СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к классному часу "Дети войны"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме «Дети войны».

Цель мероприятия: воспитание патриотизма и преклонение перед подвигом детей войны.

Задачи:

1.Общеучебная: ознакомление с историческим материалом жизни людей нашей страны  в период Великой Отечественной войны.

2.Развивающая: реализация эмоционально-творческих навыков учащихся посредством декламации прозы, стихотворений, хорового пения.

3.Воспитательная: помнить мужество, самоотверженность и героизм детей на фронте и в тылу. Сравнить жизнь детей  военного периода и современности.

Ход мероприятия.

Вед.: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на нашем классном часе «Дети войны».

1: Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром светились цветы на лугах. Но всё изменила война.

2: Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово!

3: Сегодня мы почтим память тысяч ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны.

4: Они выполнили свой долг перед Родиной, а многие из них заплатил за это ценой своей начинающейся жизни.

5:Стихотворение Е.Кирилловой «Вы смотрели в глаза тех детей…»

 Вы смотрели в глаза тех детей,

Знает кто о войне не из книжек:

Потерявших отцов, матерей,

С умным взглядом невзрослых детишек.

Их, прошедших все годы войны,

Не пугают небесные грозы,

Но боятся они тишины –

В ней таится немая угроза.

Нападения страшной беды,

Что страшнее жары и мороза

И в судьбе оставляет следы

Злых деяний, насилия… слёзы…

Над детьми, что убила война,

Валуны скорбно приняли позы,

И склонилась над ними страна,

И стоят часовыми берёзы.

Песня «Дети войны» (слова И.Резника, музыка О.Юдахиной, исполняют  солист и детский хор).

6: Война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.

7: Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза.

8: О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы в городах нашей великой Родины – России называли их именами.

Стихотворение А.Твардовский «Рассказ танкиста»

 Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут его, забыл его спросить... Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен,— И не поймёшь, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился,— столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду... — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал- Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

9: Каждый приближал победу как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве?

 10: Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти. И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышлёные дети из того, что произошло вокруг них?

 11: Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?

 

Стихотворение С.Маршака  «Мальчик из села Поповки».

Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу.

 

12: Победа в войне досталась великим трудом и колоссальными жертвами за 4 года война унесла жизни 28 миллион человека. Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удается никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию.

13: Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада – это 900 дней и ночей. Это 125 граммов хлеба в сутки. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

 14: Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали и дети.

 15: Война - это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Стихотворение М.Джалиля  «Они с детьми погнали матерей».

Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля... Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, – Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук... – Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...  

16: Дети войны – это последние свидетели того  страшного времени. Их детство – это детство, которое сжигали, расстреливали. Убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 

  17:   Во время Второй мировой войны на земле погибло около тринадцати миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских,  украинских,  польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

Стихотворение А.Барто  «Глаза девчонки семилетней».

Глаза девчонки семилетней Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска. Она молчит, о чем ни спросишь, Пошутишь с ней, – молчит в ответ. Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет.  

18:Судьбы детей военной поры похожи: судьба смоленского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочек. Война стала общей биографией той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.

Вед.: Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости. Это уважаемые люди, учителя, детство которых выпало на военное время. Они готовы сегодня рассказать вам о том, как нелегко было им, их семьям пережить это страшное время. (Выступление приглашённых гостей.)

Вед.: Ребята, подходит к завершению наш классный час и мне бы хотелось узнать у вас:

  • Что нового вы узнали из представленного сегодня материала?
  • Что вы чувствовали, занимаясь подготовкой к этому мероприятию, во время самого выступления?
  • Что вы думаете о жизни детей той военной поры и жизни детей сегодня?

19: Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете!

20: Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, Стволы их станут трубами органа, И в дружном хоре голоса сольют Под мирным небом в песне мира страны!

21: Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдины злобы и вражды растают! Дружить давайте, дети всей земли! Пусть наша дружба с нами вырастает!

Песня «Моя Россия» (автор слов и музыки С.Паради, исполняет детский хор).