СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Инклюзивное образование в ДОУ в условиях ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании, иначе называемая «инклюзия», предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Инклюзивное образование в ДОУ в условиях ФГОС"»

 Инклюзивное образование  в ДОУ в условиях ФГОС

Инклюзивное образование в ДОУ в условиях ФГОС

Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%. 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Не более 10% детей дошкольного возраста и  4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы.
  • Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%.
  • 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
  • До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС).
  • Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы.
 Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма , обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.  Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание , самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.  В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , к данной категории относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Официальный источник :Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Ст. 54

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма , обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание , самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , к данной категории относятся дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Официальный источник :Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Ст. 54

 Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года ).  В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года ).

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей;
  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  • создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ  Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Детская инвалидность в РФ В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, в разных регионах от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку.  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 201 5

Детская инвалидность в РФ

  • В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, в разных регионах от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения.
  • В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 201 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2014

РЕБЕНОК С ДЦП + ЭПИЛЕПСИЯ + ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Сочетание у детей – инвалидов ограничений жизнедеятельности СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ СПОСОБНОСТЬ К ОРИЕНТАЦИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ СПОСОБНОСТЬ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ

РЕБЕНОК С ДЦП

+

ЭПИЛЕПСИЯ

+

ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Сочетание у детей – инвалидов ограничений жизнедеятельности

СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ

СПОСОБНОСТЬ

К ОРИЕНТАЦИИ

СПОСОБНОСТЬ

К ОБУЧЕНИЮ

СПОСОБНОСТЬ

К ОБЩЕНИЮ

СПОСОБНОСТЬ

К САМООБСЛУЖИВАНИЮ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВПЕРВЫЕ ПРИЗНАННЫХ ИНВАЛИДАМИ ДЕТЕЙ  В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ ПО ПРИЧИНАМ, ОБУСЛОВИВШИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2014

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВПЕРВЫЕ ПРИЗНАННЫХ ИНВАЛИДАМИ ДЕТЕЙ

В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ ПО ПРИЧИНАМ, ОБУСЛОВИВШИМ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2014

Доля отдельных факторов риска в формировании здоровья населения ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2014

Доля отдельных факторов риска в формировании здоровья населения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2014

Ухудшение экологической обстановки Плохое состояние здоровья родителей Наркомания и алкоголизм родителей Профессиональные вредности родителей Недостаточно эффективная дородовая диагностика плода, нежелание женщин прерывать аномальную беременность Увеличение численности рождения недоношенных детей
  • Ухудшение экологической обстановки
  • Плохое состояние здоровья родителей
  • Наркомания и алкоголизм родителей
  • Профессиональные вредности родителей
  • Недостаточно эффективная дородовая диагностика плода, нежелание женщин прерывать аномальную беременность
  • Увеличение численности рождения недоношенных детей
Детский травматизм Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни ребенка Ухудшение экологической обстановки Недостаточный уровень диагностики, лечения и реабилитации заболевших детей в системе здравоохранения Недостаточная мотивация семьи в своевременной диагностике
  • Детский травматизм
  • Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни ребенка
  • Ухудшение экологической обстановки
  • Недостаточный уровень диагностики, лечения и реабилитации заболевших детей в системе здравоохранения
  • Недостаточная мотивация семьи в своевременной диагностике
 Гарантия прав всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня : Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных законах: от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Гарантия прав всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня :

  • Конституции Российской Федерации,
  • Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральных законах: от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
  • от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
  • от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
  • от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.  Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья.  В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.

Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные  психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий  Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
  • Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  (ред. от 23.07.2013)  «Об образовании в Российской Федерации»   Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе   Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  • Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями

 Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.

Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 20112015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.

 В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.

  • II. Требования к размещению организации для обучающихся с ОВЗ
  • III. Требования к оборудованию и содержанию территории
  • IV. Требования к зданию и оборудованию помещений
  • V. Требования к воздушно-тепловому режиму
  • VI. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции
  • VII. Требования к водоснабжению и канализации
  • IX. Требования к организации питания и питьевого режима
  • X. Санитарно-эпидемиологические требования при организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ
  • XI. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений организации для обучающихся с ОВЗ
  • XII. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене работников организации для обучающихся с ОВЗ
Основные линии развития Познавательное развитие Социальное  развитие Физическое развитие Речевое развитие

Основные линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

У детей с ОВЗ могут быть нарушены различные «линии развития» - двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие. Это крайне неоднородная группа детей. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

У детей с ОВЗ могут быть нарушены различные «линии развития» - двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие.

Это крайне неоднородная группа детей.

Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья: 1) с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); 4) с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) с задержкой психического развития (ЗПР); 6) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА); 7) с расстройствами аутистического спектра (РАС); 8) с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

4) с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) с задержкой психического развития (ЗПР);

6) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

7) с расстройствами аутистического спектра (РАС);

8) с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)

Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения; - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка

Особые образовательные потребности

- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка

Структура особых образовательных потребностей Первый уровень потребностей Закономерности, общие для развития всех детей Второй уровень потребностей  Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений Третий уровень потребностей Специфические закономерности Четвертый уровень потребностей Модально-специфические закономерности

Структура особых образовательных потребностей

Первый уровень потребностей

Закономерности, общие для развития всех детей

Второй уровень потребностей

Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений

Третий уровень потребностей

Специфические закономерности

Четвертый уровень потребностей

Модально-специфические закономерности

Общие закономерности потребность  в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики  Цикличность психического развития

Общие закономерности

  • потребность

в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики

  • Цикличность психического развития
Общие закономерности положение об интеграции психики потребность в создании условий для объединения компонентов психики

Общие закономерности

  • положение об интеграции психики
  • потребность в создании условий для объединения компонентов психики
Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ: трудности взаимодействия с окружающим миром  потребность в формировании адекватного и богатого образа мира  потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)

Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:

  • трудности взаимодействия с окружающим миром
  • потребность в формировании адекватного и богатого образа мира
  • потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования средств психической деятельности; замедление процесса формирования понятий; особенности развития движений снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования средств психической деятельности; замедление процесса формирования понятий; особенности развития движений

Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ

  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования средств психической деятельности; замедление процесса формирования понятий; особенности развития движений
  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
  • трудности использования средств психической деятельности;
  • замедление процесса формирования понятий;
  • особенности развития движений

Особые образовательные потребности  когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;  энергетические: умственная активность и работоспособность; эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания

Особые образовательные потребности

  • когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
  • энергетические: умственная активность и работоспособность;
  • эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания
Особые образовательные потребности не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения,  разной степени его выраженности; определяют возможные условия обучения: в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.

Особые образовательные потребности

  • не являются едиными и постоянными,
  • проявляются в разной степени при каждом типе нарушения,

разной степени его выраженности;

  • определяют возможные условия обучения: в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.
Условия расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения; организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса за рамки школьного возраста; активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение;

Условия

  • расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
  • организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса за рамки школьного возраста;
  • активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение;
Условия  Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой; Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению; Замедленный темп преподнесения новых знаний; Меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов; Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);

Условия

  • Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;
  • Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
  • Замедленный темп преподнесения новых знаний;
  • Меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
  • Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);
Условия  Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции; Контроль понимания детьми всего учебного материала; Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств Медицинская помощь – лечебная и профилактическая

Условия

  • Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  • Контроль понимания детьми всего учебного материала;
  • Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств
  • Медицинская помощь – лечебная и профилактическая
Эффективность коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ

Эффективность коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ

 «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» В.И. Лубовский

«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни»

В.И. Лубовский

Спасибо за внимание! http://www.inclusive-edu.ru  сайт Института проблем инклюзивного образования (ИПИО МГППУ) http://www.edu-open.ru , Сайт «Образование без границ»

Спасибо за внимание!

  • http://www.inclusive-edu.ru

сайт Института проблем инклюзивного образования (ИПИО МГППУ)

  • http://www.edu-open.ru ,

Сайт «Образование без границ»