Современные формы организации образовательного процесса в аспекте содержания ФГОС дошкольного образования
Подготовила:
Чемезова О.М.
Образовательный процесс должен соответствовать принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка
Теория развивающего обучения
Новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
Ребенок - субъект своего развития
Теория развивающего обучения
Направлено на развитие целостной совокупности качеств личности.
сфера (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
зона ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Известные модели организации образовательного процесса:
Учебная модель
- Позиция взрослого – учительская
- Жесткое программирование образовательной среды в виде методик.
- Дисциплинарная школьно-урочная форма.
- Предметная среда обслуживает занятие
Предметно-средовая модель
- Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду.
- Взрослый – организатор предметных сред
- Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка
- При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Комплексно-тематическая модель
- В основу организации образовательных содержаний ставится тема.
- Реализация темы в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
- Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
- Систематичность образовательного процесса.
- Образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие.
- Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это форма организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру:
- начало,
- основная часть,
- окончание – «открытый конец»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
- Младший дошкольный возраст
Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие).
- Средний дошкольный возраст
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации. Первый тип как для предыдущей возрастной группы. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями.
- В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме.
- сам формулирует проблему (задачу);
- сам находит ее решение;
- решает и
- сам контролирует правильность этого решения.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.
2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.
3 группа (старший возраст) – создает проблемную ситуацию для любого вида деятельности.
Структура образовательного процесса
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока:
- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова)
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).