Рыцарская культура.
Подготовила: ученица 7 «В» класса
МОБУ «Лицей» №8
Иванова Ангелина
Руководитель: Коротеева Е.Н
Цель работы – показать роль рыцарской культуры в период классического средневековья.
При написании работы мы ставили следующие задачи:
- Рассмотреть образ жизни рыцарей (турниры, военные походы, рыцарские ордена);
- Ознакомиться с одеждой, вооружением рыцарей того времени;
- Определить значение рыцарской литературы в средневековой литературе.
Появление рыцарства относится к XI в., а достигло своего расцвета в ХII — XVвв. Это было военно-аристократическое сословие. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества. Посвящение в рыцари было одним из важнейших событий в жизни феодала.
Верность сеньору составляла ядро рыцарского кодекса. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом. Война была профессией рыцаря, но постепенно рыцарство стало считать себя поборником справедливости. На деле это оставалось недосягаемым идеалом, и имело четко выраженный классовый характер. Многие из них ограничивались лишь знанием военного дела, физической закалкой, пренебрегая образованием. Значительная часть рыцарей была невежественной, грубой, по существу, неграмотной.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями” верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Но идеал не всегда был в согласии с реальностью.
В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. О его подвигах и любви должен был знать «весь христианский мир». Отсюда внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, этикету. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, были важными событиями в жизни в XII—когда на них собирались рыцари со всех концов Европы.
Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы.
Как рыцари воевали? По-разному. Но жили они ради настоящего боя: два закованных в железо всадника закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими, но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, и ради этого тоже жили рыцари.
Рассмотрев вопрос о рыцарском вооружении, мы проанализировали его изменение в ходе развития военного искусства того периода времени. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. Падение роли рыцарской конницы связано с изменениями, происходившими в ратном деле и вооружении.
В рыцарской культуре возникает культ дамы, придававшей исключительное значение любви как чувству, возвышающему человека, пробуждающему в нем все лучшее, вдохновляющему на подвиги.
Дама вдохновляла авторов рыцарских романов и трубадуров, поэтов-рыцарей, появившихся в Провансе в конце XI в. В XII в. поэзия поистине становится «повелительницей» европейской словесности. Преобладающей темой поэзии трубадуров была любовь. Изысканные, утонченные чувства, нежные песнопения под аккомпанемент арфы уносили слушателей далеко от реальной и довольно суровой действительности в идеальный мир сказки.
Рыцарские мечи. Необходимые для сражения с врагами.
Рыцари в доспехах.
Один из наиболее сильных поэтов Бертран де Вентадорн воспевал любовь как величайшее данное людям, воспевал весну, природу, солнце. Мастерство провансальской лирики и сложно, и тонко. Разнообразны изысканные, виртуозные ее формы. В дошедших до нас образцах поэзии трубадуров насчитывается до тысячи различных стихотворных размеров.
Другой трубадур этого периода Пейре Видаль известен как остроумный весельчак, бахвал, экстравагантный хвастун. «Я один взял в плен сто рыцарей, а у ста других отнял доспехи; я заставил плакать сто дам, а ста другим доставил радость и веселье»,— распевал Видаль. Его стихи покоряют легкостью языка, свежестью образов, веселым озорством и задором.
На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры (певцы любви) в Германии. Теперь уже их стали занимать большие стихотворные поэмы (рыцарские романы) с увлекательной авантюрной вязью событий. Очень популярен был роман об Александре Македонском.
В романах бретонского цикла действуют рыцари Круглого Стола, которые собирались при дворе легендарного короля Артура, рассказывая о своих приключениях, о сражениях во славу прекрасной Жениевры, супруги Артура.
Рыцарских романов было много, но ни один из них не дошел до нас полностью. Французский ученый Бедье реконструировал один из них, составив его из достаточно больших сохранившихся фрагментов. Это — роман о Тристане и Изольде.
Нельзя не упомянуть здесь имени поэтессы Марии Французской. В 1165—1175 годах она написала двенадцать прелестных стихотворных новелл. Гете говорил о новеллах Марии Французской: «отдаленность времени делает для нас их аромат еще прелестнее и милее».
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать выводы о том, что средневековая рыцарская культура представляла собой огромный мир, самостоятельный пласт культуры эпохи средневековья. Образ настоящего рыцаря, пусть даже и весьма идеализированный, остается привлекательным и для наших современников.
Данная тема ждет своего дальнейшего изучения, т.к. не все аспекты были представлены в данной исследовательской работе.
- Список источников и литературы.
- Артамонов С. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.2. Литература средних веков. – М.: Просвещение, 1997.
- Бессмертный Ю. Л. Рыцарство и знать X—XIII вв. в представлениях современников.— Сб. ИНИОН АН СССР «Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной историографии». М., 1980
- Брун В., Тильке М. История костюма: от древности до нового времени. – М.: Эксмо, 1997.
- Вайс Г. История цивилизации. Иллюстрированная энциклопедия в 3 тт. – М.: Эксмо-пресс, 2000.
- Васильев А. История средних веков. – М.: Республика, 1993.
- Добаш-Рождественская О. Культура западноевропейского средневековья. – М.: 1987.
- Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, Полиграмма, 1994.
- Кардини Ф. История рыцарства. – М.: Прогресс, 1989.
- Леонова Т. Социальный мир и культура средневековья. – Уфа, Восточный университет, 1997.
Спасибо за внимание!