Бессараб Светлана Андреевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОБУ Увальская СОШ
2012-2013 уч.г.
Определено, что УУД- это действительно формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности - тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности.
Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что при рассмотрении понятия УУД, обсуждались различные моменты с лучшими учителями-практиками, мнением которых стало то, что ребенок в своем развитии должен уметь учиться всему как в урочной , так и во внеурочной деятельности. На то они и разработаны эти УУД, поэтому они и УНИВЕРСАЛЬНЫ, что могут "работать" в любой области.,
Направление внеурочной деятельности
Форма, название
Программа
Спортивно-
оздоровительное
научно-познавательное
Военно-патриотическое
танцевальный кружок
«Ритмика»
«Развитие творческих способностей»
познавательный
кружок
«Мир лекарственных растений»
познавательный кружок
патриотический кружок
«Живая Русь»
Проектная деятельность
кружок-
исследование
«Юный исследователь»
Развитие личностных УУД проявляется в выборе направления внеурочной деятельности (чему я хочу научиться, чем я хочу заниматься, к чему у меня больше всего лежит душа, т.е проявляется интерес ребёнка к какому- либо виду деятельности)
любознательность, пытливость ума
самовыражение
учебно- познавательный интерес, способность к самооценке
здоровье, повышенная физическая активность, стремление к победе, твёрдость характера, умение мобилизовать свои личностные и физические ресурсы
Проявляются в умении планировать свои действия. Например: ребёнок ставит перед собой цель, планирует последовательность действий, прогнозирует свои результаты.
Развитие логики, мышления, умение строить проект.
научиться любить свою Родину.
научиться чувству ритма.
поэтапное создание проекта, (цель, просмотр фото- отбор что нужно и что лишнее, чего не хватает), работа над созданием самого проекта, результаты.
Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности. Умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
«Юный исследователь»
«Мир лекарственных растений»
«Ритмика»
«Юный исследователь»,
«Мир лекарственных растений»
«Ритмика»
«Живая Русь»
«Развитие творческих способностей»
Развитие познавательных УУД проявляется в умении ставить перед собой определённые учебную проблему и умению решить эту проблему
умение выстраивать цепочку доказательства,
строить проекты.
связь урочной деятельности с внеурочной деятельностью («Мой
сосед по парте»)
учить самостоятельности, умение пользоваться данным продуктом
изучение танцевальных движений
Учащиеся занимаются в кружке «Юный исследователь» - учимся исследовать, собирать нужную информацию, работаем с различными источниками информации.
Учащиеся учатся ориентироваться в библиотечном пространстве, работают с книгой, журналом, газетой, учатся собирать информацию среди родственников, выполняют коллективные проекты , работают с различными ресурсами информации.
Дети занимаются социально значимой деятельностью. На занятиях формируются коммуникативные УУД при взаимодействии в парах, во время запроса информации у учителя, регулятивные – в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по сбору информации для проектов. В целом дети выполняют творческую работу.
Учащиеся занимаются в кружке «Живая Русь»
знакомятся с обычаями наших предков, с
историей нашей Родины.
На занятии формируются личностные УУД, дети учатся любить нашу Родину, ценить то, что досталось им от наших предков, занятие носит деятельностный характер и имеет прикладную направленность, а также познавательные и коммуникативные УУД.
Ребята занимаются в кружках «Развитие творческих способностей», «Мир лекарственных растений».
Ребята на занятиях работают над формированием не только познавательных УУД, когда узнают что-то новое, но и коммуникативных при работе в группе,обсуждении какого –либо алгоритма доказательной речи, а также личностных- при обсуждении различных вопросов и тем предмета.
Занятия по ритмике способствуют формированию регулятивных УУД, а также личностных, позволяющих детям проявить себя в танце. Преподаватель побуждает детей к музыкально-танцевальному творчеству.
Проводиться в течении всего учебного года в форме анкетирования, точнее сказать в форме заполнения таблицы.
Эту таблицу умений и навыков предлагается заполнять так. Сначала родители или преподаватель читают ученику умение и предлагают подумать – согласен ли он, что это умеет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Преподаватель потом на основании своих наблюдений за учеником может выразить свое мнение – заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.
Умения
октябрь
1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на занятии.
декабрь
2. Я могу сказать, что нового я узнал на занятии.
март
3. Я умею наблюдать и делать выводы.
май
4. Я могу запомнить важные сведения.
5. Я с уважением отношусь к другим людям.
6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в группе.
7. Я умею объяснять, что я чувствую.
8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них.
9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшое задание, понять его смысл и рассказать о нем.
10. Я помню наизусть и могу сыграть небольшой отрывок из музыкального произведения.
11. Я могу правильно выполнить без посторонней помощи небольшую поделку по схеме.
12. Я могу самостоятельно сделать небольшую презентацию.
13. Я умею слушать и слышать преподавателя и одноклассников.
14. Я могу устно дать полный ответ на вопрос.
15. Я умею выполнять не сложные элементы в танце (модульном оригами и т.д).
16. Я умею решать задачи на сложение и вычитание в одно действие и чертить различные геометрические фигуры.
17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.