СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к дистанционному уроку "Жанры публицистического стиля. Обучение написанию сочинения-рассуждения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе прослежена технология написания сочинения-рассуждения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к дистанционному уроку "Жанры публицистического стиля. Обучение написанию сочинения-рассуждения"»

   Жанры публицистического стиля. Обучение написанию сочинения-рассуждения  требования к содержанию сочинения на задание С. В демоверсии ЕГЭ 2015г

Жанры публицистического стиля. Обучение написанию сочинения-рассуждения

требования к содержанию сочинения на задание С. В демоверсии ЕГЭ 2015г

Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, - это функция воздействия. Публицистику иногда называют летописью современности, так как она обращена к актуальным проблемам общества (политическим, социальным, культурным, бытовым). Наиболее распространёнными считаются следующие: очерк, фельетон, статья, доклад, дискуссия, эссе, интервью, реклама. Вы написали сочинение-эссе по литературе, впереди – сочинение-рассуждение по русскому языку. Прежде всего давайте ознакомимся с требованиями к содержанию сочинения на задание С. В демоверсии ЕГЭ 2015г. оно сформулировано следующим образом:

Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, - это функция воздействия.

Публицистику иногда называют летописью современности, так как она обращена к актуальным проблемам общества (политическим, социальным, культурным, бытовым).

Наиболее распространёнными считаются следующие: очерк, фельетон, статья, доклад, дискуссия, эссе, интервью, реклама.

Вы написали сочинение-эссе по литературе, впереди – сочинение-рассуждение по русскому языку.

Прежде всего давайте ознакомимся с требованиями к содержанию сочинения на задание С. В демоверсии ЕГЭ 2015г. оно сформулировано следующим образом:

Часть 2 Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение по прочитанному тексту . Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту .

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Давайте обратимся с вами к конкретному тексту и попробуем вместе выполнить задания части С. Возьмём, к примеру, текст С. Кокориной:

(1) Образование… (2) Это слово имеет великое множество определений. (3) Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих чеков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее — это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании такой мечты — образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

(12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование— это то, что остается, когда все выученное забывается». (По С. Кокориной)  

(12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование— это то, что остается, когда все выученное забывается».

(По С. Кокориной)

 

Сформулируйте проблему текста (её можно сформулировать в виде вопроса или в виде повествовательного предложения с использованием слов «проблема», «вопрос») Что такое образование? Каким должен быть объём знаний образованного человека? Именно эти вопросы волновали С. Кокорину при написании предложенного для анализа текста.

Сформулируйте проблему текста (её можно сформулировать в виде вопроса или в виде повествовательного предложения с использованием слов «проблема», «вопрос»)

Что такое образование? Каким должен быть объём знаний образованного человека? Именно эти вопросы волновали С. Кокорину при написании предложенного для анализа текста.

Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему образования.

 

( В комментарии вы акцентируете внимание только на проблеме текста и говорите о том, что делает автор. Вы как будто следите за ходом авторской мысли, то есть наше внимание акцентируется не на том, что делает герой, а на действиях автора ).

 

(2) Согласно С. Кокориной , образование — это «погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры». Комментируя это определение, автор отмечает , что «образование» человека начинается с детства и продолжается всю его жизнь. Раскрывая достаточно подробно три «составляющие » понятия «образование» ( «погружение» в прошлое, настоящее и будущее культуры), автор замечает , что, возможно, в само слово «образование» когда-то было заложено представление о способности человека осознавать мир «через образы, которые создает сам человек». Касаясь объема знаний образованного человека, автор указывает на то. что каждый человек определяет этот объем сам.

 

Авторская позиция :

С.Кокорина подчеркивает , что лично ей близка точка зрения психолога Лэндрета: образование — это «то, что остается, когда выученное забывается».

 

Теперь вам нужно выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своём ответе вы должны привести 2 аргумента, опираясь на ваши знания, жизненный или читательский опыт.   Стоит подчеркнуть значимость, актуальность такого понимания слова «образование». Ведь от глубины «погружения» человека в прошлое, настоящее и будущее культуры зависит степень образованности конкретного человека. А степень образованности конкретного человека, в свою очередь, определяет наше «сегодня», наше «завтра» и в целом ход истории. Докажем это на конкретном примере.

Теперь вам нужно выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора.

В своём ответе вы должны привести 2 аргумента, опираясь на ваши знания, жизненный или читательский опыт.

 

Стоит подчеркнуть значимость, актуальность такого понимания слова «образование». Ведь от глубины «погружения» человека в прошлое, настоящее и будущее культуры зависит степень образованности конкретного человека. А степень образованности конкретного человека, в свою очередь, определяет наше «сегодня», наше «завтра» и в целом ход истории. Докажем это на конкретном примере.

Кто из нас не знает имя Д.С. Лихачева? О его жизни слагают легенды. Его называют совестью нации. Он глубоко разбирался в искусстве и был очень чуток к проблемам общества. Его искренне беспокоило состояние родной культуры. Именно благодаря стараниям Д.С. Лихачева остались в сохранности сегодня дворцовые парки ленинградских пригородов, был отвергнут губительный проект реконструкции Невского проспекта. В те времена для многих было непривычно (и опасно) столь решительное возражение властям, с каким выступал ученый-«древник» (как они его называли) в своих статьях, письмах. Но именно в силу его образованности лица, стоящие у кормила власти, вынуждены были уступить: за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить с ученым становилось никому не под силу. Вся жизнь Д.С. Лихачева — образец подлинной гражданственности и истинного патриотизма. Но все это было возможно исключительно благодаря высочайшей образованности этого человека, его энциклопедическим знаниям, его «погруженности» в прошлое, настоящее и будущее России.

Кто из нас не знает имя Д.С. Лихачева? О его жизни слагают легенды. Его называют совестью нации. Он глубоко разбирался в искусстве и был очень чуток к проблемам общества. Его искренне беспокоило состояние родной культуры. Именно благодаря стараниям Д.С. Лихачева остались в сохранности сегодня дворцовые парки ленинградских пригородов, был отвергнут губительный проект реконструкции Невского проспекта. В те времена для многих было непривычно (и опасно) столь решительное возражение властям, с каким выступал ученый-«древник» (как они его называли) в своих статьях, письмах. Но именно в силу его образованности лица, стоящие у кормила власти, вынуждены были уступить: за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить с ученым становилось никому не под силу. Вся жизнь Д.С. Лихачева — образец подлинной гражданственности и истинного патриотизма. Но все это было возможно исключительно благодаря высочайшей образованности этого человека, его энциклопедическим знаниям, его «погруженности» в прошлое, настоящее и будущее России.

Определенную роль, думается, играют здесь и такие факторы, как наследственность, среда обитания как ребенка, так и взрослого человека (родители, школа, внешнее окружение...). Но, безусловно, каждый из нас во многом сам определяет свое «образование». И примером здесь может служить не только жизнь великого М.В. Ломоносова, но и сложная судьба Д.И. Менделеева, который, оставшись сиротой, всего в жизни достиг сам. Вспомним также И.А. Бунина, великого мастера слова, который проучился в гимназии всего 4 года. Все остальное, по его словам, сделали книги, то есть самообразование. Список можно продолжить…

Определенную роль, думается, играют здесь и такие факторы, как наследственность, среда обитания как ребенка, так и взрослого человека (родители, школа, внешнее окружение...). Но, безусловно, каждый из нас во многом сам определяет свое «образование». И примером здесь может служить не только жизнь великого М.В. Ломоносова, но и сложная судьба Д.И. Менделеева, который, оставшись сиротой, всего в жизни достиг сам. Вспомним также И.А. Бунина, великого мастера слова, который проучился в гимназии всего 4 года. Все остальное, по его словам, сделали книги, то есть самообразование. Список можно продолжить…

Вывод: Природа дает каждому из нас жизнь, и задача каждого из нас — прожить ее достойно, чтобы по праву называть себя образованным человеком      

Вывод:

Природа дает каждому из нас жизнь, и задача каждого из нас — прожить ее достойно, чтобы по праву называть себя образованным человеком

 

 

 

Возьмём ещё один текст и проанализируем написанное по нему сочинение. Оценим его.   Текст (1) Век девятнадцатый называют веком филологии, и не потому только, что техника тогда не была еще развита, как нынче. (2) На ценность, важность филологии для общества смотрели по-иному, и в особенности на ее составную часть — науку о родном языке. (3) Видимо, хорошо понимали, что изучение языков (чужих ли, своего ли — все равно) развивает мышление еще похлеще математики, учит формам выражения мысли, приобщает к другим национальным культурам.

Возьмём ещё один текст и проанализируем написанное по нему сочинение. Оценим его.

 

Текст

(1) Век девятнадцатый называют веком филологии, и не потому только, что техника тогда не была еще развита, как нынче. (2) На ценность, важность филологии для общества смотрели по-иному, и в особенности на ее составную часть — науку о родном языке. (3) Видимо, хорошо понимали, что изучение языков (чужих ли, своего ли — все равно) развивает мышление еще похлеще математики, учит формам выражения мысли, приобщает к другим национальным культурам.

4) При изучении родного языка в школе, в старой русской гимназии не оставлялась в стороне его история, например, история литературного языка, тесно связанная с историей народа и его культуры. (5) Сдается, уже тогда не хуже нас понимали: чтобы осмыслить современное явление, нельзя строить замки на песке, нужно знать, как оно возникло и как развивалось. (6) И не приходится удивляться, что в гимназические годы не только Алексей Шахматов, но и многие не ставшие филологами его сверстники коллекционировали не спичечные этикетки, не пуговицы, а слова различных языков. (7) Интересовались происхождением слов. (8) Это, понятно, вело их к поискам истоков родного языка, следовательно, родной истории и культуры. (9) Алексей Шахматов, например, еще будучи гимназистом, понял это и написал в одном из писем: «Филология — это наша жизнь!» (В. Макаров)

4) При изучении родного языка в школе, в старой русской гимназии не оставлялась в стороне его история, например, история литературного языка, тесно связанная с историей народа и его культуры. (5) Сдается, уже тогда не хуже нас понимали: чтобы осмыслить современное явление, нельзя строить замки на песке, нужно знать, как оно возникло и как развивалось. (6) И не приходится удивляться, что в гимназические годы не только Алексей Шахматов, но и многие не ставшие филологами его сверстники коллекционировали не спичечные этикетки, не пуговицы, а слова различных языков. (7) Интересовались происхождением слов. (8) Это, понятно, вело их к поискам истоков родного языка, следовательно, родной истории и культуры. (9) Алексей Шахматов, например, еще будучи гимназистом, понял это и написал в одном из писем: «Филология — это наша жизнь!»

(В. Макаров)

Сочинение-рассуждение по тексту В. Макарова Какова роль языка в жизни общества? На этот вопрос, наверное, нельзя ответить однозначно. Может быть, именно поэтому В. Макаров обращается именно к этой проблеме. Многие люди вовсе не задумываются об этом, и зачастую их лексикон заставляет вспомнить об Эллочке Людоедке из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Для других язык, литература являются неотъемлемой частью жизни, разделяя и радостные, и горькие минуты. Именно к ним относится и автор текста. В.И. Макаров, рассказывая об отношении к языку в девятнадцатом веке, приходит к выводу, что язык тесно связан с историей, жизнью общества и «приобщает к другим национальным культурам». В заключение он приводит цитату А. Шахматова, в которой отражается его отношение к поднятой проблеме: «Филология — это наша жизнь».

Сочинение-рассуждение по тексту В. Макарова

Какова роль языка в жизни общества? На этот вопрос, наверное, нельзя ответить однозначно. Может быть, именно поэтому В. Макаров обращается именно к этой проблеме.

Многие люди вовсе не задумываются об этом, и зачастую их лексикон заставляет вспомнить об Эллочке Людоедке из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Для других язык, литература являются неотъемлемой частью жизни, разделяя и радостные, и горькие минуты. Именно к ним относится и автор текста.

В.И. Макаров, рассказывая об отношении к языку в девятнадцатом веке, приходит к выводу, что язык тесно связан с историей, жизнью общества и «приобщает к другим национальным культурам». В заключение он приводит цитату А. Шахматова, в которой отражается его отношение к поднятой проблеме: «Филология — это наша жизнь».

С автором трудно не согласиться. Действительно, в наше время много говорят о достижениях науки, техники и часто забывают о красоте русского языка, что не может не вызывать тревогу. Засилье иностранных слов и сленговых выражений делает язык убогим и примитивным, а это является отражением душевной и духовной бедности

С автором трудно не согласиться. Действительно, в наше время много говорят о достижениях науки, техники и часто забывают о красоте русского языка, что не может не вызывать тревогу. Засилье иностранных слов и сленговых выражений делает язык убогим и примитивным, а это является отражением душевной и духовной бедности

Тревогу по поводу судьбы языка выражали еще русские писатели девятнадцатого века. Так, герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий с горечью размышлял о смешении «французского с нижегородским». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» с иронией рассказал о князе, который на старости лет учит русский язык, чтобы не платить штраф за французские словечки, и считает это верхом патриотизма. А вот для И.С. Тургенева «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» был «поддержкой и опорой». Таким образом, можно сказать, что язык важен в духовной жизни человека, он помогает вспомнить о том, что, кроме материального, в жизни существуют вечные ценности, даже если не все согласятся с этим. И прав был поэт Юрий Левитанский: «Каждый выбирает для себя...»

Тревогу по поводу судьбы языка выражали еще русские писатели девятнадцатого века. Так, герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий с горечью размышлял о смешении «французского с нижегородским». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» с иронией рассказал о князе, который на старости лет учит русский язык, чтобы не платить штраф за французские словечки, и считает это верхом патриотизма. А вот для И.С. Тургенева «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» был «поддержкой и опорой».

Таким образом, можно сказать, что язык важен в духовной жизни человека, он помогает вспомнить о том, что, кроме материального, в жизни существуют вечные ценности, даже если не все согласятся с этим. И прав был поэт Юрий Левитанский: «Каждый выбирает для себя...»

Критерии оценивания сочинения

Формулировка пробле­мы исходного текста (К1)

Бал­

лы

Обоснование

1(1 )

Комментарий к сфор­мулированной пробле­ме (К2)

Проблема исходного текста сформули­рована; фактических ошибок, связан­ных с Пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1(2)

Отражение позиции автора (КЗ)

Аргументация экзаме­нуемым собственного мнения (К4)

1(1 )

Проблема прокомментирована недо­статочно полно.

Позиция автора отражена, приведена цитата, наиболее полно раскрываю­щая авторскую идею.

3(3)

Смысловая цельность, речевая связность и по­следовательность изло­жения (К5)

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, аргу­ментировал его, приведя 3 аргумента как подтверждающих позицию авто­ра, так и являющихся антипримером.

2(2)

Точность и выразитель­ность речи (Кб)

Работа отличается связностью и по­следовательностью изложения: логи­ческих ошибок нет, абзацное члене­ние не нарушено.

1(2)

Соблюдение орфогра­фических норм (К 7)

Соблюдение пунктуа­ционных норм (К8)

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживает­ся однообразие грамматического строя речи.

3(3)

Орфографических ошибок нет.

3(3)

Соблюдение языковых норм (К9)

Пунктуационных ошибок нет.

2(2)

Соблюдение речевых норм (К10)

Соблюдение этических норм (К11)

Грамматических ошибок нет.

2(2)

Речевых недочетов нет.

1(1)

Соблюдение фактиче­ской точности в фоно­вом материале (К 12)

Этические ошибки отсутствуют.

1(1)

Фактических ошибок нет.

 

Итак, вы теперь имеете представление о том, как писать сочинение. Успехов вам!

Итак, вы теперь имеете представление о том, как писать сочинение.

Успехов вам!