Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 80 города Донецка» Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов среднего общего образования нового поколения.
Соколова Л.Н.
учитель химии, учитель
высшей квалификационной категории
г. Донецк
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ТРАДИЦИОННЫЙ (ЗУНовский)
Системно-деятельностный подход
- это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Стандарт образования
фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат.
Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах.
Задача системы образования
состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Системно – деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Универсальные учебные действия
В широком значении термин означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Функции универсальных учебных действий
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Формирование универсальных учебных действий
3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Деятельности
Дидактические принципы
Психологической комфортности
Непрерывности
Урок «открытия новых знаний»
Урок парной работы (формирование ЗУНов, коррекция пробелов)
Урок общение (теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания).
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
учитель управляет поисковой деятельностью;
вместе выявляют проблему;
ученик принимает проблемную ситуацию;
учитель создает проблемную ситуацию;
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода
обсуждение результатов
Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству
Адольф Дистерверг
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!