СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект по биологии на тему Генетика пола 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с элементами видео из фильма.

Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект по биологии на тему Генетика пола 9 класс»


Урок №30

Тема: «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.

Задачи:

Образовательная: изучить хромосомный механизм определения пола;знать особенности наследования признаков, связанных с полом

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;выработка умений самостоятельного составления блок-схемы

Воспитательная: повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей

Ход работы:

  1. Организационный момент

Я рада вас приветствовать на уроке. Ребята, посмотрите друг на друга. Похожи ли мы с вами внеше или всетаки есть какие то отличительные черты. Действительно, каждый человек генетически уникален.. И сегодня мы будем продолжать изучение генетики. Надеюсь, мы будем работать вместе и говорить на одном языке – языке удивительной науки биологии. В конце урока я оценю степень вашего участия в обсуждении и изучении материала. Для этого у вас на столах лежат инструктивные карты, которые в течении урока вы заполните и сдадите мне на проверку.

Актуализация знаний.

Видео- отрывок из стихотворения.А.С.ПУШКИН, «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ».

Вопрос :- Почему царь Салтан поверил клевете, а мы с вами не поверили бы ни за что?

Ответ. Генетика ещё не существовала в его времена.

В качестве домашнего задания было подготовить вопросы по теме, “Основные понятия генетики”Что вы выбрали в изученном материале?

Вопросы.

1.В каком году официально появилась наука генетика?(1900г)(Даша)(Максим Б.

2.Что изучает наука генетика?(Данил Ширяев)(Беляков)

3.С именем какого ученого связана наука генетика.(Ксюша)(Таня)

4. Какой объект для своих опытов использовал Г. Мендель?(Алиа М.)(Давид)

5.Почему ученый использовал именно горох для исследований((Алина С)(Святослав)

6.Назовите три закона Г. Менделя?(Вова К. Алина М.)

А я вам приготовила такие вопросы.

Задания на слайде

Дать определение:

Гены расположены в строго определенных местах гомологичных хромосом и отвечающие за один признак- ( аллельные)(Даша)

Задание. Выберите пару аллельных генов

.На слайде: A, b, c, D, B, a, d, C (Святослав)

Закончить определение.

Организм, у которого аллельные гены одинаковые…..Ксюша

Организм, у которого аллельные гены разные….Данил

Найдите гомозиготы и гетерозиготы

FF, Bb, CcDd, aa, XX , XY, XO , AA Алина М.

Установите соответствие

А - аллельные гены

Б – генотип

В – гетерозигота

Г – гомозигота

Д – доминантный признак

Е – рецессивный признак

Ж - фенотип

Сумма внешних и внутренних признаков организма

Преобладающий признак

Организм с одинаковыми аллелями в генотипе

Сумма генов, полученных организмом от родителей

Подавляемый признак

Организм с разными аллелями в генотипе

Гены, определяющие развитие альтернативных признаков

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой. “Генетика- наука, обьясняющщая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось”Станислав Ежи Лец.7 слайд

В этом шуточном определении известного польского писателя-юмориста есть и вполне серьезная мысль: генетика- наука о наследственности.

Формулировка темы. Постановка проблемы. Рассмотрим такой пример.8 слайд

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки Знний для этого достаточно? Предлагают. Знаний для того чтобы предложить способ определения пока недостаточно. Какая будет тема урока связанная с полом.

Дети высказывают предположения.

Тема урока:”Генетика пола. Сцепленное с полом наследование”9 слайд

Какова будет цель ? 10 слайд

Изучить хромосомный механизм определения пола;

знать особенности наследования признаков, связанных с полом ;

рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний

Изучение материала

Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. 11 слайд

Рассмотрим хромосомный набор человека. 12 слайд

Сколько пар хромосом содержит организм человека?(23 пары) Беляков

Дети говорят: Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Ксюша

Учитель: Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. (слайд 13)

Кариотип- набор хромосом, различающихся по форме и размерам.14 слайд

Учитель:Теперь назовите какие хромосомы содержит женский организм и какие хромосомы содержит мужской организм?

Дети: Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.Алина С.

Учитель: Фильм

Видеоурок.

Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Учитель: мы с вами говорили, про гомозиготный организм и гетерозиготный организм.

Называют определения Гомозиготный.....Максим Б

Гетерозиготный- Андрей.

Чем отличаются данные понятия?

Попробуйте сформулировать такие же определения организмам, только уже связанные с гаметами.

Дети говорят: гомогаметный и гетерогаметный (Вова К.)

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет - гетерогаметным. (слайд 15)

Посмотрите на слайд и найдите различия между организмами?

Дети говорят, что гетерогаметным может быть женский пол, а гомогаметным мужской пол (Святослав). Например, птицы, бабочки.слайд 16

1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным — мужской пол.

2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным — женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.

3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным — мужской пол (ХО).

Отсюда следует определение

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. Слайд 17.

Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им.

Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней.

Учитель: Пройдем тест. Что вы видите на картине. Цифры. А сейчас посмотрим на следующую картину. Женщина, назвать цвета которые видят.Все ли видят красные и зеленые

Все видят яркие красный и зеленый цвет. Послушайте такую ситуацию

В 1875 году около маленького городка произошла трагедии, повлекшая за собой большие жертвы. Пассажирский поезд, который вез детей на летний отдых, на полном ходу лоб в лоб столкнулся со встречным товарным составом. Погибли и получили увечья люди, среди которых было много детей. Машинист остался жив, он успел в последний момент выпрыгнуть и сам явился в полиции, утверждая, что он ехал на правильный сигнал семафора. Репутация машиниста была безупречной: он не имел вредных привычек, был прекрасным семьянином, и не один год проработал на железнодорожном транспорте.

Что лежит в основе этой трагедии?Но встречается такое заболевание, как Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин. 20 слайд

Можно ли выдавать права, людям с таким заболеванием.

Проблема?

Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают?

В медицине существует более 5 тысяч наследственных заболеваний. Одним из распространенных является заболевание, связанное с несвертываемостью крови – гемофилия.
Сцепленное с Х хромосомой заболевание, нарушение свертываемости крови.

Наследник престола русского царя Николая II, Алексей, страдал этим тяжелым недугом.Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния - подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.21,22 слайд

Рассмотрим родословную потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей (слайд №23).

Учитель: Теперь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока.(Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы)24, 25 слайд
Как вы думаете, влияют ли внешние условия на развитие зародыша?26 слайд

У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.

А теперь разделимся на группы и выполним следующее задание. Так как мы сказали, что условия влияют на развитие зародыша. То вы должны выявит, влияют ли внешние условия на развитие плода человека.

Первый ряд: отвечает на вопрос: Факторы влияющие на здоровье и на нормальное развитие наследственных признаков?

  1. Близкородственные браки

  2. Употребление алкоголя и курение

  3. Загрязнение окружающей среды

  4. Рентгеновские излучения (естественные и искусственные источники радиации,радиоактивный радон и продукты его распада, попадающие в организм при дыхании)гамма излучения, радиактивность хим. Элементов, попадающих в организм с пищей водой, воздухом.

Второй ряд: Составить памятку ЗОЖ

Закрепление

Задание на соответствие

Задача.Женщина носительница гена гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Ген несвёртываемости  наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют  только мужчины, а женщины носительницы.

– Что нам известно из условия задачи?

2. Разбираем задачу поэтапно.

Выясняем, что писать на условия Дано?

Знаем, какие гаметы могут образовывать родители.

Пишем упрощенную схему родители, отмечаем одну Х- һ хромосому и сцепленный с ней рецессивный ген гемофилии.

девочка    мальчик     девочка    мальчик 
Здоров, здоров, носительница, больной?

Ответ: ½ девочки здоровы, ½девочки носительницы, ½мальчики здоровы, ½мальчики больные гемофилией.

Ответ на вопрос задачи: 50% мальчиков больны гемофилией, и 50% девочек носители гена гемофилии.

“Почему не бывает черепаховых котов?”

Рассмотрим, как наследуется окраска у кошек. Часто встречаются черные коты и черные кошки, рыжие коты и редко рыжие кошки, но котов с черепаховой окраской не бывает. Этот факт объяснили, когда выяснили, что наследование данного признака сцеплено с полом.

Какое потомство получится от скрещивания черной кошки и рыжего кота, если ген черной окраски шерсти доминантен по отношению к гену рыжей окраски и наследуется сцеплено с Х - хромосомой?

Решение задачи:

Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х-хромосоме. В У - хромосоме они отсутствуют. Обозначим Х-хромосому, несущую аллель В - ХВ, а Х-хромосому с аллелем b – Хb. Поэтому возможны такие комбинации:

ХBXВ – черная кошка; ХBУ – черный кот

XbХb – рыжая кошка; ХbУ – рыжий кот

ХBХb – черепаховая кошка

Так как мужская особь имеет только одну Х-хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов B и b.

Редко встречаются коты с черепаховой окраской, но они, как правило, бесплодны, так как их генотип ХХY, т.е. при мейозе у одного из родителей произошло не расхождение хромосом.

Вопросы: Для какого организма характерен следующий набор хромосом

XY — женский организм,

XX — мужской организм

(птицы)

Для каких организмов характерен следующий набор хромосом

P:

+ ХХ и ХО

(кузнечики, тараканы)

Какой фенотип имеет мужчина с генотипом XhY

Страдает гемофилией

Какой генотип имеет самка бабочки капустной белянки?

ХУ

Задания на слайде

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

Д/З.приготовить сообщение по теме “Определение пола у человека”.
























Инструктивная карта

Установите соответствие

А - аллельные гены

Б – генотип

В – гетерозигота

Г – гомозигота

Д – доминантный признак

Е – рецессивный признак

Ж - фенотип

1. Сумма внешних и внутренних признаков организма

2.Преобладающий признак

3.Организм с одинаковыми аллелями в генотипе

4.Сумма генов, полученных организмом от родителей

5.Подавляемый признак

6.Организм с разными аллелями в генотипе

7.Гены, определяющие развитие альтернативных признаков


Вставьте попущенные слова в описание кариотипа человека.

Кариотип человека содержит … хромосом, одинаковых у мужского и женского организмов, и … хромосом, по которым различаются оба пола.

Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют …

Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга ,называют …

Половые хромосомы у женщины одинаковы, их называют …

Пол, который образует гаметы одинаковые по половой хромосоме, называют …. и обозначается …

У мужчин имеется … и …

Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется …. и обозначается …

Пропущенные слова:

Х- хромосома У-хромосома Аутосомами Одну пару

ХХ ХУ Гетерогаметным Гомогаметным

22 пары Половыми Х-хромосомами

Гемофилия – это ________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Обозначения: 
ХН – ___________________________________

Xh – ___________________________________
Дальтонизм– это ________________________________
________________________________________________
Обозначения: ХD – ___________________________________ Xd__________________________________




Первый ряд: отвечает на вопрос: Факторы влияющие на здоровье и на нормальное развитие наследственных признаков?

К этим факторам относят наследственность, окружающая среда, уровень медицинского обслуживания и образ жизни человека. Далее более подробно о каждом из них.

Окружающая среда является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на здоровье. Это влияние оценивается специалистами в 20-25 %. Окружающая среда человека – это целостная система природных и антропогенных объектов и явлений, в которых протекает жизнь человека: его труд, отдых, быт.

Человек существует в среде, состоящей из природных и искусственно созданных физических, химических, биологических и социальных факторов.

Именно эти факторы влияют прямо или косвенно на жизнь и здоровье всех людей на планете. Человек участвует в круговороте в общем круговороте веществ, так как организм человека неразрывно связан с компонентами биосферы: растениями, животными, микроорганизмами и т.д.

На здоровье человека во многом влияет качество воздуха и воды, но при этом сам же человек является главной причиной, по которой этих ресурсов становится меньше. Экологическая ситуация в некоторых регионах нашей планеты на столько ухудшилась за последние десятилетия, что вызывает не просто ряд заболеваний, но и различные мутации. Поэтому очень важно беречь окружающую среду, чтобы сохранить для своих потомков чистый воздух и воду.

Качество медицинского обслуживания влияет на уровень здоровья населения в пределах 10-15 %. Система здравоохранения, конечно же, играет не последнюю роль в здоровье населения той или иной страны. Здесь ключевыми факторами  является уровень квалификации медицинского персонала, достаточное количество медперсонала, доступность медицинских услуг, лекарств, уровень профилактики заболеваний и осведомлённости населения.

Основной фактор, от которого зависит состояние здоровья человека – это условия и образ жизни. От этого фактора зависит 50—55 % человеческого здоровья. Человек состоит из своих привычек, которые формируют его тело, мышление, настроение. Привычки могут быть как отрицательными (курение, алкогольная зависимость, переедание и т.п.), так и положительными (занятие спортом, музыкой, рисованием и т.д.).

  1. Близкородственные браки

  2. Употребление алкоголя и курение

  3. Загрязнение окружающей среды

  4. Рентгеновские излучения (естественные и искусственные источники радиации,радиоактивный радон и продукты его распада, попадающие в организм при дыхании)гамма излучения, радиактивность хим. Элементов, попадающих в организм с пищей водой, воздухом.

Здоровый образ жизни состоит из трёх составляющих:
  • культура питания. Правильное питание способствует естественному усвоении пищи, что не вызывает проблем к недостатком или переизбытком килокалорий, микроэлементов и витаминов;

  • культура движения. Движение – это жизнь и спорт отличное средство продлить её, наполнить своё тело энергией и задать ритм;

  • культура эмоций. Положительные эмоции обладают способностью не только сохранять нервную систему, но и продлевать жизнь.

закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации.

– полноценный сон. Полноценный сон  не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.Пусть наследственность и экология неподвластны обычному человеку, но вести здоровый образ жизни и жить в гармонии с собой и окружающими может каждый.









































Группы

1 группа: Михеева А. Кошелев Д. Беляков М. Кулебякин В. Винтин Е.

2 группа: Мулянова Д. Ширяев Д. Тюлякова Т. Соболева А. Батаенков М.

3 группа: Просвирнин С. Сидяев В. Атаманкина К. Учаева Е. Шалаев Д.Гулин А

























































К этим факторам относят наследственность, окружающая среда, уровень медицинского обслуживания и образ жизни человека.

Окружающая среда является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на здоровье. Окружающая среда человека – в которых протекает жизнь человека: его труд, отдых, быт.

Человек существует в среде, состоящей из природных и искусственно созданных физических, химических, биологических и социальных факторов.

Именно эти факторы влияют прямо или косвенно на жизнь и здоровье всех людей на планете. Человек участвует в круговороте в общем круговороте веществ, так как организм человека неразрывно связан с компонентами биосферы: растениями, животными, микроорганизмами и т.д.

На здоровье человека во многом влияет качество воздуха и воды, но при этом сам же человек является главной причиной, по которой этих ресурсов становится меньше. Экологическая ситуация в некоторых регионах нашей планеты на столько ухудшилась за последние десятилетия, что вызывает не просто ряд заболеваний, но и различные мутации. Поэтому очень важно беречь окружающую среду, чтобы сохранить для своих потомков чистый воздух и воду.

Качество медицинского обслуживания влияет на уровень здоровья населения. Здесь ключевыми факторами  является уровень квалификации медицинского персонала, достаточное количество медперсонала, доступность медицинских услуг, лекарств, уровень профилактики заболеваний и осведомлённости населения.


2 группа. 1.Основной фактор, от которого зависит состояние здоровья человека – это условия и образ жизни. От этого фактора зависит 50—55 % человеческого здоровья. Человек состоит из своих привычек, которые формируют его тело, мышление, настроение. Привычки могут быть как отрицательными (курение, алкогольная зависимость, переедание и т.п.), так и положительными (занятие спортом, музыкой, рисованием и т.д.).

2)Близкородственные браки

  1. Употребление алкоголя и курение

Рентгеновские излучения (естественные и искусственные источники радиации,радиоактивный радон и продукты его распада, попадающие в организм при дыхании)гамма излучения, радиактивность хим. Элементов, попадающих в организм с пищей водой, воздухом.


3 группа. Здоровый образ жизни состоит из трёх составляющих:
  • культура питания. Правильное питание способствует естественному усвоении пищи, что не вызывает проблем к недостатком или переизбытком килокалорий, микроэлементов и витаминов;

  • культура движения. Движение – это жизнь и спорт отличное средство продлить её, наполнить своё тело энергией и задать ритм;

  • культура эмоций. Положительные эмоции обладают способностью не только сохранять нервную систему, но и продлевать жизнь.

закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации.

– полноценный сон. Полноценный сон  не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.Пусть наследственность и экология неподвластны обычному человеку, но вести здоровый образ жизни и жить в гармонии с собой и окружающими может каждый.




В 1875 году около маленького городка произошла трагедии, повлекшая за собой большие жертвы. Пассажирский поезд, который вез детей на летний отдых, на полном ходу лоб в лоб столкнулся со встречным товарным составом. Погибли и получили увечья люди, среди которых было много детей. Машинист остался жив, он успел в последний момент выпрыгнуть и сам явился в полиции, утверждая, что он ехал на правильный сигнал семафора. Репутация машиниста была безупречной: он не имел вредных привычек, был прекрасным семьянином, и не один год проработал на железнодорожном транспорте.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!