История школьного дневника
Выполнил ученик 4 Б класса
МБОУ СОШ №19
Крючко Данил
Руководитель: Кулиненко Н.И.
Актуальность:
- Новые инновационные технологии всё больше и глубже проникают в повседневную жизнь. Одной из таких инноваций, является электронный школьный дневник. Но не все родители владеют информационными технологиями, не имеют доступа к Интернет ресурсам, не все дети имеют компьютер дома.
- Возник вопрос может ли электронный дневник заменить обычный? Для каждого школьника дневник-документ, который он с гордостью предъявляет, чтобы получить хорошую оценку и прячет, если в нем появляется замечание или плохая отметка.
Проблема
- заключается в том, что современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.
Цель работы: изучить историю школьного дневника, сформулировать его статус. Объект исследования: школьный дневник. Предмет исследования : история дневника, роль дневника в в школьной жизни ученика. Задачи исследования: - изучить историю школьного дневника; - посмотреть как видоизменялся школьный дневник; - узнать чем являлся дневник для школьников прошлых лет; - сформулировать современный статус школьного дневника. Методы исследования: -изучение справочной литературы и документальных материалов, информации из Интернет ресурсов; - проведение опросов и анализ их результатов; - обобщение полученной информации и выводы. .
Дневник – основной документ школьника на время обучения
Дневник
школьника
- По данным сайта «Из истории школьного дневника» традиция вести дневник уходит своими корнями в самое начало XX века. В этот период дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы.
- Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.
1878 год
Дневник Сталина
Вологодские семинаристы
- «В царской России обложка у дневника была кожаной, цена 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов. Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой. 1-2 страницы – гербы и флаги всех государств . 3-4 страницы «Памятный листок», который отражал: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. 5 страница – график дежурства по классу и по молитве. 6-7 страница – календарь: памятные даты на текущий год.
- Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты».
- Также как в современном дневнике основные страницы занимали предметы с записанными домашними заданиями. Разница лишь в том, что учебный год заканчивался 20 апреля, а начинался 16 августа. Поэтому в школьный рюкзак для первоклассника складывались все необходимые принадлежности уже 15 августа.
Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю .
- Сентябрь-зарень апрель - цветень
- Октябрь- златень май - май
- Ноябрь- листопад июнь- красень
- Декабрь – снежень июль -липец
- Январь – ледень август - серпень
- Февраль – лютый
- Март - марец
- Школьные дневники дореволюционной России содержали страницы запретов,
- где указывалось:
. до какого времени можно находиться на катке;
- в каком платье (форме) приходить в школу;
- какие места занимать в театре;
- что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера;
- что нельзя собираться и ходить по улицам группами.
В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.
В классе училось до 45 учащихся…
Предметы, преподававшиеся ученикам 1-х классов в 50-х годах: чтение, письмо, чистописание, развитие речи, арифметика и т.д. Кроме поведения оценивалось еще и прилежание к учебе!
Успешное окончание учебного года было отмечено благодарностью, которая объявлялась приказом по мужской средней школе № 20
Так выглядел ученик в 19 веке, а я - ученик 21 века.
Так выглядела парта 60 лет назад, а так теперь…….
Так выглядел портфель…..
Дневник 19 века
21 век
- Дневник 60-х годов был с обложкой белого или серого цвета. На дневнике могло указываться, для учащихся каких классов он предназначен. Несмотря на это, не было четкого разделения дневников «по возрасту».
- С обратной стороны на дневнике был указан сорт бумаги, из которой был изготовлен дневник. Чаще всего дневники изготовляли из бумаги первого или второго сорта. Цена дневника определялась сортом бумаги, и, в зависимости от него, она составляла 13 (2 сорт) или 14 (1 сорт) копеек. А так же указывалось место, где был выпущен дневник и бригада, выпустившая его. Например: «Изготовлено бригадой коммунистического труда тов. Назаровой».
- Дневник имел размеры-17 х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги. На первой странице - перечень предметов и список учителей .
- В конце дневника – указания к его ведению. На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе).
В 1954 г. в Советском Союзе повсеместно было введено совместное обучение
Предмет «Русский язык» делился
на письменный и устный. Математика
называлась арифметикой . Присутствовал предмет «чистописание», а «окружающий мир» (природоведение) отсутствовал .
Немного видоизменятся итоговый документ оценки знаний и поведения учеников. Он называется
«Ведомость оценки знаний и поведения»
Первые страницы дневника
Замечания в дневниках советских времён
Замечания в наше время
В конце дневника шли страницы «Для замечаний классного
руководителя», «Учебно-производственная практика и
общественно полезный труд.
Современный дневник для младших классов представляет собой книжку в твердой, глянцевой обложке с яркой, пестрой окраской и разнообразными детскими рисунками. На дневниках изображаются машины, звери, герои любимых мультфильмов, актеры, музыканты… Таким образом, ученик может выбрать дневник на свой вкус.
Опрос родителей нашего класса
- Актуален ли дневник в наше время – 25 (да)
- Пользуетесь ли вы электронным дневником – 2 (да)
- Можно ли отменить бумажный вариант – 25(нет)
Вывод:
- Дневники отражают время. Изучая историю дневника,
можно многое узнать об истории нашей страны и образования в ней. Во времена царской России дневники играли роль правового акта, регулирующего поведение школьника.
2. В советское время дневники выглядели однообразно, но
отношение к ним было как к документу.
3. Современные дневники яркие и многоцветные, содержат
много информации, но отношение школьников к ним изменилось.
4. Возможно, бумажные дневники отживают свое время, но именно они могут «рассказать много интересного» .
В некоторых семьях дневники являются семейными реликвиями.
Ведь так интересно узнать, как учились твои родители,
бабушки, дедушки, а если повезет, то можно узнать о
школьной жизни более старших поколений.
А если будут только электронные дневники, что будет хранить моя мама ?