КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Метод Эдуарда де Боно «Шесть шляп» |
Метод «Шесть шляп» – один из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно – известным исследователем креативности – в 80-х гг. XX века. Назначение метода Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого мышления.
Цель Дать людям представление об особенностях их мышления, научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задач. Суть «Шесть шляп» – несложный и эффективный метод, помогающий преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным. Специфика При офсетной печати цвета, нанесенные по отдельности, смешиваются и дают цветную картинку, так же и этот тренинг уделяет внимание разным сторонам мышления для его совершенствования. Данный метод предполагает тренировку шести аспектов мышления по очереди. Воображаемые шляпы, раскрашенные в разные цвета, представляют наиболее распространенные типы мышления. Взятая цифра охватывает основные способы мышления, поэтому уменьшение количества шляп было бы не целесообразно, а увеличение осложняло усвоение материала. Метод «Шести шляп» нацелен на развитие конструктивного и творческого мышления, дополняющего мышление аналитическое и оценочное. Способ применения шляп 1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает. 2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль. 3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей. 4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека. Шляпы мышления 1. Шляпа красного цвета. Красный – огненный цвет. Шляпа красного цвета указывает на чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. В подобной ситуации не требуется логических доказательств. Данная шляпа дает вам шанс рассказать об охвативших вас чувствах. 2. Шляпа желтого цвета. Это цвет радости и летнего солнца. Надев желтую шляпу, мы оказываемся в сфере позитивного мышления. Это возможность увидеть лучшее в ситуации, выгоду в высказанных мыслях, перспективы и преимущества, найти неожиданные решения и скрытые силы. 3. Шляпа черного цвета. Черный – цвет осторожности. Подобная шляпа дает нам возможность указать на ошибки и просчеты. Это цвет критики и оценки происходящего. Если требуется предостеречь о недочетах и возможных рисках, то следует надевать черную шляпу. 4. Шляпа зеленого цвета. Цвет растительного мира, природной энергии, роста и жизни. Подходит для творческих людей, под такой шляпой рождаются нестандартные подходы, неожиданные решения и альтернативные идеи. 5. Шляпа белого цвета. Этот тип мышления предполагает сосредоточенность на имеющейся информации. Обсуждаются только доступные нам факты и цифры. Это цвет канцелярских бумаг. 6. Шляпа синего цвета. Цвет постановки цели для будущей работы и подведения итогов. Это цвет самоконтроля за ходом мышления и он предполагает анализ и обобщение происходящего. Дополнительная информация В чем преимущество данного метода? Шляпу легко сменить в зависимости от ситуации: пасмурно или светло на улице. Так же и в ситуации общения необходимо видеть и уметь переключаться с разных способов мышления так же непринужденно как мы при необходимости меняем шляпы. Подавляющее большинство ошибок, допускаемых в гуманитарных областях, связанно с особенностями нашего восприятия. Ошибки логики мышления – скорее исключения. Метод «Шести шляп» помогает сделать наше мышление более пластичным и разнообразным. Когда возникает необходимость во всестороннем обсуждении предмета, можно предложить данный метод. Зачастую это помогает сломать лед недоверия к поставленной проблеме, расширить восприятие и преодолеть первоначальную растерянность. Преимущества метода 1. Простота обучения и использования, его наглядность 2. Расширяет восприятие, помогает разглядеть проблему с разных точек зрения 3.Помогает разделить свое эго и мышление Недостатки метода 1. Для достижения результата необходимо иметь богатое воображение и терпение 2.Требует большой психологической отдачи 3. Результат предвидится Метод «Шести шляп» де Боно – максимально результативное использование работы мышления для решения поставленных задач. |
Шесть думающих шляп
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Кем и когда применяется
Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.
Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.
Плюсы и минусы метода
+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.
+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.
Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного кчрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.
+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.
+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.
+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.
+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.
+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.
+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.
+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.
- Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.
- Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.
- Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).
Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.
Правила метода шести шляп мышления
При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью — «Правила составления ментальных карт«).
Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».
Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:
Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.
Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.
В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.
Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Дополнительная информация:
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Достоинства метода
Наглядность, простота освоения и применения.
Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
А.М. Кузьмин
"Метод "Шесть шляп мышления"" и другие Методы поиска идей и создания инноваций
разработано дидактическое обеспечение, сопровождающее комплексную программу «Школа экскурсоводов» (учебные планы, программы, сборники текстов, задания для самостоятельной творческой деятельности обучаемых), способствующие раннему профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая значимость исследования:
-создана комплексная программа «Школа экскурсоводов» на английском языке для 5-9-х классов языковой школы;
-разработаны методические пособия для учителей по организации и проведению коллективных, групповых, индивидуальных форм внеклассной деятельности, способствующие раннему профессиональному самоопределению школьников (на примере курса «Москвоведение» на иностранном языке).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается научной методологией исследования, опорой на психолого-педагогические теории, сочетанием методов теоретических и экспериментальных исследований, использованием статистических методов обработки экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Раннее профессиональное самоопределение школьников в системе общего и дополнительного образования (на примере курса «Московедение» на иностранном языке) обеспечивается следующими педагогическими условиями: спроектированным содержанием авторского курса «Москвоведение» на иностранном языке, способствующим проявлению и развитию способностей школьников до творческого уровня и приводящим к их ранней профессиональной ориентации; его программно-методическим обеспечением, которое включает программу, дидактические и методические материалы; организацией различных форм индивидуального, группового и коллективного творчества, приводящей к раннему профессиональному самоопределению школьников в общем и дополнительном образовании в языковой школе с учетом их способностей, интересов, личностной ориентации.
2. Творческая краеведческая деятельность учащихся является социально востребованным видом деятельности школьников и должна быть предметом целенаправленного педагогического внимания всех звеньев непрерывного образования в системе «Школа-учреждения дополнительного образования».
3. Педагогический эксперимент по разработке и внедрению педагогических условий, направленных на раннее профессиональное самоопределение школьников в системе общего и дополнительного образования в языковой школе.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в учебном процессе школы № 1944 Северо-западного округа г. Москвы, в школах №. 1208, 1209 Юго-восточного округа г. Москвы.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались на заседаниях педагогических советов школ № 1944 Северо-западного административного округа г. Москвы, № 1208, 1209 Юго-восточного административного округа г. Москвы, августовских педагогических чтениях Северо-западного административного округа г. Москвы, семинарах по дополнительному образованию в Государственном управлении культуры, в доме культуры «Гармония» (Южный округ г. Москвы), семинарах-совещаниях руководителей Федеральных экспериментальных площадок в г. Москве, управления культуры и досуга при префектуре Северо-западного административного округа г. Москвы, в Культурном центре «Митино», докладывались на Международных конференциях «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н.Новгород, 2001-2003 г.г.); на Всероссийских конференциях «Актуальные вопросы развития образования и производства» (г. Н.Новгород, 2001-2003 г.г.), на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно-педагогической академии.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертациинаучная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. Разработано содержание курса «Москвоведение» на английском языке для учащихся 5-9 классов. Содержание курса разбито на 9 модулей, рассчитанных на 50-60 часов каждый. Модуль заканчивается различным видом контроля.
2. Показано, что организация интегративного образовательного пространства «Школа - учреждения дополнительного образования» , включающая отобранное содержание дисциплин, разработанный комплекс программно-методического обеспечения, а также коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности школьников в общем и дополнительном образовании, составляют педагогические условия, необходимые для раннего профессионального самоопределения школьников в языковой школе, на примере курса «Москвоведение» на иностранном языке;
3. Разработана система тестовых заданий первого и второго уровней сложности, позволяющая производить промежуточные и итоговые срезы обученности школьников в соответствии с разработанной системой модулей;
4. Дано определение третьего, креативного уровня условных организационно-педагогических уровней дополнительного образования школьников по курсу «Москвоведение» на английском языке: высший уровень деятельности — это творческая деятельность, продукты которой имеют объективную новизну («открытия для других»), это созидание социально-значимых материальных и духовных ценностей, в нашем случае - разработка творческих проектов и проведение по ним экскурсий самостоятельно, вхождение в будущую профессию.:
6. Экспериментально доказана эффективность разработанных педагогических условий, направленных на раннее самоопределение школьников в языковой школе в системе общего и дополнительного образования в соответствии с разработанной комплексной программой «Школа экскурсоводов» с изучением курса «Москвоведение» на иностранном языке. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Это, прежде всего, разработка критериально-диагностического аппарата по определению раннего профессионального самоопределения школьников в языковой школе.
7. Уровень подготовки школьников-выпускников 9 класса, занимающихся в школе экскурсовдов на английском языке таков, что 6070% их работают в летнее время экскурсоводами со знанием иностранного языка по Москве, широко используют свои знания и умения в работе с зарубежными школьниками, посещающими Москву в рамках международного обмена учащимися.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведены общие итоги проделанной работы, позволяющие сделать следующие выводы:
1. Изучена степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы раннего профессионального самоопределения школьников в языковой школе. Показано, что данная проблема недостаточно полно освещена в педагогической и методической науке. Одной из важнейших причин этого является отсутствие разработанных педагогических условий раннего профессионального самоопределения школьников в языковой школе при изучении курсов краеведения;
2. Раннее профессиональное самоопределение учащихся успешно осуществляется в системе интегрированного общего и дополнительного образования, если эта организационно-педагогическая структура действует в интересах как личности, так и школы, обеспечивая индивидуальность образовательных траекторий учащихся;
3. Показано, что организация интегративного образовательного пространства «Школа - учреждения дополнительного образования» , включающая отобранное содержание дисциплин, разработанный комплекс программно-методического обеспечения, а также коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности школьников в общем и дополнительном образовании, составляют педагогические условия, необходимые для раннего профессионального самоопределения школьников в языковой школе, на примере курса «Москвоведение» на иностранном языке;
4. Экспериментально доказана эффективность разработанных педагогических условий, направленных на раннее самоопределение школьников в языковой школе в системе общего и дополнительного образования в соответствии с разработанной комплексной программой «Школа экскурсоводов» с изучением курса «Москвоведение» на иностранном языке. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Это, прежде всего, разработка критериально-диагностического аппарата по определению раннего профессионального самоопределения школьников в языковой школ
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-rannego-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov-v-sisteme-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazov#ixzz4PWccnBao
Введение к работе
Актуальность исследования.
Одним из стратегических направлений развития отечественного образования является модернизация образования сельской молодежи, которая представляет собой социально перспективную группу сельского населения, от уровня образования, культуры, состояния здоровья, личностного и профессионального самоопределения которой во многом зависит возможность успешного функционирования села как единой социальной системы особого сельского образа жизни одной трети населения страны, связанного с трудом на земле
В сельском социуме школа играет более значимую роль в жизни человека, его семьи, сельского сообщества, чем школа, расположенная в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе
Специфике сельских школ во второй половине XX - начале XXI века посвящено немного диссертационных исследований, в которых отражены общие вопросы воспитания и обучения (С Д. Абдурахманов, С Н. Новиков), проблемы профессиональной ориентации (ТИ. Кутов), характеристика социокультурного и образовательного пространства современной сельской школы, миссия сельской школы (3 А. Халюта), социальный портрет современного ученика сельской школы, самоопределение выпускника сельской школы (С.А.Писарева) и др. Однако, такой важный в теоретическом и практическом отношении вопрос, как организация внеучебной деятельности школы в целях содействия жизненному самоопределению сельских школьников - разработан недостаточно.
Статус «сельская школа» в значительной степени определяет основные цели педагогической деятельности, связанные с подготовкой учащихся к самостоятельной жизни на селе, с выбором профессий, необходимых селу, с дальнейшей трудовой деятельностью Вместе с тем следует учитывать и то, что в соответствии с Законом РФ "Об образовании" сельским школьникам предоставляется такое же право выбора жизненного и профессионального пути и такая же свобода в жизненном и социально-профессиональном самоопределении, как и учащимся городских школ.
Анализ предлагаемых в педагогической теории и практике путей решения проблемы позволяет выделить противоречие между необходимостью социально-педагогического содействия в жизненном самоопределении сельским школьникам и недостаточной разработанностью этого вопроса.
Исходя из указанного противоречия, была сформулирована исследовательская задача, которая заключается в определении современных путей организации внеучебной деятельности в целях педагогического содействия сельским школьникам в жизненном самоопределении.
Актуальность исследовательской задачи, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему данного исследования:
«Организация внеучебной деятельности сельской школы как условие жизненного самоопределения школьников».
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели организации внеучебной деятельности сельской школы как одного из путей содействия школьникам в жизненном самоопределении.
Объект исследования — процесс жизненного самоопределения сельских школьников.
Предмет исследования - организация внеучебной деятельности сельской школы как условие жизненного самоопределения школьников В соответствии с целью, объектом, предметом исследования бьша выдвинута гипотеза организация внеучебной деятельности как процесса содействия сельским школьникам в жизненном самоопределении предполагает.
анализ возможностей сельского образа жизни для самоопределения школьника в современном мире,
согласование ценностных позиций и ожиданий относительно деятельности сельской школы учащихся, учителей, родителей,
построение системы внеучебной деятельности как системы событий в жизни сельского школьника;
подготовку учителей к организации внеучебной деятельности как важнейшему компоненту своей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки исходной гипотезы выдвинуты следующие задачи:
1. Обобщить результаты исследований по проблеме жизненного
самоопределения.
2. Уточнить категориальный аппарат исследования относительно его
ведущих понятий
3 Проанализировать возможности сельского образа жизни и внеучебной деятельности с точки зрения содействия жизненному самоопределению сельских школьников
4. Разработать модель организации внеучебной деятельности в сельской школе по содействию школьникам в жизненном самоопределении
5 Провести опытно-экспериментальную работу по апробации модели организации внеучебной деятельности в сельской школе. Методологические подходы в исследовании:
системный подход, с позиции которого внеучебная деятельность школы рассматривается как подсистема целостной деятельности общеобразовательного учреждения в сельском социуме,
деятелъностный подход, позволяющий определить условия и закономерности самоопределения школьника во внеучебной деятельности школы
Теоретическую основу исследования составили.
психолого-педагогические исследования по проблеме
самоопределения личности, о сущности и закономерностях становления и
развития ценностных ориентации личности, механизмах их формирования
(Б.Г. Ананьев, Л.М. Архангельский, Л.И. Божович, MP Гинзбург, И.В
Дубровина, И А. Зимняя, И С Кон, С Л Рубинштейн В Ф. Сафин,
А.С Шаров); r ^.,
теории, раскрывающие психологические механизмы развития личности в деятельности (К.А Абульханова-Славская, Е.В Бондаревская, Л С Выготский, А Н Леонтьев, А.В. Петровский, В АПетровский, С.Л. Рубинштейн);
исследования, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности российской сельской школы (В Г. Бочарова, М.П Гурьянова, В.Т Лисовский, С А Писарева, Г В Пичугина, Е.Е. Плоткин, В А Поляков, Г.Г Силласте, Е Н Степанов),
концепции педагогического моделирования и проектирования (С И Архангельский, В Г Афанасьев, А.М Дахин, В М Монахов, Т.Г Новикова, В И Слободчиков, П Г Щедровицкий);
концепции развития современного школьного образования (Е.В.
Бондаревская, Е С Заир-Бек, А Г Каспржак, О Е Лебедев, В В. Сериков,
А.П Тряпицына),
концепции построения образовательной среды современной
школы (И В. Богданов, Т Ю. Герасимова, Г А Ковалев, В А Ясвин).
В исследовании использовалась следующая совокупность методов'
анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ,
моделирование, методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), анализ продуктов деятельности и выполнения тестовых заданий, наблюдение, педагогический эксперимент, обработка полученных в ходе эксперимента результатов
Основные этапы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период 2001-2006 гг.
Первый этап (2001 - 2002 гг) заключался в теоретическом анализе проблемы исследования, формулировке цели, гипотезы и задач исследования, определении замысла экспериментальной работы
Второй этап (2003 - 2004 гг) связан с разработкой и реализацией модулей программы внеучебной деятельности сельской школы, разработкой критериев их эффективности с позиций содействия жизненному самоопределению сельских школьников, проведению мониторинга процесса самоопределения по выделенным критериям и показателям
Третий этап (2005 - 2006 гг) включал в себя завершение эксперимента, обобщение, систематизацию полученной информации по проверке эффективности организации внеучебной деятельности сельской школы, формулировку выводов, оформление текста диссертационного исследования
База исследования. Экспериментальная проверка теоретических
положений и их внедрение проводились на базе муниципального образовательного учреждения «Нововаршавская гимназия». В эксперименте принимали участие 73 педагога, 185 учащихся Нововаршавской гимназии, 25 выпускников гимназии - студентов высших учебных заведений г Омска и филиала ОмГПУ, 130 родителей, жители села.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Сельский образ жизни — источник специфического
психологического опыта личности, что проявляется в особенностях
самоопределения Характеристика особенностей сельского образа жизни
как условия самоопределения заключается в следующем
пространственная ограниченность среды, статичность, однообразие среды, культурно бедная, социально примитивная среда, ограниченный доступ к культурным и образовательным услугам; ритм жизни менее напряженный,
замкнутая социальная общность людей, изолированная от внешнего мира, территориальная и психологическая близость жителей села, дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений, сельские жители более консервативны, не расположены к новому, непривычному,
воспитательный процесс осуществляется не только школой, но и другими организациями, социальными институтами, для которых воспитание не является основной функцией, семья глубже интегрирована в воспитательный процесс сельской школы.
В сельском регионе значительно уже информационное, образовательное пространство и пространство необходимых в юношеском возрасте проб, определяющих адекватность личностных и профессиональных выборов, а также меньшая возможность общественного продвижения, социального роста
2 В основе жизненного самоопределения в старшем подростковом и
юношеском возрасте лежит личностное ценностно-смысловое самоопре
деление, проявляющееся в определении своей позиции, смысла своего
существования относительно общественно выработанной системы
ценностей
Основным критерием результативности самоопределения
является осмысление старшими школьниками своего места в мире, соотносящееся
с формированием ценностно-смыслового ядра личности,
с отношением старшеклассников к ценностям и основным проблемам своей малой родины, региона, страны,
с функционально-ролевой интерпретацией школьниками социального статуса, что проявляется в разнообразных формах включения личности в различные виды социальных отношений, которые возникают в школьном образовательном процессе
3 Содействие жизненному самоопределению сельских школьников
осуществляется путем организации внеучебной деятельности за счёт:
расширения образовательного пространства школы, села и реальном или виртуальном выходе за его пределы,
включения школьников в решение социально-значимых проблем,
экспериментирования учащихся с различными социальными ролями,
формирования коммуникативной компетентности школьников через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий сельского и других сообществ
4 Система внеучебной деятельности сельской школы
определяется ценностно-смысловыми предпочтениями и социальными ориентирами сельских старшеклассников, их потребностями, возможностями и склонностями; представлениями родителей о будущем их детей, готовностью педагогического коллектива и членов сельского социума к содействию жизненному самоопределению школьников;
представляет собой целостную совокупность организационных модулей внеучебной деятельности, отражающих как специфику сельского образа жизни (осуществление образования, адекватного потребностям личности, сельской семьи, сельского социума, сельскохозяйственного производства и социальной сферы села), так и основные тенденции развития современного российского образования (воспитание личности, способной к самостоятельному независимому мышлению, к плодотворному и постоянному труду; способность к коммуникации, чувство личной ответственности за свои поступки, здоровье, благополучие, свой успех в жизни, способность выполнять свои гражданские обязанности, защищать свои права, способность к сотрудничеству, умение работать в группе, коллективе)
5 Модель организации внеучебной деятельности сельской школы в
целях содействия школьникам в жизненном самоопределении отражает
взаимодействие детей и взрослых как целостную деятельность членов
сельского сообщества, развертывающуюся от идей к целям, от целей к
средствам и результатам, от их анализа к новым целям и включает в себя
диагностико-аналитический, содержательный, методический,
управленческий и оценочный блоки
диагностико-аналитический блок ориентирован на проведение мониторинга процесса самоопределения школьников, ожиданий родителей и готовности учителей к организации внеучебной деятельности школьников,
содержательный блок модели ориентирован на разработку и реализацию модулей и программ внеучебной деятельности, их корректировку на основе данных мониторинга,
методический блок ориентирован на непрерывное сопровождение учителей в процессе организации внеучебной
деятельности и направлен на развитие потенциала педагогического коллектива (освоение проектных технологий, развитие исследовательской культуры педагогов, овладение новыми видами и способами организации внеучебной деятельности, разработка методических комплектов для реализации образовательных программ и модулей) с целью проектирования культурно-образовательной среды;
управленческий блок ориентирован на координацию различных форм организации внеучебной деятельности в сельской школе;
оценочный блок ориентирован на выявление вклада внеучебной деятельности в процесс самоопределения школьников
Научная новизна исследования состоит в том, что
обобщены представления о специфике современного сельского образа жизни и его влиянии на сельского школьника,
выявлены возможности организации внеучебной деятельности сельской школы, способствующих жизненному самоопределению школьников,
определены совокупность характеристик внеучебной деятельности в сельской школе, необходимой для жизненного самоопределения подростков и показатели становления самоопределения сельского школьника;
разработана модель организации внеучебной деятельности в сельской школе по содействию школьникам в жизненном самоопределении;
разработаны способы корпоративного обучения учителей сельской школы как формы дополнительного профессионального образования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
доказано изменение ценностно-целевых ориентиров
современной сельской школы,
уточнены имеющиеся представления о процессе самоопределения сельских школьников,
обоснованы способы педагогической диагностики как компонента педагогической деятельности, направленной на содействие процессу самоопределения школьников,
расширены имеющиеся представления о внеучебной деятельности как компоненте целостного образовательного процесса в школе,
доказана правомерность реализации программы внеучебной деятельности сельской школы через модульную организацию,
уточнены пути включения сельской общественности в организацию внеучебной деятельности школы
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических материалов для организационно-педагогического
обеспечения внеучебной деятельности в сельских школах, подготовке учителей к организации внеучебной деятельности в сельской школе.