разудалой бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искажённые, просторечные слова и выражения: «покель» , « в энтом» , «без банки не разобраться». Лексика подчёркивает противоречие, контраст между естественным, лживым, бездумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой».

В этом фрагменте часто встречаются эпитеты, подчёркивающие суетливость героя, должность его поведения, его растерянность, стыд, напускную разухабистость: «торопливо бросил…кусок хлеба», «быстро оделил хлебом», «быстрой, развязной походкой».

Средства речевой выразительности

Эпитет

Эпитет  [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки. Например:  Серебряные коньки, шелковые кудри .

Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: " бродяга -ветер", прилагательное – например: " деревянные  часы", наречие или деепричастие: "ты  жадно  глядишь" или "самолеты несутся,  сверкая ".

В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного определения в другое, например:  красна девица , сине морезелена трава .

Эпитет является простейшей формой тропа.

Использованная литература Н.В.Золотарёва, Н.В.Егорова.  Поурочные разработки по литературе.  Издание 3-е, переработанное. К учебным комплектам: В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой. 7 класс.  Москва «ВАКО». 2006  стр.258-262 В.Я.Коровина  Литература. 7 класс.  Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В двух частях. Часть 2.  8 издание, доработанное  Москва «Просвещение» 2001  стр.133-140 3. Иллюстрации из Интернета

Использованная литература

  • Н.В.Золотарёва, Н.В.Егорова.

Поурочные разработки по литературе.

Издание 3-е, переработанное. К учебным комплектам: В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой. 7 класс.

Москва «ВАКО». 2006

стр.258-262

  • В.Я.Коровина

Литература. 7 класс.

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

В двух частях. Часть 2.

8 издание, доработанное

Москва «Просвещение» 2001

стр.133-140

3. Иллюстрации из Интернета


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!