Формирование контрольно –оценочной самостоятельности младших школьников
Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка
Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника
Освоение разных форм и способа организации коллективно распределенной деятельности учащихся
Совершенствование контрольно –оценочной деятельности объектов образования
этапы становления контрольно –оценочной самостоятельности
- 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
- 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
- 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
- Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.
- Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия
К концу 1 класса учащиеся могут
- сравнивать действия и результат с готовым образцом;
- По заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя
- Предъявить на оценку свои достижения по заданному критерию;
- Отделить известное от неизвестного в знаниях
Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- - прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- - прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- - прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
- - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- - прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
Проверочная работ в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся:
1. Выдели в тексте отдельные высказывания:
Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.
2.. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.
4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:
5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:
Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша
По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.
1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________
6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука
Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно - оценочной самостоятельности
- работа с «картой знаний» учащихся
- разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-хклассов
Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя».
- место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса
Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха» На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки.
- организация самостоятельной работы учащихся
Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.
- организация и проведение учебных занятий
Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают:
- над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу;
-над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»;
-над взаимоконтролем и взаимооценкой;
-над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы;
- над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п .
Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.