Государственное учреждение образования «Лошницкая средняя школа Борисовского района»
Исследовательская работа по русскому языку
«ПОЛЕ БРАНИ»
Подготовила
Расенчук Ульяна,
учащаяся 10 класса
2017
Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова. Логан Пирсолл Смит
Гипотеза
ненормативная лексика появляется в речи детей и подростков в результате подражания взрослым и наносит психический и физический вред не только человеку, который говорит на этом языке, но и тому, кто слушает
Цель:
выявление причины появления сквернословия, его пагубного воздействия на физическое и психическое здоровье человека.
Задачи:
- исследовать историю возникновения сквернословия;
- показать основные причины появления в речи нецензурных слов;
- выяснить отношение к сквернословию учащихся и проанализировать причины употребления бранных слов;
- воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, культуру общения, уважение к окружающим и побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Объект исследования
– устная речь учащихся Государственного учреждения образования «Лошницкая средняя школа Борисовского района».
Предмет исследования
– причины и последствия использования бранных слов в речи.
Методы исследования:
1. Метод выборки материала;
2. Метод опроса;
3. Метод анкетирования;
4. Описательный метод;
5. Классификационный метод.
Сквернословие
- это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Обсце́нная ле́ксика
(от лат. obscenus —
«непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие)
Русский мат
(ма́терный язык, матерная ру́гань, матерщи́на, устаревшее лая матерна)
История возникновения сквернословия
Слово “мат” в изначальном варианте означает “крик” громкий голос в звукоподражательном значении. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период.
Миф №1
представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.
Миф №2
убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие – тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми.
В глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики в ритуальных действиях и обрядах
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно и физически наказуемым.
Выражение “поле брани”
Многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
Подонок
изначально существовало исключительно во множественном числе так как "подонками" называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово "подонки" перешло на них.
Урод
так называли первого ребёнка. Урод – стоящий у рода, под защитой. Семьёй называлась пара только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота».
Первый всегда был
самый красивый. Т.е.
пословица звучать будет:
«Семье не быть без
первого ребёнка».
Сволочь
Сволочати — по-древнерусски то же самое, что и сволакивать. Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу.
Ублюдок, выродок
слова-названия помеси разных видов животных, гибридов
Чмо
Чмарить, чмырить, если верить Далю, изначально обозначало чахнуть, пребывать в нужде, прозябать.
Дебил
– произошло от латинского слова debilis, что значит «слабый».
Лох, лохи
название наивного, простодушного человека. К лохам относят людей, которые поддались на какое-нибудь мошенничество.
Специалисты считают, что в наше время мат используется для:
• повышения эмоциональности речи;
• снятия психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
• оскорбления,
унижения адресата речи;
• демонстрации агрессии;
• демонстрации
отсутствия страха;
• демонстрации раскованности, независимости говорящего;
• демонстрации пренебрежительного отношения к системе запретов;
• демонстрации
принадлежности
говорящего к «своим».
Возрастной диапазон использования нецензурных выражений
По свидетельству американского педагога и психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, поскольку им свойственно быстро впитывать все новое и неизведанное.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости.
Причины и факторы употребления нецензурных слов подростками и молодежью
Врагом воспитания культурных членов общества являются телевидение, видео и компьютерные технологии.
Дети и подростки, регулярно и подолгу сидящие у телевизора и за компьютером, подвержены вредным привычкам, в том числе сквернословию, у них плохо развита речь, а разрастающиеся пробелы и пустоты заполняются «материалом» из окружающей действительности
Влияние сквернословия на организм человека
« Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души»
Святитель Тихон Задонский.
Группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского
утверждаюет: «грязное» слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.
Употребление бранных слов приводит к таким болезням, как:
- рак;
- гипертония;
- диабет;
- гормональные нарушения (у женщин повышенная волосатость конечностей, низкий голос)
- импотенция и урологические болезни у мужчин
Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства
Услышанные слова вызывают обиду, обида приводит к стрессам. Стресс – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту
В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как у нас (в странах СНГ) эти заболевания существуют.
За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз,
более 80% новорожденных больны,
здоров лишь каждый 10 выпускник школы,
увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания.
Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц.
Особенно опасно сквернословие для детей.
Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных усилий…
Нецензурная брань является административным правонарушением
ст. 17.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь
мелкое хулиганство: нецензурная брань в общественном месте , оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.
Школьники и сквернословие
Каким синонимом (другим словом) ты можешь заменить это слово?
Используете ли вы матерные слова в повседневной речи?
Как часто вы употребляете нецензурную лексику?
В каких ситуациях чаще всего употребляете нецензурную лексику?
Используете ли вы нецензурную лексику в разговоре со взрослыми?
Когда слышите нецензурные слова, как вы к этому относитесь?
Слышите ли вы скверные слова в своей семье
От кого вы чаще всего слышите подобные слова?
Знаете ли вы, что мат разрушает организм?
Согласны ли вы, что мат отрицательно влияет на человека
Пытаетесь ли вы искоренить из речи нецензурную лексику?
Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранны слов?
Что нужно сделать, чтобы ты лично не употреблял эти слова?
Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором обесценивается главное — любовь, красота и добро.
Выводы:
- отношение к бранным словам у опрошенных учащихся нашей школы очень разное. Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и продемонстрировать свою взрослость. Многие никаких чувств при этом не испытывают, лишь иногда легкое чувство стыда. Эти дети не обращают внимания на то, когда другие выражаются в их присутствии;
- учащиеся используют сквернословие как специфический код-принадлежность к миру взрослых, подражая той манере речи, что очень часто встречают на улице, в семье;
- ответы юношей старшего звена не существенно отличаются от ответов девушек. Например, когда юноши произносят матерные выражения, они не испытывают при этом никаких чувств, но не всем девушкам в это время стыдно. Девушкам не кажется, что их не уважают, когда ругаются матом в их присутствии. А юношам все равно, ругается девушка или нет;
- использование в речи бранных слов не проходит бесследно, и они не такие безопасные, как может показаться на первый взгляд: их влияние на здоровье и психику человека настолько велико, что постепенно может привести к физической смерти того, кто не следит за чистотой своей речи.
Нет, и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия
3 февраля
Всемирный День борьбы
с ненормативной лексикой
Спросите свою Совесть сами, кем вы хотите быть: Homo культурный, мыслящий ...или Homo пещерный!