СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект "Человек - созидатель культуры"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 3.

Тема урока «Человек – созидатель культуры»

Цель урока: формировать представление о человеке, как созидателе культуры.

Задачи: 

Формировать представление о человеке, как творческом, мыслящем, активном и ответственном участнике культуры народа. Расширять представления о культуре и истории Отечества Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению и творческой деятельности. Продолжить воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений культуры и уважение к прошлому народа. Пробуждать желание сохранять культуру. Обогащать лексику школьников словами и понятиями духовного и культурологического значения. Побуждать к творчеству и дать возможность творческого самовыражения.

Новые имена, названия и понятия: Преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Преподобный Сергий Радонежский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Свято-Троице- Серафимо -Дивеевский монастырь. Святость. Подвиг.

 

Ход урока.

1. Вступительная беседа

- О чём шла речь на прошлых уроках «Основы православной культуры» ?  Слайд 1.

- Какая бывает красота?

- Что относится к нерукотворной красоте? (природа)

- Какая красота появилась раньше?

- О какой красоте идёт речь в этом стихотворении?

            Как много в мире есть стихов и песен!

            Картин, что взор пленяют красотой.

            И возвышает мир творением чудесным

            Величье храмов и дворцов – наследие веков. (Это рукотворная красота)

 

- Что составляет всё лучшее в рукотворном творении народа? (Культуру народа)

- Как называют людей – создателей предметов культуры? (Мастера)

- Чем обладает человек, созидающий замечательные культурные ценности? (Талантом)

- Как образно называют талантливых людей ? (Кисточка в Божьих руках)

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке продолжим разговор о культуре и о том, кто её создаёт.

3. Изучение нового материала

1) Что относится к ценностям культуры?

 - Рассмотрите предметы. Слайд 2.

           

-  Что их объединяет? (Это рукотворное творение)

- Все ли предметы можно назвать ценностями культуры? Почему? (Значимость для народа, красота исполнения) 

- Какие из этих предметов можно отнести к ценностям культуры?

- Ценным в культуре становится не всякое делание: что у кого слепится, выстроится, без отношения к жизни народа, его истории, но глубоко осмысленное, связанное с общими событиями,  и хорошо, с любовью выполненное.

Недаром в народе говорят, для себя дом строят, а общую культуру – созидают.

- Рассмотрите скульптурные памятники  и архитектурные сооружения. Слайд 3

- В России много памятников: правителям, космонавтам, писателям, художникам, героям, совершившим какой-либо  подвиг. А что такое памятник? Для чего их создавали?  Мы рассмотрим один из значимых памятников, который был создан сравнительно недавно.

2) Духовные созидатели культуры – святые Русской Земли (Серафим Саровский, Сергий Радонежский)

- В Курской Коренной пустыни есть памятник, выполненный скульптором Вячеславом Клыковым.  

- Откройте учебники на стр. 14. Найдите изображение этого памятника в учебнике. Кому он посвящён?

- Что вы знаете о Серафиме Саровском? Слайд 4

- В народе Серафима Саровского уважительно называют преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Это один из величайших русских святых. Что это значит?

Как это понимается православными верующими?

- Это значит, что человек посвятил себя Господу, боролся с грехами, со злом; стяжал благодать Святого Духа, стал святым – Бог проявлялся через него. Господь наградил его даром чудотворения на благо всем людям, которые к нему обращались. Это подвиг святости.

Послушайте рассказ о Преподобном Серафиме Саровском.  Приложение 1.

Чтение рассказа о Преподобном Серафиме стр. 77 (книга «Детям о православной вере». СПб, «Смирение», - 2007)

Чтение рассказа о Преподобном Сергии Радонежском стр. 76 Слайд 5.

- Эти святые основали обители. Слайд 6. Найдите изображение этих обителей в учебнике.

Паломники со всего мира приезжают поклониться их святым мощам и просить духовной помощи и заступничества. Святость одних людей становится примером для других, укрепляет их в жизни. Через многие десятилетия новые поколения людей осмысливают подвиги предыдущих поколений, отражают это в своём творчестве. Так духовное находит своё отражение в культуре. И всё это создаются кем? (Людьми)

- И к святости стремятся люди, и памятники культуры делают люди. Преподобные созидают духовно, а художники, скульпторы , архитекторы – материально в творческих трудах. Но и те и другие создают или как мы говорим иначе, созидают нашу культуру.

3) Материальная красота окружающего мира.

- Рассмотрите иллюстрации Апполинария Михайловича Васнецова. Какой город на них изображён?

Более девяти веков трудились люди, чтобы Москва стала такой красивой, как мы можем увидеть её в наше время. Слайд 6.

 Красота тесно связана со святостью, святынями. В Москве было всегда много храмов. Да и нашем городе было 8 крупных храмов. Слайд 7. Сейчас сохранились только часовни, а крупные храмы были разрушены.

- Что нужно делать для того, чтобы город становился с каждым годом красивее? (Благоустраивать город, сохраняя те памятники культуры, которые уже есть)

- Что помогает человеку творить? (Талант)

- Люди одарены разными талантами, важно почувствовать своё назначение и место на родной земле, в культуре. Человек, стремящийся послужить Господу, Родине, близким, всегда может создать что-то, чего ещё не было, но что будет кому–то полезным и интересным.

- В жизни всегда есть место подвигу. А что же такое «подвиг»?

- Подвиг – это всегда жертвенность. Христианский духовный подвиг – это отказ от личного ради Христа, посвящение своей жизни служению другим людям не ради вознаграждений, а бескорыстно – во славу Божию. Слово «подвиг» - это и «жертвовать собой (здоровьем, жизнью), ради общего блага».

4) Практическая работа.

Работа с раскраской.

Раскрасьте картинку так, чтобы мир, изображённый на ней,  наполнился красотой

 

4. Итог урока.

- Кто является созидателем культуры народа?

            Бог создал сей прекрасный мир,

            И жизнь всему Он дал.

            Порядок стройный в нём царит,

            И нам беречь сей Храм!

- Какой храм нам необходимо беречь? (Храм красоты природы и рукотворного мира)

- Что нового вы узнали?

- Как звали молитвенников Земли Русской? Каких людей называют святыми?

 

5. Рефлексия.

- Что было вам интересно?

- Какое настроение у вас после урока?

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект "Человек - созидатель культуры"»

Спасопреображенский собор Успенская церковь Троицкая церковь Никольская церковь

Спасопреображенский собор

Успенская церковь

Троицкая церковь

Никольская церковь

Покровская церковь Лукинская церковь

Покровская церковь

Лукинская церковь