СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Многоликая и вездесущая плесень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит опыты, при помощи которых, были сделаны выводы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Многоликая и вездесущая плесень"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная школа №10 г. Майского »

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная

школа №10 г. Майского »

"Многоликая и вездесущая

плесень"

Работу выполнил ученик 4 класса

МОУ ООШ №10 г. Майского

Фашмуков Руслан

Руководитель: Н.А. Шишеня

учитель начальных классов

Плесень на варенье

Плесень на варенье

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания. А, однажды, в подъезде дома, где живет моя тетя, я заметил, что стены, особенно углы, стали черными. И это совсем не было похоже на следы от дыма. Бабушка мне объяснила, что это плесень, и появилась она от сырости.

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания. А, однажды, в подъезде дома, где живет моя тетя, я заметил, что стены, особенно углы, стали черными. И это совсем не было похоже на следы от дыма. Бабушка мне объяснила, что это плесень, и появилась она от сырости.

У меня возникло очень много вопросов о плесени, на которые хотелось бы получить ответы. Поэтому я решила написать исследовательскую работу, в ходе которой хочу узнать: 1) что такое плесень; 2) из-за чего появляется плесень; 3) вредна ли плесень для здоровья; 4) как с нею бороться; 5) существует ли «съедобная» плесень;

У меня возникло очень много вопросов о плесени, на которые хотелось бы получить ответы. Поэтому я решила написать исследовательскую работу, в ходе которой хочу узнать:

1) что такое плесень;

2) из-за чего появляется плесень;

3) вредна ли плесень для здоровья;

4) как с нею бороться;

5) существует ли «съедобная» плесень;

Цель исследования:  Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, научится выращивать плесневые грибы на различных продуктах питания. Задачи : поиск сведений о том, когда на Земле появилась плесень; выявление причины появления плесени; поиск информации о том, можно ли есть продукты, частично покрытые плесенью; определение влияния плесени на здоровье человека; поиск сведений о существовании « съедобных » видов плесени; поиск методов борьбы с плесенью; наблюдение над развитием плесени на пищевых продуктах;

Цель исследования:

Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, научится выращивать плесневые грибы на различных продуктах питания.

Задачи :

  • поиск сведений о том, когда на Земле появилась плесень;
  • выявление причины появления плесени;
  • поиск информации о том, можно ли есть продукты, частично покрытые плесенью;
  • определение влияния плесени на здоровье человека;
  • поиск сведений о существовании « съедобных » видов плесени;
  • поиск методов борьбы с плесенью;
  • наблюдение над развитием плесени на пищевых продуктах;
Объект исследования:  Плесень на разных продуктах питания. Предмет исследования: Полезные и вредные свойства плесени и условия ее размножения. Гипотеза: Предполагаю, что плесень может быть «вредной» и «полезной» и появиться в самых разных местах и условиях. Методы исследования: Изучение научно-познавательной литературы. Опытно-лабораторное исследование с целью изучения строения плесени. Эксперимент с целью определения условий образования и роста плесени .

Объект исследования:

Плесень на разных продуктах питания.

Предмет исследования:

Полезные и вредные свойства плесени и условия ее размножения.

Гипотеза:

Предполагаю, что плесень может быть «вредной» и «полезной» и появиться в самых разных местах и условиях.

Методы исследования:

  • Изучение научно-познавательной литературы.
  • Опытно-лабораторное исследование с целью изучения строения плесени.
  • Эксперимент с целью определения условий образования и

роста плесени .

Актуальность  данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. Я выбрал именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе.

Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. Я выбрал именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе.

Что такое плесень В толковом словаре С.И. Ожегова написано, что плесень  – это микроскопические грибки, скопляющиеся пятнами в виде налета на чем-нибудь гниющем, сыром.

Что такое плесень

В толковом словаре С.И. Ожегова написано, что плесень – это микроскопические грибки, скопляющиеся пятнами в виде налета на чем-нибудь гниющем, сыром.

Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, зараженную таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, зараженную таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

Плесневые грибки распространены повсюду и могут жить даже на камнях.

Плесневые грибки распространены повсюду и могут жить даже на камнях.

Грибки синевы обитают в клетчатке дерева.

Грибки синевы обитают в клетчатке дерева.

Представителями грибков гниения являются бактериальная, белая, бурая гниль.

Представителями грибков гниения являются бактериальная, белая, бурая гниль.

Специфический налет на растениях – это дрожжевые грибки.

Специфический налет на растениях – это дрожжевые грибки.

Все эти грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Кроме тех цветов, которые я видел (белый, черный, желтый), оказывается, в природе встречаются еще плесени красные, зеленые, голубые, бурые, серые и даже белые с розовым и сиреневым оттенком

Все эти грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Кроме тех цветов, которые я видел (белый, черный, желтый), оказывается, в природе встречаются еще плесени красные, зеленые, голубые, бурые, серые и даже белые с розовым и сиреневым оттенком

О том, что плесень царствует на Земле с испокон веков, свидетельствуют факты:  Опасность, которую несет людям плесень, упомянута в «Ветхом завете». В библейские времена плесень считалась знаком предупреждения свыше, господь говорил об этом Моисею. В древнем Китае строительное дерево заранее вымачивали в растворе поваренной соли, чтобы его не съела плесень. В Средние века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию и приводить людей в отчаяние. Библейский Ной смолил свой ковчег снаружи и изнутри для защиты его не только от воды, но и от плесени.

О том, что плесень царствует на Земле с испокон веков, свидетельствуют факты:

  • Опасность, которую несет людям плесень, упомянута в «Ветхом завете». В библейские времена плесень считалась знаком предупреждения свыше, господь говорил об этом Моисею.
  • В древнем Китае строительное дерево заранее вымачивали в растворе поваренной соли, чтобы его не съела плесень.
  • В Средние века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию и приводить людей в отчаяние.
  • Библейский Ной смолил свой ковчег снаружи и изнутри для защиты его не только от воды, но и от плесени.
Александр Македонский приказывал пропитывать опоры мостов оливковым маслом, чтобы они не обрушились из-за плесени. Александр Великий вошел в историю, как полководец, не проигравший ни одного сражения, но в битве с плесенью даже он мог только защищаться.
  • Александр Македонский приказывал пропитывать опоры мостов оливковым маслом, чтобы они не обрушились из-за плесени.

Александр Великий вошел в историю, как полководец, не проигравший ни одного сражения, но в битве с плесенью даже он мог только защищаться.

24 ноября 1922 года команда английских археологов стояла перед дверью, надпись на которой гласила: «ТУТАНХАМОН». Чтобы убедиться в отсутствии магических и физических преград, Картер запустил в глубину пирамиды канарейку. Как только птица приблизилась к гробнице, на нее накинулась огромная змея. Несмотря на это происшествие, Карнарвон не побоялся войти в усыпальницу фараона. Ни змей, ни других «видимых» заклятий в гробнице не было. Однако по прошествии нескольких дней он внезапно скончался.
  • 24 ноября 1922 года команда английских археологов стояла перед дверью, надпись на которой гласила: «ТУТАНХАМОН». Чтобы убедиться в отсутствии магических и физических преград, Картер запустил в глубину пирамиды канарейку. Как только птица приблизилась к гробнице, на нее накинулась огромная змея. Несмотря на это происшествие, Карнарвон не побоялся войти в усыпальницу фараона. Ни змей, ни других «видимых» заклятий в гробнице не было. Однако по прошествии нескольких дней он внезапно скончался.
Спустя несколько лет после экспедиции Карнарвона и Картера, Англию потрясли несколько трагических событий, которые местные репортеры связывали с вторжением в гробницу Тутанхамона. За короткое время не стало большей части команды, участвовавшей вместе с Картером в поисках мумии. Причины их смерти не установлены. В 1999г. немецкий микробиолог, Готтард Крамер, из Лейпцигского университета, попытался научно обосновать магические проклятия мумий. Он проанализировал более 40 мумифицированных тел и обнаружил, что каждое из них покрыто, невидимым невооруженным глазом, слоем плесени».
  • Спустя несколько лет после экспедиции Карнарвона и Картера, Англию потрясли несколько трагических событий, которые местные репортеры связывали с вторжением в гробницу Тутанхамона. За короткое время не стало большей части команды, участвовавшей вместе с Картером в поисках мумии. Причины их смерти не установлены.
  • В 1999г. немецкий микробиолог, Готтард Крамер, из Лейпцигского университета, попытался научно обосновать магические проклятия мумий. Он проанализировал более 40 мумифицированных тел и обнаружил, что каждое из них покрыто, невидимым невооруженным глазом, слоем плесени».
Плесень – это самая распространенная и самая древняя часть живой природы нашей планеты. Плесневые грибки могут жить в любых условиях: на живом и мертвом материале. «Она приспособилась ко всему, даже к тому, что может угрожать живым существам. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет», - считает доктор биологических наук, микробиолог Светлана Чубатова.

Плесень – это самая распространенная и самая древняя часть живой природы нашей планеты. Плесневые грибки могут жить в любых условиях: на живом и мертвом материале. «Она приспособилась ко всему, даже к тому, что может угрожать живым существам. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет», - считает доктор биологических наук, микробиолог Светлана Чубатова.

Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства они выжили, кроме того стали еще агрессивнее и устойчивее.

Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства они выжили, кроме того стали еще агрессивнее и устойчивее.

Последние наблюдения вообще невероятны! Японские ученые обнаружили у плесени способность к обучению. Они каждый час помещали слизистый гриб в холодильник на 10 минут, а потом заметили, что к моменту очередного погружения в холод он как бы замирал в ожидании неприятностей. Значит, плесень обладает памятью. Такой же гриб научился преодолевать лабиринт, запоминая на каждой развилке, куда нужно поворачивать.

Последние наблюдения вообще невероятны! Японские ученые обнаружили у плесени способность к обучению. Они каждый час помещали слизистый гриб в холодильник на 10 минут, а потом заметили, что к моменту очередного погружения в холод он как бы замирал в ожидании неприятностей. Значит, плесень обладает памятью. Такой же гриб научился преодолевать лабиринт, запоминая на каждой развилке, куда нужно поворачивать.

Причины появления плесени Причины появления и распространения плесени различны. Чаще всего она распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. И самое страшное: порой незаметно. Оказывается, даже в чистой комнате, в каждом кубометре воздуха, содержится до 500 спор. Когда плесень попадает на сырую поверхность, то прорастает тончайшими нитями.

Причины появления плесени

Причины появления и распространения плесени различны. Чаще всего она распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. И самое страшное: порой незаметно. Оказывается, даже в чистой комнате, в каждом кубометре воздуха, содержится до 500 спор. Когда плесень попадает на сырую поверхность, то прорастает тончайшими нитями.

Летая в воздухе, споры плесени ждут благоприятного момента. Идеальные условия для появления плесени – это температура + 20 градусов, влажность воздуха свыше 95%, плохая вентиляция и грязь. В таких условиях она поражает все: бетон, дерево, резину, пластик, окрашенные стены, бумагу, ткани и т.д. Этот грибок, особенно, обожает влагу.

Летая в воздухе, споры плесени ждут благоприятного момента. Идеальные условия для появления плесени – это температура + 20 градусов, влажность воздуха свыше 95%, плохая вентиляция и грязь. В таких условиях она поражает все: бетон, дерево, резину, пластик, окрашенные стены, бумагу, ткани и т.д. Этот грибок, особенно, обожает влагу.

Чем опасна плесень? Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Чем опасна плесень?

Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.

Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.

Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.

Полезная плесень Такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, рокфор обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени.

Полезная плесень

Такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, рокфор обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени.

В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней.

В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней.

Во время изучения микроорганизмов, шотландский ученый Александр Флеминг заметил, что образцы покрылись плесенью. Наблюдая за плесневыми пятнами, он обратил внимание, что не все участки поражены, есть и чистые области. Флеминг пришел к выводу, что обычная плесень может синтезировать вещество, которое способно уничтожить возбудителей инфекций.

Во время изучения микроорганизмов, шотландский ученый Александр Флеминг заметил, что образцы покрылись плесенью. Наблюдая за плесневыми пятнами, он обратил внимание, что не все участки поражены, есть и чистые области. Флеминг пришел к выводу, что обычная плесень может синтезировать вещество, которое способно уничтожить возбудителей инфекций.

Вывод: И все таки плесневые грибы не только наши враги, но и наши друзья, так как они играют великую роль в круговороте веществ в биосфере.

Вывод:

И все таки плесневые грибы не только наши враги, но и наши друзья, так как они играют великую роль в круговороте веществ в биосфере.

Практическая часть Для выявления условий развития плесневых грибов я поставил опыты. Опыт №1

Практическая часть

Для выявления условий развития плесневых грибов я поставил опыты.

Опыт №1

Первый день – положил кусочек варенного картофеля в контейнер, закрыл крышкой. Второй день - на картофеле появились небольшие участки покрытые плесенью. Третий день - участков, покрытых плесенью стало больше.

Первый день – положил кусочек варенного картофеля в контейнер, закрыл крышкой.

Второй день - на картофеле появились небольшие участки покрытые плесенью.

Третий день - участков, покрытых плесенью стало больше.

Четвертый день - участков, покрытых плесенью стало ещё больше. Пятый день - появилась плесень черного, желтого, белого и серого цветов и появился запах. Шестой день - плесень черного, желтого, белого , серого цветов выросла, появилась жидкость.

Четвертый день - участков, покрытых плесенью стало ещё больше.

Пятый день - появилась плесень черного, желтого, белого и серого цветов и появился запах.

Шестой день - плесень черного, желтого, белого , серого цветов выросла, появилась жидкость.

Седьмой день - плесени и жидкости стало больше. Это говорит о том, что плесень стала разрушать картофель. Восьмой день – плесень продолжает расти. Девятый день - плесень заняла весь картофель.

Седьмой день - плесени и жидкости стало больше. Это говорит о том, что плесень стала разрушать картофель.

Восьмой день – плесень продолжает расти.

Девятый день - плесень заняла весь картофель.

Опыт №2

Опыт №2

1- 2 день – изменений не произошло. 3 день – видимых изменений нет, но у хлеба под №3 (в контейнере) появился кисловатый запах

1- 2 день – изменений не произошло.

3 день – видимых изменений нет, но у хлеба под №3 (в контейнере) появился кисловатый запах

4 день – у пробы под №3 появилось пятно плесени, проба №4 без изменений , пробы №1 и №2 слегка подсохли.

4 день – у пробы под №3 появилось пятно плесени, проба №4 без изменений , пробы №1 и №2 слегка подсохли.

5 день - изменения появились на образце под №4, а у пробы №3 плесени стало больше, пробы №1 и №2 без изменений.

5 день - изменения появились на образце под №4, а у пробы №3 плесени стало больше, пробы №1 и №2 без изменений.

6 день – на образцах под №3 и №4 плесень продолжает расти, образцы под №1 и №2 еще больше подсохли.

6 день – на образцах под №3 и №4 плесень продолжает расти, образцы под №1 и №2 еще больше подсохли.

7 день - образцы под номерами 1 и 2 окончательно высохли. На кусочке под №3 (в контейнере) плесень чувствовала себя хорошо. Она разрасталась, появилась плесень серого, желтого. черного и белого цветов, появился пушистый белый налёт. На образце под №4 плесень продолжала разрастаться.

7 день - образцы под номерами 1 и 2 окончательно высохли. На кусочке под №3 (в контейнере) плесень чувствовала себя хорошо. Она разрасталась, появилась плесень серого, желтого. черного и белого цветов, появился пушистый белый налёт. На образце под №4 плесень продолжала разрастаться.

8 день эксперимента - плесень на хлебе в контейнере и целлофановом пакете продолжала расти, появлялись всё новые и новые участки. Пушистый белый островок в контейнере стал больше.

8 день эксперимента - плесень на хлебе в контейнере и целлофановом пакете продолжала расти, появлялись всё новые и новые участки. Пушистый белый островок в контейнере стал больше.

9 день – образцы под №1 и №2 окончательно высохли. На образцах под №3 и №4 плесень продолжает расти и завоёвывать всё новые и новые участки.

9 день – образцы под №1 и №2 окончательно высохли. На образцах под №3 и №4 плесень продолжает расти и завоёвывать всё новые и новые участки.

Вывод: На варенном картофеле плесень выросла быстрее, чем на хлебе. Я думаю это произошло быстрее, т.к. в контейнере с картофелем влажность была выше. Значит чем выше влажность, тем среда обитания плесени лучше.

Вывод:

На варенном картофеле плесень выросла быстрее, чем на хлебе. Я думаю это произошло быстрее, т.к. в контейнере с картофелем влажность была выше. Значит чем выше влажность, тем среда обитания плесени лучше.

Через 2 недели я посмотрел на плесень через цифровой микроскоп и вот, что я увидел: сплошные переплетения и разветвления нитей. Мир под микроскопом раскрывается буйством красок: на поверхности бархатных ворсистых нитей блестят яркие оранжевые, жёлтые капли выделений. Под микроскопом плесень похожа на роскошный цветок. Да, плесень под микроскопом вызывает восхищение до тех пор, пока не знаешь, какой вред она может нанести здоровью человека.

Через 2 недели я посмотрел на плесень через цифровой микроскоп и вот, что я увидел: сплошные переплетения и разветвления нитей. Мир под микроскопом раскрывается буйством красок: на поверхности бархатных ворсистых нитей блестят яркие оранжевые, жёлтые капли выделений. Под микроскопом плесень похожа на роскошный цветок. Да, плесень под микроскопом вызывает восхищение до тех пор, пока не знаешь, какой вред она может нанести здоровью человека.

Наблюдение за плесенью через цифровой микроскоп.

Наблюдение за плесенью через цифровой микроскоп.

Из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение. Теперь мне более понятна цель уборки квартиры и почему бабушка за этим так следит и призывает нас к этому. Вывод:

Из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение. Теперь мне более понятна цель уборки квартиры и почему бабушка за этим так следит и призывает нас к этому.

Вывод:

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: В ходе исследования я узнал, что плесень живет со времен создания мира. Микроскопические споры ее находятся повсюду: в воздухе, в домах, они легко проникают в организм человека, вызывая разные болезни, аллергии, а в случае ослабленного иммунитета – смерть. Но именно плесени человечество обязано получением пенициллина, лекарства, которое спасло миллионы жизней.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В ходе исследования я узнал, что плесень живет со времен создания мира. Микроскопические споры ее находятся повсюду: в воздухе, в домах, они легко проникают в организм человека, вызывая разные болезни, аллергии, а в случае ослабленного иммунитета – смерть. Но именно плесени человечество обязано получением пенициллина, лекарства, которое спасло миллионы жизней.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!