СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История создания романа-эпопеи "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника. Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "История создания романа-эпопеи "Война и мир"»

Л.Н. Толстой  «Война и мир». История создания Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю. ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания

Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

История создания Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

История создания

Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)

ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ»

Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»

Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.

МИР Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Весь свет, Вселенная. Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий. Ближайшее окружение человека. Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мировоззрение, круг идей героев романа. Это жизнь.

МИР

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Весь свет, Вселенная.

Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.

Ближайшее окружение человека.

Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мировоззрение, круг идей героев романа.

Это жизнь.

ВОЙНА Военные действия враждующих армий. Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами. Зло, насилие, кровопролитие. Разъединение людей, непонимание, эгоизм. Конфликт человека с самим собой. Все, что разрушает гармонию. Это смерть.

ВОЙНА

Военные действия враждующих армий.

Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Зло, насилие, кровопролитие.

Разъединение людей, непонимание, эгоизм.

Конфликт человека с самим собой.

Все, что разрушает гармонию.

Это смерть.

ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .

ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .

РОМАН-ЭПОПЕЯ Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821). Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион. Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.

РОМАН-ЭПОПЕЯ

Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821).

Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.

Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.

Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий. Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.

Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.

Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.

ПРОБЛЕМАТИКА Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни. Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.

ПРОБЛЕМАТИКА

Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни.

Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.

Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России). Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».

Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России).

Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».

  Одной из главных поставленных в романе проблем является проблема человеческого счастья, поисков смысла жизни. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – натуры ищущие, страдающие. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к самосовершенствованию и пониманию самого себя.

Одной из главных поставленных в романе проблем является проблема человеческого счастья, поисков смысла жизни. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – натуры ищущие, страдающие. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к самосовершенствованию и пониманию самого себя.

ПЕРСОНАЖИ РОМАНА В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).

ПЕРСОНАЖИ РОМАНА

В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).

 Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .

Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.

В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.

В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.

НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.

НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.

 Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 года: они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных и Друбецких один за одним исчезают из текста – становятся окончательно неинтересны Толстому.

Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 года: они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных и Друбецких один за одним исчезают из текста – становятся окончательно неинтересны Толстому.

Использованные источники Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.

Использованные источники

Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.