СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Влияния биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость обучающихся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к исследовательской работе

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Влияния биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость обучающихся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»»

 Республиканский конкурс  «Юные исследователи окружающей среды - 2015» Секция «Экология человека и его здоровье» Исследовательская работа по теме  « Влияния биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость обучающихся 5 – 9 классов  МБОУ «Новотроицкая ООШ»    Автор Кондратенко Яна  Ученица 8 класса  МБОУ «Новотроицкая ООШ»  Руководитель Лапса О.В.

Республиканский конкурс «Юные исследователи окружающей среды - 2015»

  • Секция «Экология человека и его здоровье»

Исследовательская работа по теме

« Влияния биоритмов

на умственную работоспособность и

успеваемость

обучающихся 5 – 9 классов

МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Автор Кондратенко Яна

Ученица 8 класса

МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Руководитель Лапса О.В.

Любое живое существо, в том числе человек, содержит внутри себя своеобразные часы ход их регулируется многими периодическими процессами внешней среды и самого организма. В.Н. Ягодинский

Любое живое существо, в том числе человек,

содержит внутри себя своеобразные часы ход

их регулируется многими периодическими

процессами внешней среды и самого организма.

В.Н. Ягодинский

Цель:  выявление взаимосвязи между параметрами работоспособности, успеваемостью и хронотипом учащихся 5-9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»     Задачи:  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования  2. Определить индивидуальные хронотипы обучающихся 5 – 9 классов  3.Разделить учащихся на несколько групп в соответствии с хронотипом;  4. Определить взаимосвязь между хронотипом и полом учащихся;  5. Изучить параметры работоспособности учащихся в утренние и послеобеденные часы

Цель: выявление взаимосвязи между параметрами работоспособности, успеваемостью и хронотипом учащихся 5-9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»

Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования 2. Определить индивидуальные хронотипы обучающихся 5 – 9 классов 3.Разделить учащихся на несколько групп в соответствии с хронотипом; 4. Определить взаимосвязь между хронотипом и полом учащихся; 5. Изучить параметры работоспособности учащихся в утренние и послеобеденные часы

 Объект исследования - индивидуальные хронотипы обучающиеся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»   Предмет исследования – влияние индивидуальных хронотипов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся

Объект исследования - индивидуальные хронотипы обучающиеся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»

Предмет исследования – влияние индивидуальных хронотипов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся

Гипотеза исследовательской работы: предположим, что индивидуальные хронотипы влияют на успеваемость и умственную работоспособность обучающихся.  База исследования  Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа» .  В экспериментальном исследовании приняло участие 30 обучающихся 5 – 9 классов.

Гипотеза исследовательской работы: предположим, что индивидуальные хронотипы влияют на успеваемость и умственную работоспособность обучающихся.

База исследования

Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа» .

В экспериментальном исследовании приняло участие 30 обучающихся 5 – 9 классов.

Основные понятия Хронобиология – это наука о биоритмах.  Биологические ритмы – циклические изменения деятельности клеток, органов, систем, организма в целом сформированные под влиянием изменений среды обитания.  Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы.

Основные понятия

Хронобиология – это наука о биоритмах.

Биологические ритмы циклические изменения деятельности клеток, органов, систем, организма в целом сформированные под влиянием изменений среды обитания.

Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы.

Анализ  научно-методической  литературы Методы  математической  статистики  Социологический опрос по опредению индивидуального хронотипа Методы исследования     Для определения индивидуального хронотипа учащихся мы использовали тест О.Остберга , в модификации И.С. Степановой.
  • Анализ  научно-методической  литературы
  • Методы  математической  статистики
  • Социологический опрос по опредению индивидуального хронотипа

Методы исследования

Для определения индивидуального хронотипа учащихся мы использовали тест О.Остберга , в модификации И.С. Степановой.

Исследование динамики умственной работоспособности проводилось с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова. Методы исследования    Результаты выполнения корректурной пробы  оцениваются по формулам : А = S / t и J = с/ S  где  А - темп выполнения  S - количество просмотренных букв  t – время (в минутах)  J – индекс безошибочности;  с – количество ошибок (включая пропуски строк );

Исследование динамики умственной работоспособности проводилось с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова.

Методы исследования

Результаты выполнения корректурной пробы

оцениваются по формулам :

А = S / t и J = с/ S

где

А - темп выполнения

S - количество просмотренных букв

t – время (в минутах)

J – индекс безошибочности;

с – количество ошибок (включая пропуски строк );

Таблица 1.   Хронотипы учащихся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Таблица 1. Хронотипы учащихся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Таблица 2 .  Распределение учащихся по индивидуальному хронотипу в зависимости от пола

Таблица 2 . Распределение учащихся по индивидуальному хронотипу в зависимости от пола

Диаграмма 1.  Зависимость успеваемости обучающихся от индивидуальных хронотипов

Диаграмма 1. Зависимость успеваемости обучающихся от индивидуальных хронотипов

  Диаграмма 2.  Среднее количество всех просмотренных знаков в зависимости от хронотипов

Диаграмма 2. Среднее количество всех просмотренных знаков в зависимости от хронотипов

Диаграмма 3 .  Средняя частота ошибок обучающихся в зависимости от хронотипов

Диаграмма 3 . Средняя частота ошибок обучающихся в зависимости от хронотипов

Диаграмма 4.  Средний темп выполнения задания в зависимости от хронотипов

Диаграмма 4. Средний темп выполнения задания в зависимости от хронотипов

 Определение индекса безошибочности  J= S/ t  S - количество просмотренных букв  t  – время (в минутах)  J  – индекс безошибочности; Значение коэффициента J сверяется с таблицей.

Определение индекса безошибочности

J= S/ t

S - количество просмотренных букв

t – время (в минутах)

J – индекс безошибочности;

Значение коэффициента J сверяется с таблицей.

Таблица 3.  Распределение учащихся по полученным индексам безошибочности

Таблица 3. Распределение учащихся по полученным индексам безошибочности

ВЫВОДЫ

  • В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека, так как психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей и учет индивидуальных биоритмов помогут оптимизировать работоспособность.
  • В результате проведенного тестирования определен хронотип учащихся МБОУ «Новотроицкая ООШ». Большинство учащихся 12 человек (40%) принадлежат к вечернему типу «совы», на втором месте «жаворонки» - 11 человек (37 %), меньше всего обучающихся с промежуточным дневным типом активности «голуби» - 7 человек (23 %).
  • Среди  обоих  полов  одинаковое количество   «сов» по 40 %, из остальных учащихся мальчики   чаще  принадлежат  к  «голубям»,  а девушки к   «жаворонкам».
  • Успеваемость учащихся зависит от их индивидуальных хронотипов. Количество школьников обучающихся на 4 и 5, от утреннего к вечернему типу уменьшается, а количество учащихся, имеющих за год удовлетворительные оценки (троечников) увеличивается от утреннего к вечернему типу.
  • Параметры  работоспособности:  концентрация внимания, темп выполнения работы,  точность  и  распределение  внимания  имеют  сходные  изменения  внутри  хронотипических  групп  в  разное  время. В  группе  с  хронотипом  «голуби»  параметры  работоспособности  находятся  примерно  на  одном  уровне  в  первой  и  второй  половине  дня,  у  «сов»  отмечено  увеличение, а у «жаворонков» снижение  
  • работоспособности  во  второй  половине  дня.
 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание