Формирование универсальных учебных действий (УУД)
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД)
которые обеспечивают возможность каждому ребёнку самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
УУД создают условия развития личности и ее самореализации.
Универсальные учебные действия
это умение учиться, то есть обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Функции УУД
- Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
- Ставить учебные цели.
- Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
- Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области .
Виды УУД
Коммуникативные
Личностные
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Познавательные
Регулятивные
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Личностные
нравственно-оценочные умения-оценка своих и чужих поступков
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
- внутренняя позиция;
- мотивация;
- нравственно-этическая оценка.
нравственно-оценочные умения-оценка своих и чужих поступков
Личностные
Образовательная программа «Исследователи»
первый год обучения «Наука -исследовать» для детей 10-12 лет.
№
Наименование разделов и тем
1
Краткое содержание тем
2
Форма занятий Методы и приемы
Структура учебно-исследовательской работы: цели, задачи, гипотеза, методика, результаты, выводы.
3
Формирование УУД
4
Теория: Понятийный аппарат исследовательской деятельности. Этапы исследований.
Практика: Создание многоэтажного дома «Лего»
Ф.З. – Творческое задание
5
Приемы и методы: разработка структуры исследовательской работы, с помощью конструктора «Лего», моделирование, работа в группе и индивидуально , работа с готовыми иллюстрациями и рисунками созданными детьми, обсуждение , разработка плана действий и его реализация, конструирование.
Личностные:
- Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности
организация умения -организация своих дел, решения проблем
Регулятивные
Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
организация умения -организация своих дел, решения проблем
Регулятивные
Образовательная программа «Исследователи»
первый год обучения «Наука -исследовать» для детей 10-12 лет.
№
Наименование разделов и тем
1
Краткое содержание тем
2
Структура учебно-исследовательской работы: цели, задачи, гипотеза, методика, результаты, выводы.
Форма занятий Методы и приемы
3
4
Теория: Понятийный аппарат исследовательской деятельности. Этапы исследований (получение и обработка информации о жизнедеятельности грызунов: период активности и пассивности, кормовая база).
Формирование УУД
Ф.З. – Творческое задание
Практика: Создание дома «Дом для Хомы»
5
Приемы и методы: разработка структуры исследовательской работы с помощью конструктора «Лего», поиск информации в различных источниках (книга, интернет, инструкции) и её анализ, моделирование, работа в группе и индивидуально, работа с готовыми иллюстрациями и рисунками созданными детьми, обсуждение, разработка плана действий и его реализация, конструирование дома, анализ проекта и формулирование вывода о пригодности для проживания животных
Регулятивные:
- Понимание задания, планирование деятельности, контроль и оценка своей деятельности.
- Умение учитывать и выполнять установленные правила и умения
- Умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
- Умение понимать причины своего успеха или неудачи и находить способы выхода из ситуации
интеллектуальные умения-обработка информации
Познавательные
Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
- Общеучебные;
- Логические;
- Постановка и решение проблем
интеллектуальные умения-обработка информации
Познавательные
Образовательная программа «Исследователи»
первый год обучения «Наука -исследовать» для детей 10-12 лет.
№
Наименование разделов и тем
1
Краткое содержание тем
2
Структура учебно-исследовательской работы: цели, задачи, гипотеза, методика, результаты, выводы.
Форма занятий Методы и приемы
3
4
Теория: Понятийный аппарат исследовательской деятельности. Этапы исследований (получение и обработка информации о жизнедеятельности грызунов: период активности и пассивности, кормовая база).
Формирование УУД
Ф.З. – Творческое задание
Практика: Создание дома «Дом для Хомы»
5
Приемы и методы: разработка структуры исследовательской работы с помощью конструктора «Лего», поиск информации в различных источниках (книга, интернет, инструкции), моделирование, работа в группе и индивидуально, работа с готовыми иллюстрациями и рисунками созданными детьми, обсуждение, разработка плана действий и его реализация, конструирование дома, анализ проекта и формулирование вывода о пригодности для проживания животных
Познавательные:
- Умение добывать новые знания из различных источников и перерабатывать полученную информацию.
- Умение строить суждения в простой форме, анализировать и синтезировать полученные знания.
- Умение обобщать и применять новые знания в разных сферах деятельности.
коммуникативные умения -общение с людьми
Коммуникативные
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогом, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные
5
планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
3
2
постановка вопросов
разрешение конфликтов
коммуникативные умения -общение с людьми
Коммуникативные
Образовательная программа «Исследователи»
первый год обучения «Наука -исследовать» для детей 10-12 лет.
№
Наименование разделов и тем
1
Краткое содержание тем
2
Структура учебно-исследовательской работы: цели, задачи, гипотеза, методика, результаты, выводы.
Форма занятий Методы и приемы
3
4
Теория: Понятийный аппарат исследовательской деятельности. Этапы исследований (получение и обработка информации о жизнедеятельности грызунов: период активности и пассивности, кормовая база).
Формирование УУД
Ф.З. – Творческое задание
Практика: Создание дома «Дом для Хомы»
5
Приемы и методы: разработка структуры исследовательской работы с помощью конструктора «Лего», поиск информации в различных источниках (книга, интернет, инструкции) и её анализ, моделирование, работа в группе и индивидуально, работа с готовыми иллюстрациями и рисунками созданными детьми, обсуждение, разработка плана действий и его реализация, конструирование дома, анализ проекта и формулирование вывода о пригодности для проживания животных.
Коммуникативные:
- Умение доносить свою позицию до окружающих, владея приемами монолога и диалога.
- Умение формулировать свои мысли и оформлять их письменно.
- Умение договариваться и работать в паре, в группе, в коллективе.
4. Умение корректно отстаивать свою точку зрения.
Формирование УУД на примере одного из занятий образовательной программы «Исследователи»
первый год обучения «Наука -исследовать» для детей 10-12 лет.
№
1
Наименование разделов и тем (краткое содержание тем)
Форма занятий Методы и приемы
2
Формирование УУД
3
Структура учебно-исследовательской работы: цели, задачи, гипотеза, методика, результаты, выводы.
4
Теория: Понятийный аппарат исследовательской деятельности. Этапы исследований (получение и обработка информации о жизнедеятельности грызунов: период активности и пассивности, кормовая база).
Ф.З. – Творческое задание
Личностные:
Приемы и методы: разработка структуры исследовательской работы с помощью конструктора «Лего», поиск информации в различных источниках (книга, интернет, инструкции) и её анализ, моделирование, работа в группе и индивидуально, работа с готовыми иллюстрациями и рисунками созданными детьми, обсуждение, разработка плана действий и его реализация, конструирование дома, анализ проекта и формулирование вывода о пригодности для проживания животных.
Практика: Создание дома «Дом для Хомы»
- Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности
Познавательные:
Коммуникативные:
- Умение добывать новые знания из различных источников и перерабатывать полученную информацию.
- Умение строить суждения в простой форме, анализировать и синтезировать полученные знания.
- Умение обобщать и применять новые знания в разных сферах деятельности.
- Умение доносить свою позицию до окружающих, владея приемами монолога и диалога.
- Умение формулировать свои мысли и оформлять их письменно.
- Умение договариваться и работать в паре, в группе, в коллективе.
Регулятивные:
4. Умение корректно отстаивать свою точку зрения.
- Понимание задания, планирование деятельности, контроль и оценка своей деятельности.
- Умение учитывать и выполнять установленные правила и умения
- Умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
- Умение понимать причины своего успеха или неудачи и находить способы выхода из ситуации
Новая цель обучения и воспитания –
формирование универсальных учебных действий (УУД).
- отбирает нужное содержание,
- определяет виды деятельности на занятиях,
- формы организации обучающихся,
- отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии .
Интегрированные занятия
Спасибо за внимание!