В современных условиях социальной жизни нашей страны, кардинальных изменений в области образования особую остроту приобретает проблема обучения русскому языку. Известно, что в переломные исторические эпохи родной язык и литература становятся символами национального самосознания. Усиливается их социальная значимость в формировании духовной культуры русского народа. Соответственно, вырастает и значимость филологического образования вообще, и в частности преподавания русского языка.
Сегодня идёт активный процесс обновления российского образования, происходит перенос акцентов с чисто познавательной функции на воспитательную и развивающую, переориентация на «культуросообразную школу», формирующую духовный мир человека, осознающего свою ответственность не только перед обществом в целом, но и перед каждым его членом в отдельности, перед окружающей его жизнью.
Воспитать такого человека – задача современной школы. При этом первоочередная задача – создать условия для воспитания подобной личности. На мой взгляд, важнейшим из этих условий является ориентация в процессе обучения школьников на изучение корней народа, его традиций и его языка.
Крупнейший наш писатель Валентин Распутин на XIV Международных Рождественских чтениях так сказал: «Воистину это волшебство: нет ничего в человеке, ни в чувствах его и мыслях, ни в самых потайных движениях души, ни во вздохе его и взгляде, ни в минуты отрады или тоски, которые бы наш язык не назвал. Он может все, длань его объемлет и малое, и большое, и для тех, кто принят им в его царство, он не инструмент, как легкомысленно полагают, а учитель и духовник, всемогущий владыка несметного богатства. Не знаю, есть ли в мире еще язык, подобный нашему; судя по почтению и удивлению, с какими относятся всюду к русской литературе, пожалуй, и нет. Мы счастливые избранники, и не хочется даже предполагать, будто мы потеряли способность понимать, что нам дано, и утратили чувствительность к красоте и силе нашего языка, это было бы самоубийством».
Мы знаем, что поддержка русского языка осуществляется на государственном уровне – указом Президента РФ от 29.12.2006г. 2007 год объявлен в России Годом русского языка. Но и на муниципальном уровне, в отдельно взятом, к примеру, нашем Одинцовском районе Московской области проводится широкомасштабная работа с целью развития интереса к родному языку, сохранения и развития самого языка как культурной ценности, развития культурных традиций района.
Для нас, педагогов, не секрет, что самой благодарной и благодатной аудиторией являются дети, которые впитывают подаваемую информацию, трансформируют её в своём сознании и идут дальше, уже декларируя самостоятельно те ценности, которые они приняли как неотъемлемую часть своей жизни. Поэтому именно для детей и был разработан план проведения Года русского языка в муниципальном Одинцовском районе, направленный в первую очередь в поддержку русского языка и русской культуры.
1 сентября в День знаний в школах района прошли уроки, посвященные Году русского языка. Был организован конкурс знатоков русского языка среди учащихся образовательных учреждений, лучшие приняли участие в его областном туре.
В Год русского языка в районе прошёл конкурс школьных сочинений на тему «Слово – дело великое». Фрагменты творческих работ учащихся о родном языке включены в процесс обучения и воспитания школьников. По итогам конкурса «Вдохновение», организованного по инициативе одинцовских поэтов, создан сборник поэтических сочинений школьников и педагогов.
Издание очередного сборника «От Пушкина до наших дней» ( VIII выпуск) с творческими работами школьников и педагогов стало очередным этапом в традиционном для нашего района Пушкинском направлении.
В ближайшее время в ЦПК «Развитие образования» начинаются курсы для учителей-словесников «Язык произведений А.С.Пушкина, православие и русская литература»
В нескольких школах района успешно ведется элективный курс «Буквица славянская». Он вызывает большой интерес у учащихся. В ноябре – декабре 2007 г. пройдёт повышение квалификации педагогов по подготовке к ведению данного курса.
В библиотеках школ организованы выставки, посвящённые Году русского языка и Дню славянской письменности, проводятся открытые занятия и беседы. Педагогами разработана программа «Школы юного филолога» для победителей и лауреатов районной олимпиады по русскому языку. Работа школы начнется в ноябрьские каникулы. Мы продолжаем участвовать в региональном эксперименте «Русское речевое общение» для учащихся 10-11 классов.
Учителями школ отрабатывается форма промежуточной аттестации школьников по литературе в целях совершенствования навыков чтения и владения словом на основе рекомендаций И.И.Аркина
К истокам славянской истории, памятникам устного народного творчества, к истории возникновения нашего алфавита и письменности позволили приобщиться мероприятия, посвящённые Дню славянской письменности и культуры. Это целый цикл классных часов-бесед, подготовленных старшими школьниками для младших, затем – интеллектуальный марафон в параллели 7-8 классов «Свет книжного знания». Логическим продолжением его стал Фестиваль чтения, который нашел развитие в исследовании учеников на тему «Что мы читаем: выбор поколения». Его материалы были обобщены членами муниципального школьного научного общества «ЛУЧ» и опубликованы в сборнике работ учащихся – победителей конкурса научных исследований. В завершение в школах прошли открытые мероприятия «Откуда азбука пришла», «Кирилл и Мефодий – славянские Первоучителя» и др. Всё это активно освещалось Одинцовским муниципальным телевидением.
Хочется надеяться, что Год русского языка – своеобразный пролог к реализации более широкой программы развития интереса к родной речи. Приобщение учеников к духовному богатству и красоте русского слова, запечатлённого в письменных памятниках, художественных произведениях, дает возможность нам, педагогам, развивать их коммуникативные компетенции, воспитывать ответственное отношение к слову, чуткость к выразительности родного языка – вводить юное поколение в мир великой истории нашего народа, его философии, всей системы нравственных и духовных ценностей.