СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выступления на методическом объединении учителей начальных классов по теме " Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальных классах"

Просмотр содержимого презентации
«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей»

«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»

«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

ТРИЗ

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач , начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач , начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход.

Начало урока   Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность Нестандартный вход в урок. Отсроченная отгадка. Ассоциативный ряд. Удивляй . Фантастическая добавка. Необъявленная тема.     с первых минут занятия.

Начало урока

  •   Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность
  • Нестандартный вход в урок.
  • Отсроченная отгадка.
  • Ассоциативный ряд.
  • Удивляй .
  • Фантастическая добавка.
  • Необъявленная тема.  

с первых минут занятия.

Пример Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему. Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? Данный вопрос записывает в уголке классной доски. Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала

Пример

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.  Пример Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример

Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»  Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока. «ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»   Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока. «ЭПИГРАФ»
  • «ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»

Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

  • «ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

  • «ЭПИГРАФ»

Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

Прием «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»   Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Прием «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

  • перенос учебной ситуации на фантастическую планету;
  • перенос реального или литературного героя во времени;
  • рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель организует:

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель организует:

  • Цепочка признаков .
  • Я беру тебя с собой.
  •   Да - нет.
  • Шаг за шагом.
  • Жокей и лошадь.
  • Толстый и тонкий вопрос.
  • Вопросительные слова.
  • Согласен - не согласен.
  • До -после.
  • Игровая цель.
  • Корзина идей, понятий, имен.
  • Развивающий канон.
  • Ложная альтернатива.
  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление
Да-нет Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами:

Да-нет

  • Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.
  • Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.  На доске:

Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На доске:

Приём

Приём "Толстый и тонкий вопрос

  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
  • Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

В таблице из двух столбцов заполянется часть

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример.

Вопрос «Кто такие птицы?"

"До" Я думаю, что птицы – это животные, которые летают

"После"

Птицы - животные ....

Вывод.

Я прав (не прав), так как ...

«Согласен – Не согласен»   Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

«Согласен – Не согласен»

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

“ Корзина идей, понятий,  имен”

“ Корзина идей, понятий, имен”

  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Игровая цель Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. Пример 1.  Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их. Пример 2.

Игровая цель

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Пример 1.

  • Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.

Пример 2.

  • На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Пример.

Пример.

    Приём “Ложная альтернатива”    Пример.  Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

    Приём “Ложная альтернатива”

    Пример.

    Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.

    Например:

    • Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
    • Что растет не березе - яблоки или груши?
    • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
    • Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
    • Столица России - Москва или Минск?
    • Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
    • Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
    На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. Лови ошибку. Инсерт. Послушать-сговориться-обсудить. ЗХУ Хорошо -плохо. Связи. Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора. Целое—часть. Часть—целое. Изобретательская задача. Конструктор ТРИЗ «Событие» Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» 
    • На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
    • Лови ошибку.
    • Инсерт.
    • Послушать-сговориться-обсудить.
    • ЗХУ
    • Хорошо -плохо.
    • Связи.
    • Стратегия «ИДЕАЛ».
    • Своя опора.
    • Целое—часть. Часть—целое.
    • Изобретательская задача.
    • Конструктор ТРИЗ «Событие»
    • Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» 
    Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
    • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
    (

    (" V " - уже знал;

    " + " - новое;

    " - " - думал иначе;

    " ? " - не понял, есть вопросы);

    Инсерт

    • I - interactive - самоактивизирующая
    • N - noting
    • S - system - системная разметка
    • E - effective - для эффективного
    • R - reading - чтения
    • T - thinking - и размышления

    Приём используется в три этапа:

    В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками

    • Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
    Знаю Хочу узнать Узнал

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Конструктор «События»   «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид: Было стало изменилось

    Конструктор «События»

    • «было» (первое состояние объекта);
    • «стало» (второе состояние объекта);
    • «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).

    Конструктор будет иметь вид:

    Было

    стало

    изменилось

    Было Стало 125 148 Что изменилось Виновник  Число увеличилось на 23 «+» (операция сложения)

    Было

    Стало

    125

    148

    Что изменилось

    Виновник

    Число увеличилось на 23

    «+» (операция сложения)

    Конструктор «Совмещение противоположностей»   Элемент (объект)  Совмещенные противоположности  ? Способ совмещения  круг и прямоугольник Сверху круг, спереди – прямоугольник.

    Конструктор «Совмещение противоположностей»

    Элемент (объект)

    Совмещенные противоположности

    ?

    Способ совмещения

    круг и прямоугольник

    Сверху круг, спереди – прямоугольник.

    Приём “Хорошо-плохо”   Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

    Приём “Хорошо-плохо”

    Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

    Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

    • Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
    • Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
    • Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
    • Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
    У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица. У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход. Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют. У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

    У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т.

    Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.

    У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

    Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

    У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

    Стратегия «ИДЕАЛ». Пример.  И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как . Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

    Стратегия «ИДЕАЛ».

    Пример.

    И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как .

    Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

    Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

    А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

    Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

    Приём “Целое-часть. Часть- целое” Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу Пример.  1. Автомобиль - колесо; ружье - а) стрелять б) курок в) оружие 2. копейка - рубль; рукав - а) пришивать б) пуговица в) рубашка

    Приём “Целое-часть. Часть- целое”

    Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

    Пример.

    1. Автомобиль - колесо;

    ружье -

    а) стрелять б) курок в) оружие

    2. копейка - рубль;

    рукав -

    а) пришивать б) пуговица в) рубашка

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. «Маша-растеряша». Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун». Хорошо -плохо. Силовой анализ. Генераторы-критики. Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм.
    • На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
    • «Маша-растеряша».
    • Стратегия «ИДЕАЛ».
    • Стратегия «Фишбоун».
    • Хорошо -плохо.
    • Силовой анализ.
    • Генераторы-критики.
    • Диаграмма Венна.
    • Обратный мозговой штурм.
    Ой! – Что с тобой? – Потеряла! – Что?! – Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4). На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.
    • Ой!
    • – Что с тобой?
    • – Потеряла!
    • – Что?!
    • – Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).
    • На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.
    Приём “Генераторы-критики”

    Приём “Генераторы-критики”

    • Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы , которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро.
    • Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие .
    • Задача учителя – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
    Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)   Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример.  Русский язык: голова - Орфограммы-гласные буквы верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост- знать условия выбора буквы.

    Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

    • Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

    Пример.

    Русский язык:

    голова - Орфограммы-гласные буквы

    верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

    нижние косточки - морфема, правило

    хвост- знать условия выбора буквы.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Морфологический ящик. Создай паспорт. Ситуационные задачи. Изобретательские задачи.
    • При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
    • Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
    • Морфологический ящик.
    • Создай паспорт.
    • Ситуационные задачи.
    • Изобретательские задачи.
    Приём “Морфологический ящик”

    Приём “Морфологический ящик”

    • Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах
    Пример.  на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений; литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

    Пример.

    на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

    на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

    окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

    литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

    Приём “Создай паспорт”   Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану Пример.  Может быть использован для создания характеристик:

    Приём “Создай паспорт”

    Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

    Пример.

    Может быть использован для создания характеристик:

    • на литературном чтении – героев литературных произведений;
    • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
    • на математике – геометрических фигур, математических величин;
    • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..
    «Девятиэкранка»

    «Девятиэкранка»

      6 3 4 9 1 5 2 7 8

      6

      3

      4

      9

      1

      5

      2

      7

      8

      • Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
      • Окно № 2 – части объекта (подсистема).
      • Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
      • Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
      • Окно № 5 – части объекта в прошлом.
      • Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
      • Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
      • Окно № 8 – части объекта в будущем.
      • Окно № 9 – место объекта в будущем.
      Курица в курятнике  С мамой-курицей  яйцо курятник цыплёнок Скорлупа, белок, желток  Части тела птенца  курица Части тела птицы

      Курица в курятнике

      С мамой-курицей

      яйцо

      курятник

      цыплёнок

      Скорлупа, белок, желток

      Части тела птенца

      курица

      Части тела птицы

      Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».  Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
      • Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так:
      • «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
      • Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
      При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:  «Класс → второй этаж → лицей → улица
      • При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:
      • «Класс → второй этаж → лицей → улица

      Пионерская → деревня Добрунь→ Брянская область→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

      Контроль знаний, обратная связь

      Контроль знаний, обратная связь

      • На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
      • Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
      • Метод интеллект-карт .
      • Жокей и лошадь.
      • Цепочка признаков.
      • Диаграмма Венна.
      • Рюкзак
      Приём “Рюкзак”

      Приём “Рюкзак”

      • Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
      • Пример.
      • я научился составлять план текста
      • я разобрался в такой-то теме
      • я наконец-то запомнил, чем существительное отличается от местоимения и т.д.
        Рефлексия

        Рефлексия

      • На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
      • «Телеграмма».
      • Цветные  поля.
      • Мысли во времени.
      • Шесть шляп.
      • Синквей.
      • Райтинг.
      • Хайку.
      • Диаманта.
      • До -после.
      • ЗХУ
      • Сообщи свое Я.
      • Рюкзак.
      Приём

      Приём "Ромашка" Блума

      Приём «Сообщи свое Я»

      Приём «Сообщи свое Я»

      Приём “Райтинг”   Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера. Пример 1.  Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

      Приём “Райтинг”

      • Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
      • Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

      Пример 1.

      Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

      Приём «Шесть шляп»   Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Пример.

      Приём «Шесть шляп»

      Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

      Пример.

      • Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
      • Желтая шляпа – позитивные суждения.
      • Черная – отражает проблемы и трудности.
      • Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
      • Зеленая – творческие суждения, предложения.
      • Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.