«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»
ТРИЗ
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач , начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход.
Начало урока
- Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность
- Нестандартный вход в урок.
- Отсроченная отгадка.
- Ассоциативный ряд.
- Удивляй .
- Фантастическая добавка.
- Необъявленная тема.
с первых минут занятия.
Пример
Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.
Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Пример
Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.
Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.
Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.
Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.
Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
Прием «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
- перенос учебной ситуации на фантастическую планету;
- перенос реального или литературного героя во времени;
- рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель организует:
- Цепочка признаков .
- Я беру тебя с собой.
- Да - нет.
- Шаг за шагом.
- Жокей и лошадь.
- Толстый и тонкий вопрос.
- Вопросительные слова.
- Согласен - не согласен.
- До -после.
- Игровая цель.
- Корзина идей, понятий, имен.
- Развивающий канон.
- Ложная альтернатива.
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление
Да-нет
- Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
- Это планета земной группы? - нет;
- Это планета – гигант? – да;
- Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
- Это самая большая планета? – да.
- Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
Приём "Толстый и тонкий вопрос
- Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
- Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Пример.
Вопрос «Кто такие птицы?"
"До" Я думаю, что птицы – это животные, которые летают
"После"
Птицы - животные ....
Вывод.
Я прав (не прав), так как ...
«Согласен – Не согласен»
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
“ Корзина идей, понятий, имен”
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Игровая цель
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Пример 1.
- Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.
Пример 2.
- На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Пример.
Приём “Ложная альтернатива”
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.
Например:
- Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
- Что растет не березе - яблоки или груши?
- Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
- Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
- Столица России - Москва или Минск?
- Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
- Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
- На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
- Лови ошибку.
- Инсерт.
- Послушать-сговориться-обсудить.
- ЗХУ
- Хорошо -плохо.
- Связи.
- Стратегия «ИДЕАЛ».
- Своя опора.
- Целое—часть. Часть—целое.
- Изобретательская задача.
- Конструктор ТРИЗ «Событие»
- Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»
- Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
(" V " - уже знал;
" + " - новое;
" - " - думал иначе;
" ? " - не понял, есть вопросы);
Инсерт
- I - interactive - самоактивизирующая
- N - noting
- S - system - системная разметка
- E - effective - для эффективного
- R - reading - чтения
- T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками
- Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Конструктор «События»
- «было» (первое состояние объекта);
- «стало» (второе состояние объекта);
- «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).
Конструктор будет иметь вид:
Было
стало
изменилось
Было
Стало
125
148
Что изменилось
Виновник
Число увеличилось на 23
«+» (операция сложения)
Конструктор «Совмещение противоположностей»
Элемент (объект)
Совмещенные противоположности
?
Способ совмещения
круг и прямоугольник
Сверху круг, спереди – прямоугольник.
Приём “Хорошо-плохо”
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
- Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
- Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
- Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
- Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т.
Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
Стратегия «ИДЕАЛ».
Пример.
И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как .
Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Приём “Целое-часть. Часть- целое”
Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу
Пример.
1. Автомобиль - колесо;
ружье -
а) стрелять б) курок в) оружие
2. копейка - рубль;
рукав -
а) пришивать б) пуговица в) рубашка
- На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
- «Маша-растеряша».
- Стратегия «ИДЕАЛ».
- Стратегия «Фишбоун».
- Хорошо -плохо.
- Силовой анализ.
- Генераторы-критики.
- Диаграмма Венна.
- Обратный мозговой штурм.
- Ой!
- – Что с тобой?
- – Потеряла!
- – Что?!
- – Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).
- На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.
Приём “Генераторы-критики”
- Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы , которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро.
- Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие .
- Задача учителя – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
- Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Русский язык:
голова - Орфограммы-гласные буквы
верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
нижние косточки - морфема, правило
хвост- знать условия выбора буквы.
- При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
- Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Морфологический ящик.
- Создай паспорт.
- Ситуационные задачи.
- Изобретательские задачи.
Приём “Морфологический ящик”
- Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах
Пример.
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
Приём “Создай паспорт”
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
- на математике – геометрических фигур, математических величин;
- на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..
«Девятиэкранка»
6
3
4
9
1
5
2
7
8
- Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
- Окно № 2 – части объекта (подсистема).
- Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
- Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
- Окно № 5 – части объекта в прошлом.
- Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
- Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
- Окно № 8 – части объекта в будущем.
- Окно № 9 – место объекта в будущем.
Курица в курятнике
С мамой-курицей
яйцо
курятник
цыплёнок
Скорлупа, белок, желток
Части тела птенца
курица
Части тела птицы
- Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так:
- «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
- Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
- При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:
- «Класс → второй этаж → лицей → улица
Пионерская → деревня Добрунь→ Брянская область→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».
Контроль знаний, обратная связь
- На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
- Метод интеллект-карт .
- Жокей и лошадь.
- Цепочка признаков.
- Диаграмма Венна.
- Рюкзак
Приём “Рюкзак”
- Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
- Пример.
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем существительное отличается от местоимения и т.д.
Рефлексия
- На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- «Телеграмма».
- Цветные поля.
- Мысли во времени.
- Шесть шляп.
- Синквей.
- Райтинг.
- Хайку.
- Диаманта.
- До -после.
- ЗХУ
- Сообщи свое Я.
- Рюкзак.
Приём "Ромашка" Блума
Приём «Сообщи свое Я»
Приём “Райтинг”
- Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
- Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример 1.
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Приём «Шесть шляп»
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
- Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
- Желтая шляпа – позитивные суждения.
- Черная – отражает проблемы и трудности.
- Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
- Зеленая – творческие суждения, предложения.
- Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.