Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе " Решение задач с шахматным сюжетом"»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования « Боровухская средняя школа № 15
г. Новополоцка »
Решение задач с шахматным сюжетом
Учащиеся 7 класса
Протопопов Константин
Шипило Дмитрий
Научный руководитель:
С.Б. Смирнова, учитель высшей категории
Решение задач с шахматным сюжетом
Гипотеза
Мы предполагаем, что существуют математические задачи с шахматным сюжетом, решение которых возможно одним и тем же методом.
Объект исследования
Объект исследования: математические задачи.
Предмет исследования: математические задачи, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.
Цель
Найти и объединить в группу задачи с шахматным сюжетом, которые можно решать, одним и тем же математическим методом.
Задачи и методы
Задачи:
- собрать и решить задачи с шахматным сюжетом;
- выделить группу задач, для решения которых используется общий математический подход;
- сформулировать метод для решения этой группы задач.
Методы исследования:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
- практический метод решения задач, сюжетом которых являются шахматы;
- анализ полученных в ходе исследования данных.
Поиск
Шахматная доска
Шахматная доска
Задача 1
На поле (a,b) расположена ладья.
Определить, угрожает ли она полю (c, d)?
c,d
c,d
c,d
Задача 1
a,b+4
a,b+3
a,b+2
a,b+1
a+2,b
a+4,b
a-2,b
a,b
a+1,b
a+3,b
a+5,b
a-1,b
a,b-1
a,b-2
a,b-3
Задача 1
«УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ»
с≠а и d≠b
Задача 1
Проверка правильности решения
Var
a,b,c,d: byte;
begin
writeln(‘ ЗАДАЙТЕ КООРДИНАТЫ ЛАДЬИ’);
readln(a,b);
writeln(‘ УКАЖИТЕ КООРДИНАТЫ ФИГУРЫ В’ );
readln(c,d);
{проверка условия}
If (ca) and (db)
then writeln(‘ ФИГУРА В БЕЗОПАСНОСТИ’)
else writeln(‘ ФИГУРА ПОД УГРОЗОЙ’);
end.
Задача 1
ТЕСТИРОВАНИЕ
Задача 2
На поле (a,b) расположен конь.
Определить, угрожает ли он полю (c, d)?
Задача 2
a+1,b+2
a-1,b+2
a-2,b+1
a+2,b+1
a,b
a-2,b-1
a+2,b-1
a+1,b-2
a-1,b-2
Задача 2
«УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ»
(|a-c|≠1 или |b-d|≠2)
или
(|a-c|≠2 или |b-d|≠1)
Задача 3
На поле (a,b) расположена белая фигура, на поле (c,d) – черная. Определить, может ли белая фигура пойти на поле (е,f) не попав при этом под удар черной фигуры.
Задача 3
c,d
a,b
Задача 3
((a+b=e+f) и (f=d))
или
((a–b=e–f) и (e=c))
Задача 3
Проверка правильности решения
Var a,b,c,d,e,f: byte;
beginwriteln(‘ задайте координаты ладьи и слона’);
readln(a,b,c,d);
writeln(‘ укажите координаты фигуры в’ );
readln(е,f);
{проверка условия}
If (((a+b)=(e+f)) and (f=d)) or (((a-b)=(e-f)) and (f=d))
then writeln(‘ ФИГУРА ПОД УГРОЗОЙ’)
else If (((a+b)=(e+f)) and (e=c)) or (((a-b)=(e-f)) and (e=c))
then writeln(‘ ФИГУРА ПОД УГРОЗОЙ’)
else writeln(‘ ФИГУРА В БЕЗОПАСНОСТИ’);
end.
Задача 3
ТЕСТИРОВАНИЕ
ВЫВОД
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ