онспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства, 7 класс
«Проникла в душу красота зимы…»
( музыкальный образ).
Учитель музыки Корчмова Наталья Андреевна, МБОУ «Веревская СОШ».
Цель: стимулировать раскрытие творческого потенциала личности, углубить представления учащихся о внутренних взаимосвязях различных видов искусств: живописи, музыки, литературы; их взаимопроникновении и синтезе.
Задачи:
Воспитательный аспект:
- воспитывать культуру восприятия произведений искусства, через обобщение представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи;
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства;
- воспитывать правила организации и аккуратности на рабочем месте.
Обучающий аспект:
- показать внутреннюю связь музыки, живописи и литературы;
-обогатить словарный запас учащихся;
-способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности, музыки, живописи для раскрытия исследуемого образа,
-формировать умение высказать свое суждение о замысле творца;
-учить соблюдать в изображении пропорции, размер, цвет, перстпективу;
-учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.
Развивающий аспект:
- способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного мышления,
- развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира, произведений искусства,
-развивать способность видеть мир искусства во всем многообразии его связей;
-активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
-развивать вокально- хоровые навыки.
-развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.
Тип урока – интегрированный.
Оборудование : музыкальный центр, CD диск, компьютер, экран, видеоряд о зиме, презентация, фото, бумага для вырезания, ножницы( по количеству учащихся), клей, ватман- фон.
Музыкальный материал: Ф.Шопен Вальс № 7 до диез минор; Ф.Шопен Вальс Весенний; К. Минасян «А где-то солнце»; Владимир Кызылов - Сергей Паради «Падает снег»; Ф.Шопен Вальс. «Зима»( видеоряд).
Ход урока.
Организационный момент. Введение в тему урока.
У: Добрый день, ребята.
Д.
У Сегодня у нас с вами будет особенный урок, необычный. А что станет сегодня предметом нашего внимания, вы скажете сами. Внимание на экран. (просмотр видеоряда о зиме под музыку Шопена).
У: Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе. Так однажды сказал великий поэт Иоганн Гёте. Так скажите, какая страница из «книги природы» перед нами сейчас открылась?
Д: зима.
У: Зима удивить собралась, Раскрыть нам свою красоту! В песец и парчу убралась, Стыдливо прикрыв наготу.
В мохнатые шапки одев, Пригорки, кусты и дома, Деревья, как сказочных дев, Укутала в шали зима.
В сиянии лунном горят Снежинки, слетаются в круг. Сверкает богатством наряд, И всё замирает вокруг…
Исполнение песни.
У: А в чем же красота зимы??? Вот главный вопрос, на который мы и будем отвечать на сегодняшнем уроке. И лучше будет начать наш ответ с песни «Падает снег».
На экране анимационные изображения зимы под минус песни.
Куплеты исполняет весь класс, припев - 3 солистки.
У: молодцы, спасибо, садитесь.
Слушание музыки. Ф.Шопен. Вальс №7 до диез минор.
У: - Слушайте, вслушивайтесь, прислушивайтесь и просто наслаждайтесь!
Звучит Вальс.
У: Что вы почувствовали, когда слушали музыку?
У: какая музыка звучала? подберите подходящие прилагательные.
Д: две части;
вальс;
красивая, мелодичная, душевная, живописная, чарующая, волшебная, трогательная, нежная, медленная, безмятежная, протяжная, быстрая, захватывающая, живая, стремительная, резвая, блестящая и т. д. ( слова вывешиваются на доску, если нет слова – снежинка).
У: Посмотрите, как много разнообразных красивых слов вы посвятили этой музыке.
И не зря. На следующем уроке мы к ним обязательно вернёмся, чтоб попробовать себя в качестве творцов-поэтов.
А может кому-то это произведение знакомо? Или композитора узнали?
Д: Вальс. Шопен.
У: Конечно, это Фредерик Шопен. Мы с ним уже знакомы. (Презентация 1 ).
Какие произведения его вы вспомните? А где родился он? Что еще вы можете о нём рассказать?
Д:..
У: как интересно получается: композитор зарубежный, родился под Варшавой в Польше, долгое время жил и в Вене и в Париже , а вы так приняли его музыку, прочувствовали её. Что же нам это вновь доказывает?
Д: для того, чтоб понять музыку, не нужно знать язык, её чувствуют. Между музыкой разных народов нет непереходимых границ!
У: молодцы! Давайте еще раз прослушаем фрагмент вальса.
Повторное слушание музыки.
У: Что вы себе представили, когда слушали эту музыку?
Д: …..( снег падает, снежинки летят, снежные просторы и т, д.)
У: Разные картины природы у вас возникли, а значит вы разные, чувствуете по-своему. Это хорошо.
У: Красота природы пробуждает в сердце композитора, художника, поэта все самое лучшее, его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить и творить...
Среди множества поэтов, которые черпали силы для своих шедевров, была и петербургская поэтесса Глафира Галина.
Чтение стихотворения «Утром» ( ученица читает).
Работа с фотографией.
У: «утром рано за окно кидаю взгляд…..»А часто ли мы обращаем внимание, на то, что окружает нас в жизни, когда идете в школу, или просто прогуливаетесь по поселку…???
Посмотрите на экран. (Презентация 2)
Перед вами фотографии наших местных зимних картин. Узнаете? Красиво? Попробуйте узнать где они были сделаны?
Д: ….ответы детей, предположения.
У: Ну хорошо. Что-то узнали, а что еще остаётся загадкой. А красота-то вот она! Совсем рядом! Главное её увидеть. Домашним заданием вам будет найти, где сделаны те фото, которые вы не узнали, а так же попробовать сделать свои фотографии зимнего посёлка.
Творческая работа. (учитель изобразительного искусства).
У: Ребята, мы сейчас вместе с вами попробуем передать красоту зимы в совместной работе, на основе ваших знаний, чувств, впечатлений на уроке.
- Рисовать мы будем ножницами!
- Правила работы с ножницами вы все знаете, прошу их соблюдать.
Алгоритм работы:
- Повторение правил линейной перспективы.
- Выбор цвета «Зимы»( картинка «палитра зимы»).
- Правила симметричного и ассиметричного вырезания.
- Самостоятельная работа – вырезание, приклеивание. (звучит вальс).
- Акцент вальса и завершение коллективной работы.
Коллективный коллаж.
У: Замечательный зимний пейзаж у вас получился. А почему вы именно так скомпоновали свою работу?
Д: Как в вальсе – есть плавная часть, есть быстрая.
У: Какие разные зимние деревья получились у вас. А слушали ведь одно произведение.
Не бывает двух одинаковых людей. Как не существует двух одинаковых снежинок. Все мы разные и все по-своему прекрасны. И весь наш Мир существует, пока есть красота. Красота природы…
Итог урока.
У: Что же в итоге натворил наш сегодняшний вальс?
Д: заворожил, закружил, заставил мыслить и творить.
У: Какой вывод можно сделать из сегодняшнего урока?
Д: Все виды искусства взаимосвязаны между собой.
Каждый из них дополняет друг друга.
Мы можем чувствовать и понимать музыку зарубежных композиторов.
Природа помогает композитору и поэту сочинять.
У: Природа – неиссякаемый источник вдохновения, который нужно любить и охранять, чтоб сохранить её как можно дольше…
У: так в чем же красота зимы???
Д: в чистоте, в белоснежности физической и духовной.
В её умении расслабить своими широкими просторами. Красотами, и в то же время заставить думать и размышлять, созерцать и создавать.
Исполнение песни «А где-то солнце».
У: Молодцы. Вот и вы сегодня почувствовали на себе красоту зимы: и услышали и увидели и даже создали. И давайте закончим урок на весёлой эмоциональной нотке – песней «А где-то солнце».
Поют песню.
У: садитесь, молодцы.
Звучит Вальс Весенний Шопен. На фоне музыки слова учителя.
У: Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте.
Виктор Мари Гюго
Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь все это – вот наша главная цель.
Ведь красота природы уже давно стала символом душевной красоты человека.
- Спасибо за урок. До встречи.