СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и доклад на тему: "Примечание ФГОС в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?(НОДА), для разработки индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воронежский Институт Развития Образования

 

 

 

 

Доклад

 

Примечание ФГОС в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

(НОДА), для разработки индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

 

Выполнила

Кружкова Елена Викторовна

учитель-логопед

 КОУ ВО «школа - интернат№7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2015

 

  1. Особенности детей с нарушением опорно -двигательного аппарата.

Понятие “нарушение функции опорно – двигательного аппарата”  носит собирательный характер и включает в себя двигательные  растройства,  имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Дети с НОДА  представлены следующими категориями:

  • дети с церебральным параличом (ДЦП),
  • с последствиями полиолиемита в восстановительной или резидуальной     стадии,
  •  с миопатией ,
  •  с врожденными  и приобритенными недоразвитиями и  деформациями  опорно – двигательного аппарта.

Помимо двигательных расстройств  у детей с НОДА могут отмечатся  недостатки интеллектуального развития: 40-50% детей имеют  задержку  психического развтия , около 10% всех детей – умственную отсталость разной степени выраженности. Эти недостатки обусловлены как непосредственно  порожением  головного мозга, а так и  являются следствием депривации, возникающей в результате ограничения  двигательной активности, и  дополнительных дефектов. ЗПР проявляется  в отставании формирования мыслительных операции, неравномерности развития различных психических функций, выраженных  астенических состояниях.

Самую многочсленную группу среди детей с НОДА составляют  дети с ДЦП. Такие дети в следствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. При ДЦП, как правило,  двигательные расстройства сочетаются с  речевыми нарушениями и задержкой формирования отдельных  психических функции. Следует подчеркнуть, что нет   соответствия между выраженностью двигательных и степенью недотаточности других функций. Многообрание проявлений структур нарушения развития,безусловно ,затрудняет стандартизацию образования  этих детей.

Двигательные нарушении при ДЦП выражаются в поражениях верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия, координации, мелкой мотрики). Тяжесть двигательных нарушении различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске, у большинства детей дефектна походка, а многие используют ортопеческие приспособления – костыли, трости и.т.д и только немногие дети способны к передвижению без вспомогательных средств на значительные  растояния. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и письма. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей.

Речевые нарушения выявляются у большинства детей с ДЦП. Чаще всего - различные формы дизартрии. Выраженность дизартических нарушениии может быть различной: от легких (стертых)  форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тежелых  случаях может наблюдатся анартрия.

Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев осложнены  общим недоразвитием речи (ОНР).

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства  сочетаются с нарушениями слуха. У 20-25% детей имеются  нарушения зрения: сходящее и расходящееся  косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.

Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функции. У многих детей отмечаются трудности в развитии  восприятия и  формировании пространственных и временных представлений.

Практическии у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие,  трудности переключения  внимания, малый обьем памяти.

Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные  возможности развития  высших психических функций, однако физические  недостатки  (нарушения двигательных функции, слуха, зрения), речевые трудности,  астенические проявления и ограниченный  запас знаний, вследствие социально – культурной депривации, маскируют эти возможности. Это же разнообразие фактов затрудняет дифференциальную психологическую диагностику при ДЦП, вследствие чего унифицированная система дифференциальной диагностики ДЦП до сих пор не разработана.  Наиболее надежной  остается диагностика, опирающаяся на тщательное наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием  отдельных психических функций и изучением особенностей приобретения новых знаний и навыков.

Таким образом, необходима разработка единой системы дифференциальной диагностики   детей с ДЦП, а также создание нескольких вариантов программ школьного образования,  учитывающих своеобразие психического  развития детей данной категории и его зависимость от состояния моторики, речи, выраженности астенических проявлений.

 

 

 

2. Основы  базисного учебного плана.

Основу базисного учебного плана общего образования детей данной категории составляет базисный план школы общего назначения.

Обучение  в начальной школе осуществляется за 4 года (без нулевого класса ), продолжительность  обучения в основной школе увеличивается на 1 год. Увлечение сроков обучения связано с замедленным темпом психического развития. Срок обучения в основной школе – 6 лет. Среднее образование дети получают за12 лет (с нулевым классом  за13 лет).

В базисный учебный план включены образовательные курсы, трудовая подготовка , предметы коррекционного цикла, школьный компонент.

 Второй вариант  базисного учебного плана для детей с умственной отсталостью и двигательными нарушениями предусматривает девятилетний срок обучения, которое носит  нецензовый характер.  Этот  вариант не предусматривает нулевого класса,  т.к в нулевом классе все дети занимаются вместе. Дифференциальная диагностика осуществляется по итогам обучения в нулевом классе не менее 1 года.

Этот вариант базисного учебного плана  включает образовательные курсы, адаптированные  к возможностям  умственно отсталых учащихся, трудовую  подготовку, коррекционные курсы, школьный компонент. К специальным коррекционным курсам  относятся,  социально - бытовая ориентировка, логопедические занятия, ритмика и ЛФК, занятия по  развитию психических процессов. В  V-IX классах трудовые обучение осуществляет подготовку учащихся к овладению одной из доступных профессий. Для занятий по труду класс делится  на 2 группы.

 

 

 

3. Специальные обрзовательные условия.

Для получения образования детьми  с нарушениями опорно – двигательного аппарата необходимы следующие условия:

1. Специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др. приспособления),

  • ортопедическая обувь и ортопедические приспособления,
  • специальная мебель,
  • специальные приборы для обучения (ручки и др.),
  • компьютерные классы,
  • мастерские для трудовой подготовки.

2. Наполняемость классов – до 10 человек, в классах для умственно отсталых детей  4-6  человек.

3. Продолжительность уроков:

в нулевом классе – 30 минут,

в 1 классе  - 35-45,

во 2 классе и далее – 45 минут. На каждом уроке после 20 минут занятия проводится  5-минутная физкультпауза с включением лечебно – коррекционных  мероприятий.

4. Обучение учащихся осуществляют специально подготовленные педагоги.

Коррекционные занятия проводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.

5. Кроме  помещений, общих для всех  типов школ, необходимы логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическая мастерская.

6. Обучение детей осуществляется на фоне лечебно – восстановительной работы. Основными направлениями этой работы  являются: медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно – психических отклонений, профилактика соматических заболеваний.

         Лечебные мероприятия должны осуществлять: педиатры. психоневрологи (невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, средний и младший медицинский персонал.

7. Обучение детей с нарушениями  опорно – двигательного аппарата может осуществлятся в условиях школы , специального класса при школе общего назначения, в реабилитационном центре. В двух последних случаях необходима организация работы групп продленного дня.

5. Пояснение к базисному плану.

Ученый план общего образования детей с НОДА (I вариант)  включает как  образовательные  дисциплины, так и специальные курсы.

Обьем содержания всех общеобразовательных дисциплин  соответствует  основному содержанию программ массовой школы РК, но в связи   с особенностями двигательных нарушений имеется специфика обучения,  особенно на начальных этпах. В этот период обучение детей ведется по специальным программам. В связи с отсутствием республиканских специальных программ целесообразно использовать российские программы, которые следует адаптировать, приводить в соотвествие с казахстанским стандартом образования. (Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. М., 1986.)

Нулевой класс (пропедевический период) следует рассматривать как гибкую структуру, основными задачами которой являются изучение возможностей ребенка, уточнение уровня психического развитияя, подготовка к дальнейшему обучению в начальной школе.

Пропедевический период необходим детям, непрошедшим специальной  дошкольной подготовки и не достигших функциональной школьной  зрелости, а также детям, нуждающимся в уточнении диагноза.

Дети, прошедшие курс специальный дошкольной подготовки и имеющие достаточный уровень сформированности двигательной, речевой деятельности в сочетании с ЗПР, могут быть определны в 1 класс.

В начальном звене вводится специальный курс “Окружающии мир”, цели которого - восполнение пробелов дошкольного этапа развития, совершенствование  речевой деятельности, зрительно – пространственной ориентации.

Нарушение двигательных функций кисти руки при различных формах ДЦП существенно затрудняет усвоение техники письма. В связи с этим в нулевом и первом классе выделяется специальное время на формирование двигательного навыка письма.

Усвоение родного языка обеспечивается максимальной практической направленностью начальных этапов обучения, практическим обогащением лексики учащихся, развитием связной речи.

Из часов, отведенных на курс математики,    начиная с 5 класса можно выделить по 1 часу на изучение информатики, а начиная с 7 класса на изучение геометрического материала.

При изучении математики следует учитывать особенности развития мышления, недостаточную сформированность пространственных представлений. С этой целью  вводятся специальные подготовительные  упражнения, используются разнообразные средства наглядности.

Физическое воспитание является одним из основных учебных предметов, обязательным для всех учащихся. Предусматривается решение общеобразовательных и коррекционных задач. Программа изменена по сравнению с программой  массовой школы ( Физическое воспитание в специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под ред. Р.Д.Бабенкова. М., 1975.)  На занятиях по физической культуре  особое  значение  приобретает индивидуальный подход к детям.

 Нормативы оценок на уроках физического воспитания не вырабатываются. Оценка выставляется с учетом двигательных возможностей и характера дефекта.

 Наряду с предметами  общеобразовательного цикла  базисный учебный план обязательно предусматривает занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций  (Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под ред. М.В.Ипполитовой, М., 1975.)

Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

  • преимущественно двигательных;
  • преимущественно речевых;
  • сочетания двигательных и речевых нарушений;
  • недостатков общего психического развития.

Обязательно включается:

1. ЛФК (групповые и индивидуальные занятия), которые организуются на фоне массажа, грязе – водолечения, медикаментозного   лечения.

2.Логопедические  занятия для детей с речевой патологией.

3. Индивидуальные     и групповые занятия для коррекции нарушенных функций.

Лечебная физкультура (ЛФК является) важнейшей частью общей системы  физического воспитания учащихся. План коррекционной работы для каждого ребенка составляется совместно методистам ЛФК и врачом на учебный год. Продолжительность  занятий -  45 минут.

Индивидуальные и  групповые  коррекционные  занятия направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, коррекцию нарушенных психических функции, подготовку к усвоению сложного учебного материала.

Коррекционные занятия не должны  дублировать ни содержания, ни форму урочных занятий. При их проведении необходимо использовать   различные формы и  виды работ, особое внимание уделяя предметно- практической  деятельности детей. В начальных классах целесообразно  проводит часть занятии в игровой форме.

Группы для логопедических и  коррекционных занятий формируются с учетом однородности и выраженности  нарушений развития. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Курс трудовой подготовки имеет 3   этапа:

1 этап – (0, I – IV класс) –  ручной труд.

2 этап - (V- X классы) –  допрофессиональная трудовая подготовка.

3 этап – ( Х1-Х11 классы) – профильное обучение.

Для занятий по труду ( в V-XII  классах ) класс делится на 2 группы,  которые комплектуются  при участии врачей  (ортопеда, психоневролога и врача ЛФК)  с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся,    а также интересов детей.

Мастерские по трудовому обучению оборудуются с учетом  возможностей  проведения  в них занятий с обучающимися, имеющими различные  двигательные  нарушениями. В мастерских используется оборудование и инструменты со специальными приспособлениями,  предупреждающими травмы.

 При планировании  часов школьного  компонента предпочтение следует отдать  курсам, способствующим  социализации учащихся, преодолению недостатков развития, совершенствованию   творческих способностей школьников.

В школе  может быть организовано надомное обучение,  дистанционное обучение. На основании заключения ПМПК и ИПР назначается форма обучения с согласия родителей.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!