Литературное чтение 4 класс Программа «Планета знаний»
Подготовила учитель
высшей категории
МЕРВИНСКАЯ Марина Петровна
Девиз:
«Дорогу ,осилит идущий» .
Эзоп - древнегреческий баснописец,
раб, жил в 6 веке до н.э.,
был очень остроумным и популярным человеком своего времени,
считается родоначальником жанра басни
Эзоп. Картина 17 века
Рисунок 15 века к басням Эзопа
Б
О
О
Л
О
Т
С
А
Р
Т
А
С
Л
О
Т
Н
О
С
И
К
Я
О
К
Ь
Л
Р
О
1
Б
Ы
Р
А
2
С
Й
Ы
Р
Б
О
Т
А
Г
К
О
3
Ь
Л
И
Я
4
Р
Щ
В
В
К
О
И
К
О
5
И
В
Т
А
6
Иван Андреевич Крылов Басня «Ворона и лисица»
(1769 — 1844)
Цель:
- Познакомиться с басней И.А.Крылова;
- Научиться правильно определять мораль басни;
- Повторить основные особенности басни как литературного жанра;
- Воспитывать нравственные качества личности.
Что такое басня ?
БАСНЯ
Нравоучительный
рассказ
Веселый
рассказ
Забавное
произведение
Рассказ
о животных
БАСНЯ – это нравоучительный рассказ в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы
Аллегория —иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Сатира —злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
Зима недаром злится. Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Мораль - нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.
Модель жанра
БАСНЯ
ЗАДАЧИ ЖАНРА
САТИРА
АЛЛЕГОРИЯ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ВЫСМЕЯТЬ
НЕДОСТАТКИ ЛЮДЕЙ
МОРАЛЬ
- ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ
ВЫВОД
ЭЗОП
И.И. Хемницер
М.В.Ломоносов
Л.Н. Толстой
Кто не слыхал
его живого слова?
Кто в жизни с ним
не встретился своей?
Бессмертные творения
Крылова
Мы с каждым годом
любим всё сильней
М.Исаковский
Ворона и Лисица
Правила читающего
- Соблюдай правильный темп, ритм чтения, избегай торопливости.
- Следи за дикцией
- Обращай внимание на знаки препинания.
- Отыскивай наиболее важные по смыслу слова и словосочетания.
- Соблюдай определённый тон (интонация).
ТАНЦ-МИНУТКА
ОПОРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА БАСНИ
- Читаю внимательно басню. На мысленном жанре стараюсь представить события басни.
- Определяю героев. Анализирую их поступки.
- Какие людские недостатки и пороки высмеиваются в басни?
- На что автор хотел обратить моё внимание.
- Определяю , где в басне мораль.
Афоризмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками. И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями
Соотнеси русские народные пословицы с баснями Крылова
Лишнее говорить – себе вредить.
Квартет
Лебедь, Щука и Рак
Мартышка и очки
Стрекоза и Муравей
Ворона и лисица
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна;
но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет
уголок.
Как ни полезна вещь,
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
- цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк
И выйдет из него не дело,
все к худу клонит
только мука.
Чему учат басни Крылова?
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки .
Цель:
- Познакомиться с басней И.А.Крылова;
- Научиться правильно определять мораль басни;
- Повторить основные особенности басни как литературного жанра;
- Воспитывать нравственные качества личности.
Рефлексивный алгоритм :
Я
- как чувствовал себя в процессе учения,
- было ли мне комфортно,
- с каким настроением работал,
- доволен ли я собой.
Рефлексивный алгоритм :
Мы
- насколько комфортно мне работалось
в малой группе
- я помогал товарищам, они помогали мне –
чего было больше
Рефлексивный алгоритм:
Дело
- я достиг цели;
- мне этот учебный материал
нужен для дальнейшей учёбы
(для практики, просто интересен);
- в чём я затруднялся, почему?
- как мне преодолеть свои проблемы?
Домашнее задание.
- Нарисовать иллюстрацию к басне И.А.Крылова.
- Выучить басню наизусть.
Спасибо за урок !
Желаю успеха в домашней
творческой работе!
Вы молодцы!