СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Имя числительное" для 6 класса предназначена для систематизации и проверки знаний по теме "Имя существительное" (УМК под ред. В. В. Бабайцевой).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Имя числительное"»

Имя числительное Проверь себя!

Имя числительное

Проверь себя!

Имя числительное Презентация подготовлена Чемезовой Т. Ф., учителем русского языка МБОУ «Гимназия№1 им. А. А. Иноземцева» г. Братск по материалам Интернета

Имя числительное

  • Презентация подготовлена Чемезовой Т. Ф., учителем русского языка МБОУ «Гимназия№1 им. А. А. Иноземцева» г. Братск по материалам Интернета
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей). Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения: подлежащим ( три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба , третий лишний); являться именной частью составного сказуемого ( дважды два – четыре, в очереди он был вторым ); быть прямым или косвенным дополнением ( к четырем прибавили два, двоих она усыновила).
  • При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей).
  • Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
  • подлежащим ( три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба , третий лишний);
  • являться именной частью составного сказуемого ( дважды два – четыре, в очереди он был вторым );
  • быть прямым или косвенным дополнением ( к четырем прибавили два, двоих она усыновила).
Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания , которое в предложении играет роль дополнения – в им. и вин. пад.). В других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании , согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми).
  • Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания , которое в предложении играет роль дополнения – в им. и вин. пад.). В других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании , согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми).
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений ( Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок), но могут также входить в состав синтаксически связанных ( Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе ) словосочетаний.
  • Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений ( Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок), но могут также входить в состав синтаксически связанных ( Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе ) словосочетаний.
1.  Прочитайте пословицы. Подберите 2—3 пословицы с  числительными. I) Семеро одного не ждут. 2) Семь раз отмерь - один раз отрежь. 3) У семи нянек дитя без глазу. 4) Семеро с ложкой - один с сошкой.

1. Прочитайте пословицы. Подберите 2—3 пословицы с числительными.

I) Семеро одного не ждут. 2) Семь раз отмерь - один раз отрежь. 3) У семи нянек дитя без глазу. 4) Семеро с ложкой - один с сошкой.

2.  Запишите словами, чему равняются старинные меры  длины и веса. Аршин равен 71 см; верста - 1,06 км; вершок - 4,4 см; фунт - 409,4 г; пуд - 16 кг.
  • 2. Запишите словами, чему равняются старинные меры длины и веса.
  • Аршин равен 71 см; верста - 1,06 км; вершок - 4,4 см; фунт - 409,4 г; пуд - 16 кг.
3.  Составьте словосочетания «числительное + существи­  тельное». (Пятеро, пять)  сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята; (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы
  • 3. Составьте словосочетания «числительное + существи­ тельное».
  • (Пятеро, пять) сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята; (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы
4.  От данных словосочетаний образуйте сложные слова. Сорок ведер, пять литров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.
  • 4. От данных словосочетаний образуйте сложные слова.
  • Сорок ведер, пять литров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.
5.  Запишите, раскрывая скобки, используя существи­  тельные в нужном падеже. К 17 (сентябрь), с 13 (декабрь), о 24 (январь), о 27 (апрель), к 7 (февраль).  
  • 5. Запишите, раскрывая скобки, используя существи­ тельные в нужном падеже.
  • К 17 (сентябрь), с 13 (декабрь), о 24 (январь), о 27 (апрель), к 7 (февраль).
  •  
6.  Подберите к данным словосочетаниям подходящие  фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках). Чувствовать себя очень счастливым (7); часто менять решения (7); изнурять себя тяжелой работой (7); знать что-нибудь очень хорошо (5); быть очень умным (7); запутаться в простом деле (3).
  • 6. Подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках).
  • Чувствовать себя очень счастливым (7); часто менять решения (7); изнурять себя тяжелой работой (7); знать что-нибудь очень хорошо (5); быть очень умным (7); запутаться в простом деле (3).
 7. Прочитайте текст. Выпишите числительные словами Действующий русский алфавит - кириллица, которая появилась на Руси в X веке и получила широкое распростра­нение с принятием христианства. Гражданский шрифт вве­ден для светских книг Петром 1 в 1708 году. Упрощение графики и орфографии, подготовленное Академией наук в 1904 - 1912 годах, осуществлено декрета­ми 1917-1918 годов. Современные правила русского правопи­сания - продукт длительного процесса складывания орфо­графических и пунктуационных норм, продолжавшегося с се­редины XVIII века.
  • 7. Прочитайте текст. Выпишите числительные словами
  • Действующий русский алфавит - кириллица, которая появилась на Руси в X веке и получила широкое распростра­нение с принятием христианства. Гражданский шрифт вве­ден для светских книг Петром 1 в 1708 году.
  • Упрощение графики и орфографии, подготовленное Академией наук в 1904 - 1912 годах, осуществлено декрета­ми 1917-1918 годов. Современные правила русского правопи­сания - продукт длительного процесса складывания орфо­графических и пунктуационных норм, продолжавшегося с се­редины XVIII века.
8. Найдите порядковое числительное и выполните морфологический разбор. Тверской купец Афанасий Никитин первым отправился в 1466 году по Волге в Закавказье, затем пересек Иран, на лодке добрался до Индии, прожил там несколько лет и оставил интереснейшие записи «Хождение за три моря».
  • 8. Найдите порядковое числительное и выполните морфологический разбор.
  • Тверской купец Афанасий Никитин первым отправился в 1466 году по Волге в Закавказье, затем пересек Иран, на лодке добрался до Индии, прожил там несколько лет и оставил интереснейшие записи «Хождение за три моря».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!