Урок русского языка 9 класс Подготовила: Силкина Анна Николаевна
Прочитайте предложения. Составьте и запишите схемы предложений. Дайте характеристику предложений (знаки препинания не расставлены).
1. Пыль вихрем неслась по дороге и серое облако закрывало весь горизонт.
2. Когда дождь прекратился мы решили снова развести костёр.
3.Мы любили отдыхать в лесу но выбраться на природу удавалось не часто
Эталон
1. Пыль вихрем неслась по дороге, и серое облако закрывало весь горизонт. , и
2. Когда дождь прекратился, мы решили снова развести костёр. Когда ,
3.Мы любили отдыхать в лесу, но выбраться на природу удавалось не часто. , но
Перед вами два простых предложения. Нужно составить из них все виды СП.
Я взглянул в окно.
Солнце ярко светило.
Эталон
Когда я взглянул в окно, солнце ярко светило.
Солнце ярко светило, и я взглянул в окно.
Тема урока: Бессоюзное сложное предложение.
Цели урока: 1. Познакомиться с бессоюзными сложными предложениями
2. Совершенствовать пунктуационные навыки
3. Учиться находить БСП в тексте
Примеры БСП.
Луна сияла, июльская ночь была тиха.
Море покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово - дымчатое облако мягких оч е ртаний.
Знаки препинания
, ;
Значение
:
Примеры
перечисление фактов
причина
( и )
( потому что , так как, ибо)
пояснение
-
дополнение
( а именно )
( что ) (и увидел, и услышал, и почувствовал)
противопоставление
время
( а, но, да=но )
условие
( когда )
( если )
вывод, следствие
быстрая смена событий
( так что, поэтому )
сравнение
( как, словно, будто )
Знаки препинания
, ;
Значение
:
Примеры
перечисление фактов
Травка зеленеет, солнышко блестит.
причина
( и )
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.
( потому что , так как, ибо)
пояснение
дополнение
-
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
( а именно )
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
( что ) (и увидел, и услышал, и почувствовал)
противопоставление
Лето припасает – зима поедает.
время
( а, но, да=но )
условие
Кончил дело – гуляй смело.
( когда )
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
( если )
вывод, следствие
Дети стали большими – им надо серьёзно учиться.
быстрая смена событий
( так что, поэтому )
Раздался выстрел – зверь упал.
сравнение
Скажет слово – соловей запоёт.
( как, словно, будто )
алгоритм анализа БСП:
1. Находим грамматические основы
2. Определяем интонацию и смысловые отношения между частями БСП
3. Поставим необходимый знак препинания
4. Построим схему БСП
Найти в тексте БСП.
ЖИВАЯ НОЧЬ
Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.
После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
Там на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.
Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали... Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.
В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.
(По М. Пришвину)
Укажите номера бессоюзных сложных предложений.
1.Ученого учить только портить.
2.Хочешь человека узнать дай ему власть.
3.Повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.
4.Игнат спустил курок ружье дало осечку.
5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
6.Ни дорожек ни поляны ничего не видно нам.
7.Нынче жарко парит на дворе тепло.
Рефлексия.
1.Знание теоретического материала
2.Умение определять смысловые отношения в БСП
3.Умение конструировать БСП
4.Умение находить БСП в тексте
Домашнее задание.
1 уровень: упр. 421
2 уровень: выписать из источников 5 БСП с разными знаками препинания.
3 уровень: составить кроссворд на тему «Бессоюзное сложное предложение».