Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фразеологизмы"»
ФРАЗЕОЛГИЗЫ
Пономарева Е.А.
Цель урока
Формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.
ЗАДАЧИ УРОКА
- знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова
- уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
- Признаки свободных Признаки словосочетаний фразеологизмов
- 1. Любое из слов можно 1. В их составе нельзя заменить заменять
другими словами. одно слово другим.
- 2, Слова сохраняют 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. смысловую самостоятельность.
- 3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются
требуют запоминания. готовыми, запоминаются
Сравните: на краю света –находиться далеко; намылить шею – кого-то проучить; зарубить на носу – что-то запомнить: как в воду глядеть – что-то предвидеть.
Найдите фразеологизм, объясните его значение
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
(Б. Заходер )
Найдите объяснение каждому фразеологизму
- Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
- Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле …
Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес,
Кто по дрова.
Ребята слушать их не станут: от этой песни уши…
Игра “Четвёртый лишний”.
1 группа
- Хоть пруд пруди. Кот наплакал.
- Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.
2 группа
- Во все лопатки. Сломя голову.
- Черепашьим шагом. В мгновенье ока.
3 группа
- Слово в слово. Тютелька в тютельку.
- Вилами на воде писано.
- Комар носа не подточит.
На заметку
- Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.
- Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).
- Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.
- Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много .
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
- 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
- 2) кто во что горазд 2) в двух шагах
- 3) как снег на голову 3) куры не клюют
- 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
- 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
- 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
- 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
- 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
- 9) доводить до белого каления 9) как мел
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско
9) душа в душу 9) одержать победу
10)засучить рукава 10)на всех парах
Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.
Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.
- Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках.
- Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править.
- У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание.
- Витя был на седьмом небе от счаст..
Домашнее задание по выбору учащегося:
- 1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
- 2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
- 3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.
Подведём итоги
- Что такое фразеологизм?
- Чем можно заменить фразеологизм?
- Какую роль выполняет фразеологизм в предложении