Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания
Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.
ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
История создания
Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА
АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ»
Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.
«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»
Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.
МИР
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Весь свет, Вселенная.
Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.
Ближайшее окружение человека.
Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мировоззрение, круг идей героев романа.
Это жизнь.
ВОЙНА
Военные действия враждующих армий.
Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.
Зло, насилие, кровопролитие.
Разъединение людей, непонимание, эгоизм.
Конфликт человека с самим собой.
Все, что разрушает гармонию.
Это смерть.
ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .
РОМАН-ЭПОПЕЯ
Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821).
Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.
Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.
Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.
Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.
ПРОБЛЕМАТИКА
Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни.
Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.
Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России).
Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».
Одной из главных поставленных в романе проблем является проблема человеческого счастья, поисков смысла жизни. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – натуры ищущие, страдающие. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к самосовершенствованию и пониманию самого себя.
ПЕРСОНАЖИ РОМАНА
В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).
Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».
Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .
ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО
Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.
В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.
НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО
Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.
Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 года: они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных и Друбецких один за одним исчезают из текста – становятся окончательно неинтересны Толстому.
Использованные источники
Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.