СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О СТАНОВЛЕНИи КОНТРОЛЬНО –ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Просмотр содержимого документа
«презентация "ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"»

Формирование   контрольно –оценочной самостоятельности младших школьников

Формирование контрольно –оценочной самостоятельности младших школьников

Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника Освоение разных форм и способа организации коллективно распределенной деятельности учащихся Совершенствование контрольно –оценочной деятельности объектов образования

Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка

Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника

Освоение разных форм и способа организации коллективно распределенной деятельности учащихся

Совершенствование контрольно –оценочной деятельности объектов образования

этапы становления контрольно –оценочной самостоятельности 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс); 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса); 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

этапы становления контрольно –оценочной самостоятельности

  • 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
  • 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
  • 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
Ретроспективная оценка   при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия
  • Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.
  • Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия
К концу 1 класса учащиеся могут  сравнивать действия и результат с готовым образцом; По заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя Предъявить на оценку свои достижения по заданному критерию; Отделить известное от неизвестного в знаниях

К концу 1 класса учащиеся могут

  • сравнивать действия и результат с готовым образцом;
  • По заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя
  • Предъявить на оценку свои достижения по заданному критерию;
  • Отделить известное от неизвестного в знаниях
Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: - прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками); - прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи); - прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); - прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.); - прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия); - прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи); - прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи); - прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»); - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию); - прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно); - прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий); - прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»); - прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи); - прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени); - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»). - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию); - прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
  • - прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
  • - прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
  • - прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
  • - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
  • - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
  • - прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
Проверочная работ в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся:   1. Выдели в тексте отдельные высказывания: Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают. 2.. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво ________________________________________________________________________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.  4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах: 5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:  Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша   По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу. 1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________   6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука  

Проверочная работ в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся:

 

1. Выдели в тексте отдельные высказывания:

Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.

2.. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.

4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:

5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:

Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша

  По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.

1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________

 

6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука

 

Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно - оценочной самостоятельности работа с «картой знаний» учащихся разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-хклассов Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя». место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха» На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки.  организация самостоятельной работы учащихся Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно - оценочной самостоятельности

  • работа с «картой знаний» учащихся
  • разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-хклассов

Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя».

  • место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса

Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха» На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки.

  • организация самостоятельной работы учащихся

Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

 организация и проведение учебных занятий Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают: - над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу;  -над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»;  -над взаимоконтролем и взаимооценкой; -над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы; - над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п .  Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.

  • организация и проведение учебных занятий

Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают:

- над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу;

-над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»;

-над взаимоконтролем и взаимооценкой;

-над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы;

- над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п .

Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.