СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Из опыта работы учителя начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктует современное общество. Усиливается поток информации, возникает необходимость   быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания. Задача учителя – научить школьников самостоятельно работать с различными источниками информации, в первую очередь с книгой, формировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Из опыта работы учителя начальных классов"»

«Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, другими источниками информации» Выполнила учитель МБОУ  Братский УВК Красноперекопского района Республики Крым Костючик И.В.

«Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, другими источниками информации»

Выполнила

учитель МБОУ

Братский УВК

Красноперекопского района

Республики Крым

Костючик И.В.

Актуальность формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктует современное общество. Увеличивается поток информации, возникает необходимость быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания.  Задача учителя – научить школьников самостоятельно работать с различными источниками информации, в первую очередь с книгой, формировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Актуальность формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктует современное общество. Увеличивается поток информации, возникает необходимость быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания. Задача учителя – научить школьников самостоятельно работать с различными источниками информации, в первую очередь с книгой, формировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Реализация этих задач осуществляется через:  -систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при изучении нового материала;  - включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;  - использование, кроме учебника, дополнительных источников информации;  - включение элементов занимательности в учебный процесс, работу с учебником .

Реализация этих задач осуществляется через: -систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при изучении нового материала; - включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности; - использование, кроме учебника, дополнительных источников информации; - включение элементов занимательности в учебный процесс, работу с учебником .

Методический аппарат учебника нацелен на интеллектуальное развитие школьников, повышение теоретического уровня, развитие умения овладевать новыми знаниями, самостоятельно  работать с книгой.  Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:  1. Работа с учебником с помощью учителя.  2. Самостоятельная работа школьников с материалом учебника.

Методический аппарат учебника нацелен на интеллектуальное развитие школьников, повышение теоретического уровня, развитие умения овладевать новыми знаниями, самостоятельно работать с книгой. Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям: 1. Работа с учебником с помощью учителя. 2. Самостоятельная работа школьников с материалом учебника.

 При этом формируются  следующие умения и навыки:  1. Репродуктивно-поисковая деятельность  - подробный или краткий пересказ;  - поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;  - заполнение таблицы;  - составление схемы;  - работа с терминами;  - работа с иллюстративным материалом .

При этом формируются следующие умения и навыки: 1. Репродуктивно-поисковая деятельность - подробный или краткий пересказ; - поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; - заполнение таблицы; - составление схемы; - работа с терминами; - работа с иллюстративным материалом .

2. Сравнительно-аналитическая деятельность:  - чтение текста с использованием метода «критическое мышление»;  - деление текста на части;  - составление плана текста;  - задания на сравнение литературных произведений, изучаемых явлений.  3. Творческая деятельность:  - постановка вопросов к тексту;  - формулировка понятий;  - тексты с пропущенными буквами, словами;  - кроссворды, загадки, ребусы;  - составление рассказа по данным словам, данному началу и т.д.

2. Сравнительно-аналитическая деятельность: - чтение текста с использованием метода «критическое мышление»; - деление текста на части; - составление плана текста; - задания на сравнение литературных произведений, изучаемых явлений. 3. Творческая деятельность: - постановка вопросов к тексту; - формулировка понятий; - тексты с пропущенными буквами, словами; - кроссворды, загадки, ребусы; - составление рассказа по данным словам, данному началу и т.д.

  Особенности структуры учебников  «Школа России»   Каждый раздел учебника начинается с особой страницы – шмуцтитула, на которой сформулированы основные цели изучения раздела (планируемые результаты).  При работе со шмуцтитулом формируются  практически все виды УУД:  1. Целеполагание  2. Планирование своей деятельности  3. Определение последовательности действий при изучении раздела  4. Прогнозирование содержания раздела

Особенности структуры учебников «Школа России» Каждый раздел учебника начинается с особой страницы – шмуцтитула, на которой сформулированы основные цели изучения раздела (планируемые результаты). При работе со шмуцтитулом формируются практически все виды УУД: 1. Целеполагание 2. Планирование своей деятельности 3. Определение последовательности действий при изучении раздела 4. Прогнозирование содержания раздела

                   Шмуцтитулы учебников  литературное чтение и русский язык (1 класс )

Шмуцтитулы учебников литературное чтение и русский язык (1 класс )

                  Шмуцтитулы учебников математика и окружающий мир (1 класс)

Шмуцтитулы учебников математика и окружающий мир (1 класс)

Каждый раздел учебника завершается рубриками «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения».  Она представляет собой блок тестовых заданий, который позволяет определить, достигнуты ли целевые установки данного раздела. Эти задания способствуют формированию таких регулятивных УУД, как контроль, оценка, саморегуляция и коррекция знаний.

Каждый раздел учебника завершается рубриками «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения». Она представляет собой блок тестовых заданий, который позволяет определить, достигнуты ли целевые установки данного раздела. Эти задания способствуют формированию таких регулятивных УУД, как контроль, оценка, саморегуляция и коррекция знаний.

               Рубрики проверки знаний в учебниках  литературное чтение и русский язык (1 класс)

Рубрики проверки знаний в учебниках литературное чтение и русский язык (1 класс)

               Рубрики проверки знаний в учебниках  математика и окружающий мир.

Рубрики проверки знаний в учебниках математика и окружающий мир.

В действующих учебниках есть справочный аппарат , который содержит материалы различного характера.  Например, в учебнике русского языка  (1 класс) размещены:  - памятки;  - словари ( орфоэпический, орфографический, толковый, словарь – однокоренных слов, синонимов, антонимов, иностранных слов).  Использование справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, облегчает повторение изученного, способствует обобщению знаний.

В действующих учебниках есть справочный аппарат , который содержит материалы различного характера. Например, в учебнике русского языка (1 класс) размещены: - памятки; - словари ( орфоэпический, орфографический, толковый, словарь – однокоренных слов, синонимов, антонимов, иностранных слов). Использование справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, облегчает повторение изученного, способствует обобщению знаний.

 Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование игровых форм ведет к повышению творческого потенциала школьников и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению изучаемой темы.

Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование игровых форм ведет к повышению творческого потенциала школьников и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению изучаемой темы.

Вот некоторые из игровых форм работы с текстом:  1.Вопрос-ответ. I вариант задает вопросы к прочитанному тексту, II вариант находит  и зачитывает ответ.  2. Пересказ текста по частям.  Ученики знакомятся с текстом.  Затем класс делится на 4 группы.  1-я группа пересказывает зачин (начало) текста. 2-я группа пересказывает основную часть. 3-я – заключение. 4-я группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

Вот некоторые из игровых форм работы с текстом: 1.Вопрос-ответ. I вариант задает вопросы к прочитанному тексту, II вариант находит и зачитывает ответ. 2. Пересказ текста по частям. Ученики знакомятся с текстом. Затем класс делится на 4 группы. 1-я группа пересказывает зачин (начало) текста. 2-я группа пересказывает основную часть. 3-я – заключение. 4-я группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

3. Коллективный рассказ. Ученики знакомятся с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы в рассказе принимало участие как можно большее число учеников. (Условие: рассказ не должен прерываться)

3. Коллективный рассказ. Ученики знакомятся с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы в рассказе принимало участие как можно большее число учеников. (Условие: рассказ не должен прерываться)

Развитию памяти и усвоению изучаемого материала способствуют такие задания:  - найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д);  - выбрать высказывания наиболее полно передающие смысл текста;  - подобрать заголовок для текста;  - составить план прочитанного;  - написать краткое изложение.

Развитию памяти и усвоению изучаемого материала способствуют такие задания: - найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д); - выбрать высказывания наиболее полно передающие смысл текста; - подобрать заголовок для текста; - составить план прочитанного; - написать краткое изложение.

4.Игра «Восстанови текст»  1 вариант игры. Каждый ученик получает текст без начала, конца или середины. Знакомится с содержанием и пытается догадаться, о чем могла бы идти речь в недостающем отрывке. Из множества отрывков, лежащих на столе, ученик находит тот, который ему нужен.

4.Игра «Восстанови текст» 1 вариант игры. Каждый ученик получает текст без начала, конца или середины. Знакомится с содержанием и пытается догадаться, о чем могла бы идти речь в недостающем отрывке. Из множества отрывков, лежащих на столе, ученик находит тот, который ему нужен.

2 вариант игры. Каждый ученик получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все ученики общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

2 вариант игры. Каждый ученик получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все ученики общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Таким образом, работа с учебником – это длительный, трудоемкий процесс. Но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования умений и широкий набор эффективных приемов работы с книгой будут залогом успешного обучения и в школе, и в дальнейшей жизни.

Таким образом, работа с учебником – это длительный, трудоемкий процесс. Но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования умений и широкий набор эффективных приемов работы с книгой будут залогом успешного обучения и в школе, и в дальнейшей жизни.