Обучение слабовидящих детей ориентированию в пространстве и мобильности.
- Перспективная цель обучения ориентированию в пространстве и мобильности — формирование навыков, позволяющих слабовидящим свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке.
Перспективная цель обучения ориентированию в пространстве и мобильности — формирование навыков, позволяющих слабовидящим свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке.
Основные задачи обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения:
· формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;
· развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;
· развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;
· развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;
· овладение техникой пользования тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;
· овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах ,в быту и т. д.);
· обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;
· обучение слабовидящих детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировке в пространстве.
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей, как психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.) и др
Занятия следует проводить с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимо также учитывать причины нарушения зрения и прогноз.
Учащиеся, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, должны обучаться по методике абсолютно слепых детей, но при этом овладевать и приемами использования даже минимальных остатков зрения.
Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание.
В процессе обучения пространственной ориентировке используются наглядные и технические средства, среди которых большое место занимают рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц.
Длительность и трудоемкость обучения ориентировке в пространстве слабовидящих, последовательность и приемлемость заданий позволяет учителю развить у детей двигательную активность, память, формировать и закреплять положительное отношение к самостоятельному передвижению, воспитывать волевые качества, такие как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении цели, умение общаться с окружающими людьми, выдержку и самообладание, инициативность и др.
Для всех детей с форменным (предметным) остаточным зрением необходимо предусмотреть специальные занятия по обучению пользованию для ориентировки в пространстве такими оптическим средствами как лупы, бинокли и монокли
Владение приемами использования оптических средств значительно расширяет возможности инвалида по зрению в ориентировке и снижает зависимость от зрячих людей.
Спасибо за внимание .