Республиканский конкурс «Юные исследователи окружающей среды - 2015»
- Секция «Экология человека и его здоровье»
Исследовательская работа по теме
« Влияния биоритмов
на умственную работоспособность и
успеваемость
обучающихся 5 – 9 классов
МБОУ «Новотроицкая ООШ»
Автор Кондратенко Яна
Ученица 8 класса
МБОУ «Новотроицкая ООШ»
Руководитель Лапса О.В.
Любое живое существо, в том числе человек,
содержит внутри себя своеобразные часы ход
их регулируется многими периодическими
процессами внешней среды и самого организма.
В.Н. Ягодинский
Цель: выявление взаимосвязи между параметрами работоспособности, успеваемостью и хронотипом учащихся 5-9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»
Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования 2. Определить индивидуальные хронотипы обучающихся 5 – 9 классов 3.Разделить учащихся на несколько групп в соответствии с хронотипом; 4. Определить взаимосвязь между хронотипом и полом учащихся; 5. Изучить параметры работоспособности учащихся в утренние и послеобеденные часы
Объект исследования - индивидуальные хронотипы обучающиеся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»
Предмет исследования – влияние индивидуальных хронотипов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся
Гипотеза исследовательской работы: предположим, что индивидуальные хронотипы влияют на успеваемость и умственную работоспособность обучающихся.
База исследования
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа» .
В экспериментальном исследовании приняло участие 30 обучающихся 5 – 9 классов.
Основные понятия
Хронобиология – это наука о биоритмах.
Биологические ритмы – циклические изменения деятельности клеток, органов, систем, организма в целом сформированные под влиянием изменений среды обитания.
Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы.
- Анализ научно-методической литературы
- Методы математической статистики
- Социологический опрос по опредению индивидуального хронотипа
Методы исследования
Для определения индивидуального хронотипа учащихся мы использовали тест О.Остберга , в модификации И.С. Степановой.
Исследование динамики умственной работоспособности проводилось с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова.
Методы исследования
Результаты выполнения корректурной пробы
оцениваются по формулам :
А = S / t и J = с/ S
где
А - темп выполнения
S - количество просмотренных букв
t – время (в минутах)
J – индекс безошибочности;
с – количество ошибок (включая пропуски строк );
Таблица 1. Хронотипы учащихся 5 – 9 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ»
Таблица 2 . Распределение учащихся по индивидуальному хронотипу в зависимости от пола
Диаграмма 1. Зависимость успеваемости обучающихся от индивидуальных хронотипов
Диаграмма 2. Среднее количество всех просмотренных знаков в зависимости от хронотипов
Диаграмма 3 . Средняя частота ошибок обучающихся в зависимости от хронотипов
Диаграмма 4. Средний темп выполнения задания в зависимости от хронотипов
Определение индекса безошибочности
J= S/ t
S - количество просмотренных букв
t – время (в минутах)
J – индекс безошибочности;
Значение коэффициента J сверяется с таблицей.
Таблица 3. Распределение учащихся по полученным индексам безошибочности
ВЫВОДЫ
- В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека, так как психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей и учет индивидуальных биоритмов помогут оптимизировать работоспособность.
- В результате проведенного тестирования определен хронотип учащихся МБОУ «Новотроицкая ООШ». Большинство учащихся 12 человек (40%) принадлежат к вечернему типу «совы», на втором месте «жаворонки» - 11 человек (37 %), меньше всего обучающихся с промежуточным дневным типом активности «голуби» - 7 человек (23 %).
- Среди обоих полов одинаковое количество «сов» по 40 %, из остальных учащихся мальчики чаще принадлежат к «голубям», а девушки к «жаворонкам».
- Успеваемость учащихся зависит от их индивидуальных хронотипов. Количество школьников обучающихся на 4 и 5, от утреннего к вечернему типу уменьшается, а количество учащихся, имеющих за год удовлетворительные оценки (троечников) увеличивается от утреннего к вечернему типу.
- Параметры работоспособности: концентрация внимания, темп выполнения работы, точность и распределение внимания имеют сходные изменения внутри хронотипических групп в разное время. В группе с хронотипом «голуби» параметры работоспособности находятся примерно на одном уровне в первой и второй половине дня, у «сов» отмечено увеличение, а у «жаворонков» снижение
- работоспособности во второй половине дня.
Спасибо за внимание