МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУЧКАПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОКУСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ « Помоги птицам перезимовать » Выполнили : учащиеся группы предшкольной подготовки Руководитель : Левченко Галина Николаевна, учитель начальных классов Февраль-март 2016 года
Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о видовом составе и жизнедеятельности зимующих птиц нашей местности, воспитание чуткого и бережного отношения к природе.
Задачи:
- Способствовать формированию знаний детей о зимующих птицах нашей местности.
- Развивать экологическое мышление, познавательную активность воспитанников в ходе изучения зимующих птиц.
- Воспитывать у детей осознанное чувство необходимости бережного отношения к природе; доброту, чуткость по отношению к братьям нашим меньшим.
Объект исследования : зимующие птицы нашего села
Паспорт проекта « Помоги птицам перезимовать »
Вид проекта : информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный ( февраль – март)
Участники проекта : учитель, дет и группы предшкольной подготовки , родители
Охватываемые образовательные области : познавательное , художественно- эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Актуальность
В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам.
Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь. В ходе проекта «Помоги птицам перезимовать» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать ; узнаю т , какие существуют кормушки для птиц , как их изготовить и правильно развесить, учатся вести наблюдения.
Предполагаемый результат:
1. Кормушки для птиц появятся возле дома каждого воспитанника, а также несколько – на территории школы.
2. Дети смогут устанавливать связь между погодными изменениями в
природе и прилетом птиц к кормушкам. 3 . Дети научатся вести наблюдения за объектами природы, с помощью взрослых заполнять календарь наблюдений. 4 . Дети смогут различать зимующих птиц по внешнему виду, пению. 5 . Узнают о пользе птиц в природе , о необходимости заботиться о них в зимний период.
6.Накопят достаточно информации для изготовления альбома «Зимующие птицы нашего села» (с помощью родителей и учителя); 7 . Предполагается а ктивное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Анкетирование родителей по проблеме ;
- Обсуждение цели и задач с детьми, их родителями ;
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
.
1 этап – подготовительный
Обсуждение целей и задач
с детьми и родителями
Этапы реализации проекта
2 Этап – практический
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах: изучение литературы о птицах, сбор материала о птицах села, о зимующих птицах.
- Заготовка корма для птиц. - Изготовление кормушек. - Подкормка и наблюдение за птицами, заполнение таблицы наблюдений. - Выставка детских работ (рисунков, фотоматериалов, аппликаций)
- Накопление методических материалов.
-Подбор рекомендаций по проблеме «Как изготовить кормушки?»
-Изготовление альбома «Зимующие птицы нашего села»
2 Этап – практический НАБЛЮДАЕМ ЗА ПТИЦАМИ У ШКОЛЫ И ДОМА
Воробышки в гостях у гуся
Около кормушки
НАБЛЮДАЕМ ЗА ПТИЦАМИ У ШКОЛЫ И ДОМА (продолжение )
Синички на рябине
Синичка в кормушке
Синичка греется на солнышке
2 Этап – практический (продолжение) ИЗУЧАЕМ ПТИЦ, РИСУЕМ, КОНСТРУИРУЕМ
2 Этап – практический (продолжение) ДЕЛАЕМ КОРМУШКИ, КОРМИМ БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ
2 Этап – практический
(продолжение)
Организация птичьей столовой у школы и дома
Этапы реализации проекта
3 этап – заключительный
- Составление сводной таблицы наблюдений,
анализ и обработка данных;
-Оформление альбома «Зимующие птицы нашего села»;
- Презентация проекта перед учащимися
начальных классов, воспитанниками детского садика;
-Проведение внеклассного мероприятия
«Знатоки зимующих птиц» .
3 этап – заключительный
Анализ и обработка данных, составление сводной таблицы наблюдений
Таблица наблюдений за птицами на одной кормушке (всего 8 кормушек)
Дата
t °воздуха
1.02.16
(среднесут)
Время наблюдения
Количество птиц, прилетающих к кормушке в феврале 2016 г.
2.02
+1
-1
3.02
воробьи
+2
4.02
синицы
Наблюдали 2 раза в день
2
5.02
снегири
(утром с 8.00 до 8.30 и после обеда с 15.00 до 15.30)
+1
11
сороки
+1
6.02
3
вороны
7.02
-2
3
Итого за
6
-1
Друие
8.02
3
1
9.02
-2
день
9
Примечание
4
2
-5
5
10.02
(какой корм, поведение птиц и др.)
11
-2
7
11.02
9
Зерно и семечки
12.02
-1
10
5
3
Зерно
8
13.02
-2
8
6
Семечки (Дождливый день)
14.02
2
-2
7
6
3
Зерно и семечки
1
7
13
+1
2
15.02
Сало несолёное
16.02
7
12
+2
9
Сало
4
1
2
16
+2
17.02
Пшено, сало
-1
6
20
18.02
Пшено, крошки белого хлеба
14
2
19.02
-3
Сало, семечки
12
1 голубь
2
Хлебные крошки, пшено
20.02
-3
11
2
Сало, зерносмесь
4
21.02
-2
8
3
5
-5
22.02
Зерносмесь, белый хлеб
6
3
1
-1
Зерно
9
23.02
2
9
+3
24.02
Зерно (Дождь)
4
5
5
6
7
+4
Семечки
25.02
2
4
26.02
1
Хлеб белый, зерно (Ливень)
+3
3
4
+2
1
Зерносмесь
27.02
1
3
28.02
1
+1
8
2
Зерно
+1
3
17
29.02
2
Хлебн.крошки
1
0
4
13
3
Зерносмесь, сало
0
9
Зерно, сало, семечки
2
7
2 птицы, похожие на жаворонка
5
Хлеб
2
Семечки (Дождь)
6
Зерно
4
2
Семечки. (Дождливый день)
4
Зерно
2
Зерносмесь (Дождь)
7
Пшено
Пшено, семечки
3 этап – заключительный (продолжение)
Анализ и обработка данных, составление сводной таблицы наблюдений
Таблица наблюдений за птицами на одной кормушке (всего 8 кормушек)
Дата
t °воздуха
(среднесут.)
1.03.16
Время наблюдения
Количество птиц, прилетающих к кормушке в марте 2016 г.
+1
2.03
+1
Наблюдали 2 раза в день (утром с 8.00 до 8.30 и после обеда с 15.00 до 15.30)
3.03
воробьи
+3
10
4.03
синицы
снегири
+3
5.03
10
5
+5
5
сороки
6.03
15
7.03
+6
вороны
1
5
+7
Итого за
8.03
Другие
день
5
4
Примечание
+10
9.03
2
(какой корм, поведение птиц и др.)
10
+5
10.03
1
2
15
Зерно и семечки (дождь)
+4
11.03
6
12.03
Зерно (пшеница) (дождь)
+6
1
+10
Семечки
2
15
13.03
9
3
14.03
+3
Зерно и семечки
6
0
Сало несолёное
1
15.03
4
Сало
16.03
0
0
Пшено, сало
0
3
17.03
1
15
+1
Пшено
2
18.03
6
0
2
Сало, семечки
19.03
20.03
3
-2
8
Хлебные крошки, пшено
-1
1
3
Сало, зерносмесь
5
0
Зерносмесь, белый хлеб
12
5
Зерно (дождь со снегом)
Зерно (пшеница) (небольшой снег с дождём)
15
6
Семечки
8
Хлеб белый, зерно (пшеница)
3
Зерносмесь
2 голубя
Зерно
7
2 голубя
14
Хлебн.крошки
Зерносмесь, сало
3 этап – заключительный (продолжение )
Анализ и обработка данных. Выводы
- В ходе реализации проекта кормушки появились возле дома каждого воспитанника , т.е. 5 кормушек.
- На территории школы мы развесили ещё 3 кормушки .
-Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, проводили с 1-го февраля по 20 марта.
-Сделав анализ и обработку данных наблюдений, составили сводную таблицу. За период наблюдений в среднем на одной кормушке нам удалось покормить 370 птиц, если данное число умножить на 8 (по количеству всех кормушек), то это число увеличится до 2960.
-Надеемся, что нам удалось помочь птицам перезимовать.
3 этап – заключительный (продолжение)
Анализ и обработка данных. Выводы.
Проведя наблюдения за птицами и изучая литературу, можно сделать следующие выводы:
- -В нашем крае рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, прилетают из леса дятлы, а также снегири, свиристели, поползни.
- -Зимуют в нашем селе не все птицы , а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях.
- -В холодную погоду на кормушке птиц больше, чем в теплую погоду или дождливую.
- -Е сли в кормушке корм периодически менять, то состав кормящихся на ней птиц будет разнообразнее.
- -Если корма достаточно, то птицы довольно успешнее могут противостоять холоду и не погибнут.
Итоги реализации проекта
1. Дети заинтересовались жизнью зимующих птиц, появилось устойчивое желание им помогать. Многие решили сделать к весне скворечники. 2. Дети активно проявили себя в творческих работах. 3. Возросли коммуникативные навыки. Благодаря исследовательской работе все стали читателями школьной библиотеки. 4. Родители приняли активное участие в изготовлении кормушек , реализации всего проекта.
Литература
1.Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.;
2.Плешаков А.А. Зелёная тропинка: Пособие для детей 5-7 лет - 4-е издание, – М., «Просвещение» 2015. – 80 с.
3.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М., 1998. – 554 с.
4.Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. М.П.Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2012.-190 с.
5. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/07referats/birds_winter.htm
http://rbcu.ru .
http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post202031899/
http://www.babyblog.ru/user/Sunty/3095833
https://www.google.com/search?q
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Сайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну !