«Исследовательская работа как одна из форм развития познавательной компетентности учащихся»
Подготовила
учитель математики
МБОУ «Масловская ОШ»
Рысакова В.Н.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». А.Н. Колмогоров
Научно-исследовательская работа учащихся на современном этапе учебного процесса очень актуальна и способствует развитию у них аналитических способностей, вырабатывает потребность в творческой деятельности и расширяет кругозор.
Творческий учитель должен не только проводить уроки и внеклассные мероприятия на высоком уровне, но и заниматься с учащимися исследовательской работой, тем самым передовая им свой накопленный опыт.
Исследовательская деятельность – процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Компетенция
в переводе с латинского означает
круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко
Компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Хуторской Андрей Викторович ( доктор педагогических наук, директор Института образования человека)
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Выполняя исследовательскую работу по отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Учебно-познавательную деятельность
определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
Исследовательская работа
является одной из форм развития познавательной компетентности учащихся
Цель исследовательской работы:
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления учащегося
Задачи исследовательской работы:
- расширить знания и представления об окружающем мире;
- работать с различными источниками информации, осуществлять выбор необходимого материала для работы;
- сформировать научно-исследовательские навыки;
- реализовать личный творческий потенциал;
- сформировать творческую личность.
Подготовка к проведению
- выбор темы исследовательской работы ;
- определение предмета и объекта исследования;
- определение цели и задач работы;
- формулировка гипотезы;
- составление ориентировочного плана работы.
Проведение научного исследования
На данном этапе важна правильная работа с источниками информации:
- изучение источников исследования и публикаций по данной теме;
- анализ и систематизация полученной информации;
- реферативное изложение этой информации;
- подбор аргументов, цитат из литературы, которые будут приведены в исследовательской работе.
Оформление исследовательской работы:
- формулировка основных тезисов;
- редактирование плана работы;
- распределение материала по частям плана;
- продумывание логики изложения исследовательской работы ;
Защита результатов исследования
Подготовка учащегося к публичному выступлению
Исследовательская работа должна продемонстрировать:
- достаточный объём теоретических знаний по выбранной теме;
- умение работать с научной, учебной и справочной литературой;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение обобщать и систематизировать полученный материал по выбранной теме;
- умение логично и грамотно излагать материал.
Только взаимопонимание учителя и ученика приводит к успехам в исследовательской деятельности
Выводы
Исследовательская деятельность помогает учащимся:
- переосмыслить учебный предмет;
- эффективно работать с различной литературой;
- умение работать с различными источниками информации;
- чётко и ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
- развивать ораторские способности;
- осозновать свою принадлежность к науке и тем самым знакомиться с методами научной и творческой работы.
Таким образом, только сотрудничество учителя и ученика ведёт к формированию у учащихся навыков исследовательской работы