Тема
«Англоязычные надписи на продуктовых этикетках».
Научный руководитель: Гурбатова Ирина Викторовна
ученица 8 класса: Абросимова Вика
ученица 8 класса: Гамова Кристина
ученица 8 класса: Подкорытова Таня
Актуальность
Выбор данной темы обоснован ее актуальностью, поскольку в настоящее время на прилавках магазинов появляется множество импортных продуктов питания с англоязычными надписями. Надписи на продуктовых этикетках могут сказать нам многое о странах, которые ведут товарообмен с Россией, о содержащихся ингредиентах в продуктах, в частности, об уровне владения английским языком. Все ли люди обращают внимание на англоязычные надписи на продуктовых этикетках? Понимают ли они значения англоязычных надписей?
Проблема
Наше внимание привлекли англоязычные надписи на продуктах питания. Вовремя наблюдения за поведением людей в магазинах мы заметили, что многие люди покупают разные импортные продукты питания, но не обращают внимание на англоязычные надписи. Они даже не осознают тот факт, что англоязычные надписи могут помочь им повысить уровень владения английским языком, так как мы живём в глубинки.
Идея изучения социолингвистических проблем на материале англоязычных надписей возникла в результате личного опыта, общения со сверстниками, наблюдений за поведением людей в магазине.
Гипотеза
1)Люди покупают продукты питания с англоязычными надписями, и совершенно не задумываются о том, какую информацию содержат надписи, так как не владеют достаточными знаниями в области английского языка. 2) Изучая данные надписи можно повысить уровень знаний в области английского языка.
5.Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.
4.Собрать иллюстративный материал и создать словарь англоязычных надписей, найденных на продуктовых этикетках.
3.Изучить англоязычные надписи и перевести их на русский язык .
2.Установить сотрудничество с продавцами магазинов.
1.Изучить источники, содержащие информацию о надписях на продуктовых этикетках.
Определение уровня владения английским языком людей разного возраста на примере англоязычных надписей на продуктовых этикетках в селе Большой Зерентуй.
Предмет исследования : продуктовые этикетки.
Объект исследования: англоязычные надписи на продуктовых этикетках.
Методы исследования: поисковый, наблюдение, интервью, исследовательский.
План
I.Введение……………………………………………………………………………………….7
II. Теоретическая часть…………………………………………………………………………7
2.1. Из истории надписей на продуктовых этикетках………………………………………..7
2.2. Надписи на продуктовых этикетках…………………………………………………..….10
2.3. Функции надписей на продуктовых этикетках………………………………………….11
2.4. Требования к этикеткам пищевых продуктов…………………………………………...12
III. Практическая часть………………………………………………………………………...15
3.1. Методы исследования……………………………………………………………………..15
3.2.Результаты опросов и анкетирования учащихся и взрослых............................................15
IV. Заключение…………………………………………………………………………………16
V. Библиография………………………………………………………………………………..17
VI. Приложение………………………………………………………………………………...18
Введение
В последние годы в связи с расширением международных контактов в наше окружение проникает все больше элементов иностранной речи; особенно английской. Люди встречают её каждый день, когда приходят в продуктовые магазины для покупки необходимых продуктов питания. Перед тем как приобрести тот или иной товар, они в первую очередь обращают внимание на дизайн этикетки товара. Ведь этикетка – это то, что нас привлекает, интригует, располагает к себе и прозрачно намекает на все достоинства и недостатки продукта. Этикетка - лицо, визитная карточка абсолютно любого товара. По сути, это графический или текстовый знак, который нанесён на товар в виде бирки, наклейки или же своеобразного талона с обязательным указанием полной информации о товаре. А нужно ли вообще приобретать товар, не изучив этикетку? Обращают ли люди внимание на англоязычные надписи на этикетках? Что можно полезного узнать, если внимательно её рассмотреть?
Из истории надписей на продуктовых этикетках
Надписи на продуктовых этикетках существовали много веков назад. Из сохранившихся артифактов, известна этикетка от сосуда для вина, найденная в гробнице Тутанхамона, который жил в 14 веке до нашей эры. На этой этикетке перечислены компоненты, которые входили в состав напитка. Древняя этикетка прошла длительный путь развития. Вначале этикетка выполняла роль ярлыка, на котором указывали цену. На смену ярлыку пришли особые виды печати – клеймо и тавро. Известная нам бумажная этикетка известна с появлением бумаги. Со временем она перестала быть предметом роскоши и заняла прочную позицию передатчика информации, стала частью упаковки.
В 1796 году этикетки, выполненные вручную, сменились этикетками, исполненными с помощью литографии, и с тех пор этикетки стали печататься массовыми тиражами. В начале 19 века чёрно-белые этикетки сменились цветными. Преимущества цветных этикеток были очевидны – товар с цветной этикеткой сразу бросался в глаза.
В начале 30х годов 20 века американский предприниматель Р. Стентон Эйвери (R. Stanton Avery) изобрел первую самоклеящуюся этикетку и превратил это изобретение в успешный бизнес.
Таким образом, этикетки - давние атрибуты человечества, которые отражают культурные потребности, уровень грамотности населения, достижения науки и техники, художественный стиль времени. Привычная нам этикетка прошла путь от древнерусского ярлыка к современным красочным экземплярам. Именно поэтому она стала не просто информационным ярлыком, но своеобразным ориентиром в обилии товаров, образцом социальных предпочтений, своеобразным отражением современного мира.
Надписи на продуктовых этикетках
Этикетка - небольшой лист бумаги, содержащий символы и изображения, необходимые сведения для идентификации продукта и знания его характеристик. В настоящее время разработаны требования к маркировке всех продуктов. Раньше они были перечислены в ГОСТах, теперь - в технических регламентах, действующих не только в нашей стране, но и на всей территории Таможенного союза. В маркировке любого продукта должно быть указано: наименование, состав, количество (масса, объем), дата изготовления, срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации и ограничения по использованию, по приготовлению, показатели пищевой ценности.
На упаковке любого пищевого продукта обязательно должен быть знак, обозначающий, что материал, из которого она изготовлена, подходит для пищевой продукции. Дополнительно могут быть указаны сведения о документе, в соответствии с которым произведена продукция (ГОСТ, ТУ), придуманное название, товарный знак, сведения об правообладателе товарного знака, место происхождения продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.
Функции надписей на продуктовых этикетках
1. Идентификация продукта и производителя.
2.Информация о товаре ( произвольная и обязательная).
3.Средство продвижения товара на рынке (реклама).
4.Упаковка продукта.
5.Средство фальсификации продукта.
Требования законодательства к этикеткам пищевых продуктов
В Российской Федерации наиболее жесткие требования к этикеткам предъявлены к пищевым продуктам.
29 декабря 2003 г. № 401-ст был утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-22003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Указанный стандарт регламентирует требования к информации для потребителей о пищевых продуктах, поступающих на отечественный рынок.
ГОСТ Р 51074-2003 разработан с целью защиты потребительского рынка России от проникновения некачественных товаров и устанавливает требования к информации на русском языке о продуктах питания, изготовляемых отечественными производителями различной формы собственности и на импортные продукты и включает сведения о наименовании продукта, изготовителе, стране происхождения, товарном знаке, массе нетто, объеме или количестве продукта, его составе, пищевой ценности с учетом специфики продукции, условиях хранения, сроке годности или сроке хранения, обозначения нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт, о подтверждении соответствия (сертификации) и др. Обязательной является также информация о применении при изготовлении пищевых продуктов и о содержании в использованном сырье пищевых и биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы и о продуктах, полученных из генетически модифицированных источников.
План исследования надписей
Опрос № 1
Опрос №2
Цель:
выявить мнения «за» и «против» англоязычных надписей на продуктовых этикетках.
Цель: выявить цели англоязычных надписей на продуктовых этикетках.
Опрошенные- 60 человек
Возраст:
10-57
Опрос № 2
Показ красоты и привлекательности продукта
расширение торговых связей
Реклама продукта
Цели англоязычных надписей
увеличение спроса на продукт
Показ статуса страны
Анкетирование
Были заданы следующие вопросы:
- Ваш возраст?
- Встречали ли вы англоязычные надписи на продуктовых этикетках?
- Какие англоязычные надписи вы встречали на продуктовых этикетках?
- Как часто вы обращаете внимание на англоязычные надписи на продуктовых этикетках?
- Понимаете ли вы информацию на английском языке на продуктах питания?
12
В заключении нами были исследованы этикетки с англоязычными надписями с целью создания словаря английских слов, найденных на продуктовых этикетках, и был собран иллюстративный материал.
Выводы:
1) Импортные продукты питания покупают как дети и подростки, так и взрослые люди.
2) Многие люди встречают англоязычные надписи на продуктовых этикетках довольно часто, но не обращают внимание на них. В основном, на англоязычные надписи обращают внимание школьники.
3) Большинству людей нравятся англоязычные надписи на этикетках продуктов питания.
4) Цели англоязычных надписей на продуктовых этикетках: показать красоту, привлекательность продукта; разрекламировать продукты питания; повысить спрос продукта; показать статус страны; развивать торговые связи в сфере торговли.
5) Некоторые надписи содержат недостоверную информацию. Другие - выступают в качестве названия продукта, указывают на страны в сфере торговли, освещают ингредиенты, содержат информацию о истории продукта, сообщают вес, условия хранения, адрес производителя.
6) Изучая англоязычные надписи на продуктовых этикетках, можно значительно увеличить знания в области английского языка.
Заключение
Таким образом, этикетки - давние атрибуты человечества, которые отражают культурные потребности, уровень грамотности населения, достижения науки и техники, художественный стиль времени. Именно поэтому она стала не просто информационным ярлыком, но своеобразным ориентиром в обилии товаров, образцом социальных предпочтений, своеобразным отражением современного мира.
Анализ собранного материала показал, что люди в селе Большой Зерентуй не владеют достаточным уровнем знаний в области английского языка, чтобы понять англоязычные надписи на продуктовых этикетках. Уровень владения английским языком взрослых людей – низкий, а школьников – средний, о чём свидетельствуют результаты опроса.
Изучая англоязычные надписи на продуктовых этикетках, каждый человек может существенно увеличить багаж знаний по английскому языку.
Результаты и выводы нашей работы мы рекомендуем использовать на уроках английского языка по теме «Продукты», «Здоровье», классных часах и внеклассных мероприятиях. Дополнительно можно использовать словарь английских слов, найденных на продуктовых этикетках (Приложение 4).