СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции "Эколого-развивающая среда ДОО" (МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции "Эколого-развивающая среда ДОО"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции "Эколого-развивающая среда ДОО" (МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников")»

Эколого - развивающая среда в ДОО как метод воспитания

Эколого - развивающая среда в ДОО как метод воспитания

из ФГОС ДО п.3.3 … «развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы. … такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной» Какой же должна быть эколого-развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?

из ФГОС ДО п.3.3

… «развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы.

… такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной»

Какой же должна быть эколого-развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?

Эколого - развивающая среда в ДОО Определение Автор Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. С.Н.Николаева Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Н. Рыжова В настоящее время нет единого понятия и определениея«эколого - развивающая среда», мы опирались на определение «эколого-развивающей среды и пространства», данное С.Н.Николаевой эколого - развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей

Эколого - развивающая среда в ДОО

Определение

Автор

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

С.Н.Николаева

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Н. Рыжова

В настоящее время нет единого понятия и определениея«эколого - развивающая среда», мы опирались на определение «эколого-развивающей среды и пространства», данное С.Н.Николаевой эколого - развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей

Развивающая экологическая среда в ДОО как метод воспитания Что составляет развивающую экологическую среду? Особенностями методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения; Опосредованное познание природы (через книги, картинки, беседы) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Развивающая экологическая среда в ДОО как метод воспитания

  • Что составляет развивающую экологическую среду?
  • Особенностями методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения;
  • Опосредованное познание природы (через книги, картинки, беседы) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Принципы построения эколого-развивающей среды (В.А.Петровский ) принцип дистанции, позиции при взаимодействии принцип активности, самостоятельности, творчества принцип стабильности – динамичности принцип комплексирования и гибкого зонирования принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов принцип открытости – закрытости принцип половых и возрастных различий Для того чтобы эколого - развивающая среда выполняла основные функции предметно – развивающей среды, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались принципов . Которые выделяет В.А. Петровский. Они представлены на слайде

Принципы построения эколого-развивающей среды (В.А.Петровский )

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  • принцип активности, самостоятельности, творчества
  • принцип стабильности – динамичности
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
  • принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов
  • принцип открытости – закрытости
  • принцип половых и возрастных различий

Для того чтобы эколого - развивающая среда выполняла основные функции предметно – развивающей среды, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались принципов . Которые выделяет В.А. Петровский. Они представлены на слайде

Принципы построения эколого-развивающей среды (по Т.А.Серебряковой) принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы принцип эмоционально - познавательного развития ребенка средствами природы принцип эколого – эмоционально - эстетического развития принцип формирования экологически грамотного природопользования принцип учета морфофункциональных особенностей живого организма (экологический подход)  для организации внутреннего пространства эколого-развивающей среды детского сада педагогам целесообразно предусматривать и соблюдать следующие требования: - она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшего развития; ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, сознания и т.д. должна быть организована в соответствие с позицией реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании на основе принципов, разработанных Т.А. Серебряковой:

Принципы построения эколого-развивающей среды (по Т.А.Серебряковой)

  • принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы
  • принцип эмоционально - познавательного развития ребенка средствами природы
  • принцип эколого – эмоционально - эстетического развития
  • принцип формирования экологически грамотного природопользования
  • принцип учета морфофункциональных особенностей живого организма (экологический подход)

для организации внутреннего пространства эколого-развивающей среды детского сада педагогам целесообразно предусматривать и соблюдать следующие требования:

- она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшего развития;

  • ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности
  • должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, сознания и т.д.
  • должна быть организована в соответствие с позицией реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании на основе принципов, разработанных Т.А. Серебряковой:

Эколого-развивающая среда в ДОО познавательное развитие ребенка; эколого-эстетическое развитие; оздоровление ребенка; формирование нравственных качеств; формирование экологически грамотного поведения; экологизация различных видов детской деятельности.

Эколого-развивающая среда в ДОО

  • познавательное развитие ребенка;
  • эколого-эстетическое развитие;
  • оздоровление ребенка;
  • формирование нравственных качеств;
  • формирование экологически грамотного поведения;
  • экологизация различных видов детской деятельности.

Эколого-развивающая среда ДОО включает в себя следующие компоненты: - уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные); - Экологическая комната (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами); - мини-лаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал); - библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы); - территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев); - огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры); - экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи); - галерея (тематические выставки детских работ).

Эколого-развивающая среда ДОО включает в себя следующие компоненты:

- уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные);

- Экологическая комната (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами);

- мини-лаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал);

- библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы);

- территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев);

- огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры);

- экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);

- галерея (тематические выставки детских работ).

Групповой уголок природы Размещаются природные объекты для ухода и наблюдений, также книги, иллюстрации, содержащие информацию о данных природных объектах;        Уход осуществляют взрослые вместе с детьми; Главная особенность – находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых, создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами. Назовем и охарактеризуем экологические пространства на территории ДОО, которые позволяют решить задачи, поставленные Стандартом

Групповой уголок природы

  • Размещаются природные объекты для ухода и наблюдений, также книги, иллюстрации, содержащие информацию о данных природных объектах;
  • Уход осуществляют взрослые вместе с детьми;
  • Главная особенность – находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых, создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами.

Назовем и охарактеризуем экологические пространства на территории ДОО, которые позволяют решить задачи, поставленные Стандартом

Комната природы, или Зимний сад, или кабинет природы Находится в отдельном помещении детского сада; Содержание: крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах; коллекционные подборки растений (влаголюбивые, засухоустойчивые, плодоносящие и т.д.) и животных; Уход за объектами осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей.

Комната природы, или Зимний сад, или кабинет природы

  • Находится в отдельном помещении детского сада;
  • Содержание: крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах; коллекционные подборки растений (влаголюбивые, засухоустойчивые, плодоносящие и т.д.) и животных;
  • Уход за объектами осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей.
Функциональные зоны комнаты природы Зона обучения (рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями) Зона коллекций (доступность для сбора, разнообразие, краеведческий аспект, страноведческий аспект, природоохранный аспект, безопасность) Зона релаксации (аквариумы, альпийская горка, фонтан) Зона библиотеки (природоведческая литература, сказочные персонажи, глобусы, детские карты и т.д.)

Функциональные зоны комнаты природы

  • Зона обучения (рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями)
  • Зона коллекций (доступность для сбора, разнообразие, краеведческий аспект, страноведческий аспект, природоохранный аспект, безопасность)
  • Зона релаксации (аквариумы, альпийская горка, фонтан)
  • Зона библиотеки (природоведческая литература, сказочные персонажи, глобусы, детские карты и т.д.)
Требования к объектам развивающей экологической среды в ДОО Безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых; Неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;         Диффенбахия Кротон

Требования к объектам развивающей экологической среды в ДОО

  • Безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;
  • Неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;

Диффенбахия Кротон

Лаборатория (уголок экспериментирования) Оборудование : бросовый материал (емкости), лупы, микроскопы, барометр, бинокль, песочные часы, термометр, комплекты для игр с водой, песком и др. Материал : песок, глина, камни, семена и др. Дети – ученые (одевают белые халаты, опознавательные значки с именем ученого, например «Ученый Иванов Степан».

Лаборатория (уголок экспериментирования)

  • Оборудование : бросовый материал (емкости), лупы, микроскопы, барометр, бинокль, песочные часы, термометр, комплекты для игр с водой, песком и др.
  • Материал : песок, глина, камни, семена и др.
  • Дети – ученые (одевают белые халаты, опознавательные значки с именем ученого, например «Ученый Иванов Степан».

Экологический музей (музей природы) Содержание : коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы

Экологический музей (музей природы)

Содержание : коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы

Озеленение внутреннего пространства ДОО (групп, коридоров, холлов, кабинетов) в дневное время растения обогащают воздух кислородом; увлажняют воздух, снижая его сухость (актуально в отопительный сезон); собираю на себе пыль; многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии; некоторые растения (хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами; создают красоту пространства, благоприятно влияют на эмоциональное состояние людей.  Растения создают особый микроклимат в помещении и являются фактором, благоприятно влияющим на физическое и психическое здоровье, т.е. отвечают задаче, поставленной в стандарте

Озеленение внутреннего пространства ДОО (групп, коридоров, холлов, кабинетов)

  • в дневное время растения обогащают воздух кислородом;
  • увлажняют воздух, снижая его сухость (актуально в отопительный сезон);
  • собираю на себе пыль;
  • многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии;
  • некоторые растения (хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами;
  • создают красоту пространства, благоприятно влияют на эмоциональное состояние людей.

Растения создают особый микроклимат в помещении и являются фактором, благоприятно влияющим на физическое и психическое здоровье, т.е. отвечают задаче, поставленной в стандарте

Экологические пространства на территории ДОО Цветники, кустарники, огород – традиционные объекты природной среды ДОО; Птичий столб – специально устроенный в свободном пространстве территории ДОО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц; Уголок нетронутой природы – дикорастущие травы, кустарники, луг и т.д. Мини – поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки (лекарственные растения); Мини – ферма (курица с цыплятами, кролики, поросята, козленок и др.); Экологические тропинки – маршрут по территории ДОО.

Экологические пространства на территории ДОО

  • Цветники, кустарники, огород – традиционные объекты природной среды ДОО;
  • Птичий столб – специально устроенный в свободном пространстве территории ДОО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц;
  • Уголок нетронутой природы – дикорастущие травы, кустарники, луг и т.д.
  • Мини – поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки (лекарственные растения);
  • Мини – ферма (курица с цыплятами, кролики, поросята, козленок и др.);
  • Экологические тропинки – маршрут по территории ДОО.
 Учебная экологическая тропа  – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. (Н.Б.Степина) В настоящее время очень популярным в дошкольных учреждениях стал такой элемент развивающей предметной среды как экологическая тропа

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении.

(Н.Б.Степина)

В настоящее время очень популярным в дошкольных учреждениях стал такой элемент развивающей предметной среды как экологическая тропа

Значение экологической тропы Во время экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять!

Значение экологической тропы

Во время экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры.

У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять!

Кустарники. Плодово-ягодные кустарники Рябина Цветник Сирень Осина Берёза Кормушка для птиц Огород Альпийская горка Ель Лекарственные растения Кедр Сосна Детский сад
  • Кустарники.
  • Плодово-ягодные кустарники
  • Рябина
  • Цветник
  • Сирень
  • Осина
  • Берёза
  • Кормушка для птиц
  • Огород
  • Альпийская горка
  • Ель
  • Лекарственные растения
  • Кедр
  • Сосна
  • Детский сад
Соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в ДОО позволяет увидеть: Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; Специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой

Соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в ДОО позволяет увидеть:

  • Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
  • Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
  • Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
  • Специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
  • Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой
                   Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами эколого- развивающей среды   Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами эколого-развивающей среды включает различные методы и виды деятельности: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов); практические (игровой метод, труд, элементарные опыты); словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы). Это в свою очередь: - Формирование у детей знания о природе: - Учит наблюдать: - Воспитывает эстетически. - Есть кратковременные наблюдения, длительные наблюдения, в форме циклов, наблюдения с использованием различного материала.

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами эколого- развивающей среды

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами эколого-развивающей среды включает различные методы и виды деятельности:

  • наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов);
  • практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);
  • словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).
  • Это в свою очередь:

- Формирование у детей знания о природе:

- Учит наблюдать:

- Воспитывает эстетически.

- Есть кратковременные наблюдения, длительные наблюдения, в форме циклов, наблюдения с использованием различного материала.