Методические рекомендации для педагогов
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие
аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете)
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
- Число использованных учителем видов преподавания
- Чередование видов преподавания
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
- Физкультминутки и физкультпаузы .
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
- Благоприятный психологический климат на уроке
- Преобладающее выражение лица учителя
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности
- Темп и особенности окончания урока.
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока
(От лат. Valeo - «быть здоровым»)
Это короткая, на 5–10 мин, эвристическая беседа, направленная на формирование представления о здоровье как о состоянии полного физического, духовного и социального благополучия , а не об отсутствии болезней или физических дефектов.
* объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека;
* развитие умения делать выбор и нести за него ответственность ;
* развитие речи и творческих способностей;
* развитие грамотности.
Для коротких занятий неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.
- Привычка – вторая натура.
- Берегущийся бывает здоров.
- Свою болячку чужим здоровьем не лечат.
- Болезнь, что пожар: чем раньше ее обнаружишь, тем меньше вреда она причинит.
- Где здоровье, там и красота.
- Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут.
- Твое здоровье – в твоих руках.
- Здоров будешь – все добудешь.
- Здоровья не купишь — его разум дарит.
- Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял.
Афоризмы о здоровье и здоровом образе жизни
«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье» (Г.Гейне).
«Умеренность – союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь – пусть будет все умеренным» (Гиппократ).
«Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех вашему духу покажет его зависимость от узкого сапога» (А.Герцен).
«Учитесь властвовать собой» (А.С. Пушкин).
«Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперед» (К.Э. Циолковский).
«Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его» (Конфуций).
«Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся» (К.Купер).
«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» (Гораций).
«Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно» (Р.Декарт).
«Пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и уверенность в жизни» (Древняя мудрость).
«Звезды правят дураками, а мудрый – своими звездами» (Латинское изречение).
Образец дидактического материала на уроке русского языка по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
- Прочитайте древнюю мудрость.
- Расставьте знаки препинания и решите орфографические задачи.
- Сделайте языковые разборы.
- Отметьте изобразительно-выразительные средства.
Пусть будут врачами твоими трое
веселый х..рактер покой и уверенность в жизн…
- Как вы понимаете смысл этого изречения?
- Какие болезни помогают исцелить эти «врачи»?
- Кто из известных людей, по-вашему, следовал этой мудрости?
- К каким «врачам» вы советовали бы еще обратиться?
(при затруднении воспользуйтесь высказыванием Гиппократа:
«Умеренность – союзник природы. Поэтому пища, питье, сон– пусть будет все умеренным».)
Нижнедевицкая гимназия
Применение
технологии
здоровьесбережения
на уроках русского языка
Урок-путешествие в страну
"Будьте здоровы!«
Проведен
Судаковой О.Н.
в 7-а классе
2016 г
Цели урока:
- закрепить умения и навыки правописания частицы НЕ и приставки НЕ – со всеми частями речи;
- познакомить учащихся с отношением известных людей к пагубным привычкам;
- прививать отрицательное отношение к табаку и спиртным напиткам, положительное – к ЗОЖ;
- сделать урок в День здоровья, запоминающимися с помощью игры-путешествия.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ:
- Для жизни людей им нужно всего их разум, а как много людей (не) боится для своего удовольствия заглушить этот разум водкой, вином и табаком! Это (не) разумно! (Л.Н.Толстой.)
- Нам нужно (не) казаться здоровыми, а быть поистине здоровыми. (Эпикур).
- Табак усыпляет горе, но (не) избежно ослабляет энергию.
(О. Бальзак).
- Курить обычно начинают из-за (не) лепого подражания моде, приятелем. (Не) будь глупым, умей сказать “Нет!” (Мудрый совет).
- (Не) становись богат умом настолько, чтобы ты стал буден душой. Людвиг.
- Есть три рода невежества: (не) знать (ни) чего, знать дурно то, что знают другие, и знать (не) то, что следовало бы знать. Дюкло.
- (Не) вежество – лучшая в мире наука, она дается без труда и (не) печалит душу.Бруно.