НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая разработка раздела образовательной программы по физическому воспитанию учащихся «Баскетбол»
«Формирование интереса к занятиям баскетболом, через обучение технике владения мяча»
Выполнила учитель высшей категории Эдис Лариса Евгеньевна
город Дзержинск
2012 год
Актуальность.
Баскетбол является одним из средств физического воспитания.
Игра в баскетбол включает в себя индивидуальные и командные взаимодействия и развивает скоростно-силовые качества учащихся.
Цели и задачи.
Цели: Подготовка учащихся к выполнению скоростно-силовых нормативов.
Задачи:
- Развитие координации движения.
- Развитие скоростной выносливости.
- Воспитание волевых качеств.
- Развитие сплоченности коллектива.
Объект исследования. Объектом исследования в моей работе явился учебный процесс на уроках физической культуры по теме - баскетбол.
Предмет исследования . В работе изучалась эффективность средств обучения технике владения мячом на уроках физической культуры.
Что такое баскетбол?
Баскетбол был изобретен в декабре 1891 года доктором Джеймсом Нейсмитом, преподавателем Международной тренировочной школы YMCA в Спрингфилде, Массачусетс (известной сейчас, как Спринг-филдский колледж). Нейсмит придумал баскетбол в ответ на задание доктора Лютера Гулика, директора отдела физического воспитания, который поставил перед ним задачу придумать соревновательную игру, подобную футболу или лакроссу, в которую можно было бы играть в помещении во время холодных зимних месяцев. Баскетбол сразу же приобрел популярность и быстро распространился по стране и, благодаря путешествиям учеников тренировочной школы, за рубежом.
Баскетбол впервые стал частью Олимпийских игр в 1936 году.
Баскетбол - игра для всех, в него играют люди обоих полов всех возрастов и разного роста, а также люди с ограниченными возможностями, включая и тех, которые играют на колясках.
Наконец, в баскетбол можно играть и одному. Все, что для этого нужно - мяч, кольцо и площадка. Ну и, конечно, воображение, чтобы придумывать оригинальные игровые упражнения.
Дриблинг.
- Ведение мяча – дриблинг – является основой основ всего баскетбола.
- Хороший дриблер – это игрок, свободно владеющий мячом как правой, так и левой рукой, умеющий мгновенно изменить высоту ведения мяча, сделать его перевод за спиной, под ногой.
- У игрока, хорошо владеющего дриблингом, мяч буквально притягивается к руке, контролирует мяч он периферическим зрением, а под час ведет мяч и вовсе без зрительного контроля между отскоками мяча во время его ведения игрок может сделать любое количество шагов.
- Игрок, владеющий мячом, не имеет право отрывать опорную ногу при начале движения до того, как выпустит мяч из руки.
- Начинать обучение дриблингу следует с обучения правильному положению туловища и движениям при ведении мяча.
- Прежде всего следует научить правильной стойке при разной высоте ведения мяча, умению распределить центр массы тела и сохранять равнопесие.
Методика обучения ведению мяча.
Подводящие упражнения:
- Учащийся держит одной рукой сверху малый мяч, волнообразным, энергичным движением кисти посылает его вниз и ловит сверху после отскока. Работает только кисть.
- Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90 град.). второй игрок накладывает кисть на мяч сверху, пальцы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч снизу-вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч.
- Учащийся держит левой рукой снизу-сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движением мяч направляется вниз-вперед до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стойку, на движение руки без отрыва от мяча.
- Учащийся выполняет ведение мяча на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вверх и вниз.
- Мяч на полу, толчкообразным движением кисти поднять мяч.
Обучение
ведению мяча
можно разделить
на следующие
этапы:
1 этап – ведение на месте .
2 этап – ведение шагом, бегом по прямой .
3 этап – ведение по кругу .
4 этап – ведение с изменением направления .
5 этап – ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости.
6 этап – ведение мяча при сближении с соперником.
Имитация ведения без мяча : в высокой стойке ведение на месте с высоким отскоком; обратить внимание на правильное держание стены, не наклоняться к воображаемому мячу, видеть площадку.
Имитационные упражнения без мяча : имитация ведения мяча на месте правой, затем левой рукой шагом по прямой; бегом по прямой; по кругу; в движении с изменением направления и скорости.
Ведение мяча на месте.
Упражнения:
- Ведение правой а затем левой рукой с длительным сопровождением.
- Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).
- Ведение мяча левой, затем правой рукой с поворотом вокруг опорной ноги.
- Ведения мяча, посылая его в пол поочередно вперед – назад.
- Ведение мяча с переводом с руки на руку.
- Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.
- Ведение мяча на скорость из низкой стойки.
- Ведение двух мячей одновременно и попеременно .
- Ведение мяча, другой рукой выполняя рисунок на полу, у доски.
Упражнения:
- Ведения мяча в высокой, низкой стойке.
- Ведение шагом на коленях.
- Ведение с остановками по сигналу через 5-6 метров (при остановке ведение на месте).
- Ведение, остановка, принять стойку на одной ноге и выполнить переводы мяча под ногой или за спиной.
- То же , сесть, лечь не прекращая ведения мяча.
- Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.
- Ведение мяча с отвлечением внимания.
- Ведением двух мячей одновременно, попеременно.
- Ведение мяча с преодолением препятствий: по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.
- Ведение мяча с подлезанием под предметом (конь, козел) или перелезанием через него.
Упражнения:
- Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.
- Ведение мяча по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, попеременное ведение, с отвлечением внимания, ведения двух мячей.
- Подвижная игра «Круговая охота» . Школьники образуют две команды. Одна расположена на внутреннем, другая на внешнем кругу. Расстояние между этими концентрическими кругами примерно 2-3 метра. У каждого игрока баскетбольный мяч. По команде учителя игроки начинают выполнять ведение мяча по кругу лицом вперед (все в одну сторону), приставным шагом правым, левым боком, спиной; по сигналу игроки внешнего круга убегают с ведением мяча по прямой, игроки внутреннего круга их догоняют.
Упражнения:
- Ведение мяча противоходом .
- Ведение по разметке баскетбольной площадки.
- Ведение мяча зигзагами («змейкой»).
- Подвижная игра: «Иголка и нитка».
- Ведение мяча с обводкой препятствий справа и слева.
- Ведение мяча вокруг препятствий.
- Ведение мяча переводом его из руки в руку в момент поворота в обратном направлении.
- Ведение мяча с изменением скорости движения и длины его шагов.
- Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками.
- Переход от обычного ведения к сниженному и обратно.
- Сочетание ведения мяча с другими приемами.
- Ведение, остановка, поворот.
Упражнения:
Основная цель – выполнять ведения на максимальной скорости.
- Ведение мяча вокруг разметочных кругов на площадке, партнеров и прочих препятствий.
- Передача самому себе на ход, ловля мяча и ведение на скорость.
- Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом, с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени, с остановкой, - стремясь достичь максимальной частоты выполнения движений.
- Ведение в парах – «Догонялки».
- Челночное ведение мяча на 20-60 м. по прямой.
- Челночное ведение с изменением направления при обводке препятствий (стоек, мячей, обручей).
- Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока; по сигналу – скоростное ведение по прямой 10-30 м.
- Подвижная игра «Воробьи – вороны» из различных и.п.
- Ведение мяча по прямой из различных и.п. по сигналу до средней линии, обратно ведение в движении спиной вперед.
- Выполнять прыжки толчком обеих ног с высоким подниманием бедра., ведение мяча на месте, по сигналу – скоростное ведение до противоположной лицевой линии.
- Ведение мяча на месте с переводом мяча вперед – назад между ногами; по сигналу – скоростное ведение с изменением направления движения переводом мяча между ногами.
Правила выполнения:
- Толкая мяч в пол, используй движение главным образом пальцев и кисти и небольшое движение в локте. Не бей по мячу ладонью.
- Не смотри вниз на мяч – держи голову поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом, контролируемый мяч периферическим зрением.
- Удерживай мяч слегка сбоку, спереди – справа, когда ведешь мяч правой рукой, и слева, когда ведешь мяч левой рукой.
- Если необходимо, удерживай тело между мячом и защитником. Кроме того, мешай ему вытянутой и поднятой свободной рукой.
- Ноги должны быть согнуты, а тело направлено вперед.
- Учись передавать мяч сразу после ведения, не останавливаясь.
- Учись одинаково хорошо вести мяч как правой, так и левой рукой (дальней от защитника).
Основные заповеди дриблинга:
- Применяй дриблинг только тогда, когда он на пользу команде.
- Никогда не прибегай к ведению, если впереди открывается твой партнер. Тотчас же отдай мяч ему.
- При дриблинге постоянно старайся видеть партнера, с тем чтобы вовремя сделать кому-то из них передачу.
- Веди мяч рукой дальней от своего опекуна из команды соперника.
- Научись одинаково хорошо вести мяч и правой и левой рукой.
- Не превышай скорость на которой можешь контролировать мяч.
- Чем ближе к тебе соперник, тем ниже ты должен вести мяч.
- Постоянно тренируй рывки, изменение высоты ведения мяча, скорость и направление движения, остановки и повороты, переводы мяча на другую руку.
- Умелое маневрирование при дриблинге дает большое преимущество в игре.
Много лет прошло с того незабываемого дня, когда в Мюнхине советские
баскетболисты впервые в истории Олимпийских игр завоевали золотые медали, а
драматический сюжет финального матча сборной СССР и США живет и сейчас в
памяти любителей баскетбола.
За три секунды до финальной сирены американцы
ведут в счете с преимуществом в одно очко.
И тут Иван Едешко делает точную передачу через всю площадку под щит соперника, а Александр Белов в прыжке одновременно со звуком сирены забивает победный мяч.
В подобных случаях пальму первенства спешат отдать тому, кто забил мяч.
Тут же поистине золотой стала передача Ивана Едешко.
Эта история упамянулась для того, чтобы подчеркнуть значение в баскетболе такого технического приема, как передача, задуматься над ее ценой в игре.
- Передача одна из самых главных технических приемов в баскетболе. Без хорошего паса команде не организовать быстрого нападения.
- Неточные передачи быстро перехватываются соперником. Неумение выполнить скрытую передачу помогает сопернику расшифровать любой маневр.
- Баскетболисту приходиться выполнять передачи в самых различных ситуациях. Поэтому он одинаково хорошо должен уметь передавать мяч и стоя, и в движении – на бегу, после ведения и ловли мяча, и в прыжке – после перехвата и овладения мячом, отскочившим от щита.
- Часто, выполняя передачу, игрок оказывается в неудобном положении: попадает в плотную опеку нескольких баскетболистов команды соперника или получает мяч в воздухе, после чего может приземлиться только за пределами площадки.
- В этих случаях от него требуется особое мастерство в технике выполнения передачи, сочетающееся с ловкостью, высокой координацией движений, находчивостью, даже смелостью.
- Поэтому тренировочные занятия должны предусматривать постепенное повышение сложности упражнений на базе хорошо освоенных более простых элементов, приближения их к условиям соревнований: передачи в прыжке с поворотом на 180 градусов, с плотной опекой защитника, на высоких скоростях.
Основные заповеди по технике ловли и передачи мяча:
- Получая мяч, надо двигаться ему на встречу.
- Мяч следует держать чуть выше пояса, стараясь послать его мимо защитника, а не над ним.
- Активные движения запястья пальцев рук придают необходимую в передачах хлесткость броска.
- Укрывая мяч, не надо вытягивать руки с мячом.
- Большинство передач следует направлять выше пояса – примерно на уровне груди. Такую передачу легче принять.
- Прежде чем выполнить передачу, нужно сделать обманное движение, чтобы на него среагировал соперник, пытающийся перехватить мяч.
- Пасующий должен высоко держать голову для увеличения поля периферического зрения , что, в свою очередь, важно для успешной ловли и передачи мяча.
- Ноги, всегда слегка согнуты в коленях, не должны быть напряжены, баскетболист не должен быть закрепощен.
- Передачи должны быть быстрыми, точными, своевременными, но не слишком резкими.
- Необходимо уметь получать и передавать мяч одним движением.
- Следует избегать поперечных, навесных и мягких передач – их легко перехватывают соперники.
- Передачу партнеру делают только в том случае, если он готов ее принять.
- Принимая мяч, надо следить за его полетом: всегда ожидать пас и быть готовым к ловле мяча.
- При передаче левой рукой правую ногу выдвигают вперед и наоборот – при передаче правой рукой вперед выдвигается левая нога.
- Следует показать партнеру руками место, наиболее удобное для приема мяча.
- Необходимо как можно реже отдавать мяч игроку, находящемуся в непосредственной близости к боковой линии, в углу площадки .
Специальная подготовка – игры и подводящие упражнения для 1-4 классов.
1класс. Броски, ловля мяча, передача партнеру. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча.
2класс . Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими мячами. Стойка игрока. Передвижение игрока в стойке. Остановка по звуковому сигналу. Различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами.
3 класс . Передвижения в стойке. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. Ведение правой и левой рукой по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с места и отражением от щита.
4 класс . Освоение ведения мяча правой и левой рукой по прямой. Имитация ведения мяча. Ведение на месте с изменением высоты отскока мяча. Ведение мяча шагом, бегом по прямой, по сигналу на месте. Эстафеты с ведением мяча.
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
5-11 КЛАССОВ
5 КЛАСС
1урок: Ведение мяча на месте (ведение с обычным отскоком).
2 урок: Ведение мяча на месте: правой, левой, поочередно правой и левой рукой (смена по сигналу), вокруг опорной ноги, в положении сидя, ноги врозь – 2 удара справа – 2 между ногами и перевести на левую руку, то же левой рукой по 1 мин.
3 урок: Ведение мяча на месте правой, левой рукой, в движении шагом по прямой, правой, левой рукой.
4 урок: Ведение мяча правой, левой рукой шагом, бегом по прямой. Ведение мяча по кругу по 2 мин. правой, левой рукой.
5 урок: Игра в мини-баскетбол с применением ведения мяча.
6 урок: Оценка ведения мяча учащимися: -ведение на месте; - ведение мяча шагом, бегом по прямой; -ведение мяча по кругу.
7 урок: Игра в мини-баскетбол по упрощенным правилам.
8 урок: Игра в мини-баскетбол по упрощенным правилам.
6 КЛАСС
1урок: Ведение мяча шагом, правой и левой рукой, а также поочередно.
2 урок: Ведение мяча бегом по кругу. Ведение мяча шагом, бегом по прямой. Эстафета с ведением.
3 урок: Ведение мяча в среднем темпе по кругу.
4 урок: Обучение остановке после ведения мяча правой, левой рукой шагом, бегом по прямой и передаче мяча.
5 урок: Ведение мяча по кругу с остановками и поворотами.
6 урок: Броски мяча от плеча после ведения; после остановки прыжком; после двух шагов. Время – 5 мин.
7 урок: Оценка ведения мяча свободным бегом от лицевой линии до
противоположной стены правой рукой, обратно левой.
8 урок: Броски мяча после ведения свободным бегом, на оценку.
7 КЛАСС
1урок: Ведение мяча свободным, легким бегом, правой и левой рукой, а также поочередно:
2 урок: Ведение мяча с изменением направления и скорости: на правильность выполнения; на скорость.
3 урок: Ведение мяча с изменением направления и скорости .
4 урок: Эстафета с ведением, остановкой, прыжком, передачей.
5 урок: Совершенствование ведения в бросках, в игре.
6 урок: Оценка ведения мяча с изменением направления и скорости.
7 урок: Оценка броска мяча после двух шагов.
8 урок: Оценка умения играть в баскетбол, с учетом применения ведения.
8 КЛАСС
1урок: Повторение приемов ведения мяча.
2 урок: Эстафеты с ведением мяча на скорость по прямой, с обводкой, с остановками, бросками мяча в кольцо.
3 урок: Ведение мяча бегом по кругу с последующим броском одной рукой от плеча.
4 урок: Ведение мяча на месте.
5 урок: Ведение мяча на месте.
6 урок: Нападающий ведет мячвдоль боковой линии бегом, стараясь провести мяч до противоположной стены и сделать передачу в стену .
7 урок: Совершенствование броска в кольцо в движении, после получения мяча от капитана.
8 урок: Передачи в парах.
9 урок: Эстафеты с ведением мяча на скорость по прямой, с обводкой, с остановками, бросками мяча в кольцо.
10 урок: Ведение мяча правой, левой рукой свободным бегом по кругу с последующим броском в кольцо справа и слева.
11 урок: Двусторонняя игра.
12 урок: Бросок в движении после встречной ловли мяча, ведение.
13 урок: Опека игрока защитником при ведении в нападении; первый игрок ведет по всей площадке, второй – защитник – выбивает, останавливает, вырывает, заставляет двигаться обратно, к боковой линии, перехватывает мяч.
14 урок: Действия защитника при персональной опеке.
15 урок: Бросок мяча в движении - на оценку.
16 урок: Двусторонняя игра.
9 КЛАСС
1урок: Эстафеты с ведением мяча на скорость по прямой, с обводкой, с остановками, броском мяча в кольцо после двух шагов.
2 урок: Совершенствование техники персональной защиты .
3 урок: Бросок в движении (с двух шагов), после встречной ловли мяча.
4 урок: Двусторонняя игра. Бросок в прыжке.
5 урок: Двусторонняя игра. Бросок в прыжке.
6-7урок: Действия защитника при персональной опеке игрока.
8 урок: Двусторонняя игра.
9 урок: Эстафеты с ведением, передачей, ловлей и броском мяча в кольцо в различных сочетаниях со сменой мест.
10 урок: Действия защитника при персональной опеке игрока.
11 урок: Совершенствование ведения мяча с обводкой, передача в движении, с попеременным ведением, ведением на высокой скорости.
12-13 уроки: Совершенствование ведения, передачи , бросков мяча в кольцо в движении и действий защитников при персональной опеке в игровых ситуациях.
14, 15, 16 уроки: Двусторонняя игра.
10 КЛАСС
1урок: Ведение по схеме с обводкой и броском мяча.
2 урок: Двусторонняя игра.
3 урок: Передвижения в нападении и защите.
4-5 уроки: Ведение мяча при сближении с соперником один на один справа и слева.
6-7урок Двусторонняя игра.
8 урок: Оценка усвоения учащимися передвижений в нападении и защите.
9 урок: Командные эстафеты с ведением мяча, передачей, ловлей и бросками мяча в кольцо.
10, 12 уроки: Совершенствование в ведении мяча при сближении с соперником, передвижений в нападении и защите 2 на 2.
11, 12-13 уроки: Двусторонняя игра.
11 КЛАСС
1урок: Совершенствование ведения мяча, ловли и передачи, бросков мяча в кольцо в движении.
2 урок: Двусторонняя игра.
3 урок: Ведение мяча: ведение, передача высоко летящего мяча; ловля, ведение, передача мяча с отскоком от пола; ловля, поворот, передача в стену.
4-7 уроки: Двусторонняя игра 3 на 3.
8 урок: Двусторонняя игра.
9 урок: Занятия по станциям: ведение одновременно двух мячей, взаимодействие в нападении и защите 2 на 2, 3 на 3; двусторонняя игра.
10, 12 уроки: Совершенствование в ведении мяча при сближении с соперником, передвижений в нападении и защите 2 на 2.
10 - 16 уроки: Двусторонняя игра с применением групповых действий: передал – выйди на свободное место, комбинация «треугольник с заслоном».
Объединение учащихся «Школьная баскетбольная лига»
Девиз лиги: «Ты будешь тверд как сталь и чист как золото»
Спортивную основу «Школьной баскетбольной лиги» составляет первенство лиги. Условия проведения соревнований заключаются в выполнении тестовых упражнений, результаты которых переводятся в очки.
Чтобы получить право выступить в соревнованиях лиги надо набрать 50 очков. Каждый справившийся с тестовым заданием получает специальный документ – лицензию, которая свидетельствует, что школьник имеет право выступать в соревнованиях «Школьной баскетбольной лиги».
Средние показатели до и после проекта
Список использованной литературы:
- Баскетбол. Навыки и упражнения. Д. В. Краузе, Д. Мейер, АСТ. Астрель, Москва, 2006 г.
- Баскетбол. Шаги к успеху. Х.Виссел, АСТ. Астрель, Москва, 2009 г.
- Программа физического воспитания учащихся 5-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.:Просвещение 1992г.
- Баскетбол. Концепции и анализ. Б. Кроузи, Ф. Пауэр. М.: Физкультура и спорт. 1975г.
- Упражнения в баскетболе. К. Би, К. Нортон. М. : Физкультура и спорт. 1972г.
- Обучение баскетболу. VII класс. В.Я. Дяхтярёв. Научная статья, журнал физкультура и спорт, Выпуск 4/2009/
- Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста. З. Кожевникова, «ФИС», Москва, 1971 г.
- Развивающие игры на уроках физической культуры 5 – 11 класс. Ю.Г. Коджаспиров, «Дрофа», Москва, 2003 г.
- Подвижные игры 1 – 4 классы. А.Ю. Патрикеев, «ВАКО», Москва, 2007 г.
300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. И. А. Гуревич. Минск 2004
10. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях. В. Т. Чичикин, П. И. Игнатьев. Н. Новгород 2005.
11. Физическое воспитание учащейся молодежи. Материалы 4 всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород 2005.