Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ к логопедическому занятию « Дифференциация звуков и букв Ш – Ж»»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к логопедическому занятию « Дифференциация звуков и букв Ш – Ж»
учитель – логопед при МОШ №8 Ганноченко Татьяна Анатольевна г. Макеевка, Донбасс
содержание
- Характеристика звука Ш.
- Характеристика звука Ж.
- Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.
- Проговаривание чистоговорок.
- Чтение слогов.
- Составление слов из слогов.
- Игра «Прочитай по первым буквам»
- Игра «Что неверно нарисовал художник?»
- Работа со словами и предложениями.
- Игра «Какая картинка лишняя?»
- Работа с текстом.
Характеристика звука Ш
Звук Ш согласный, глухой, твердый . Артикуляция звука:
- губы выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Характеристика звука Ж
Звук ж согласный, звонкий, твердый . Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
Артикуляция звука:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Артикуляционная гимнастика
« Лопата»
«Улыбка»
«Чашечка»
«Вкусный мед»
Повторить чистоговорки
Прочитать слоги
Добавить слог, чтобы получилось слово.
Придумать предложения с этими словами .
Игра «Прочитай по первым буквам»
Что неверно нарисовал художник. Найдите картинки со зв. Ж и Ш. Определите место звуков в словах.
Назвать картинки. Найти слова, в названии которых нет звуков Ш и Ж
Записать слова в тетрадь в два столбика , в зависимости от наличия зв. Ш или Ж. Придумать предложения с одним словом на звук Ш и одним на звук Ж. Записать в тетрадь.
Картинки живут в двухэтажном доме. Назовите их.
На первом этаже живут картинки на звук Ш. На втором – на звук Ж.
Какие картинки ошиблись этажами? И почему?
Второй этаж:
Первый этаж :
Назовите те, которые отвечают на вопросы «Кто это?» и «Что это?»
Почему мы ставим такие вопросы?.
Прочитать текст
Мышка и желудь.
На дубу жил маленький желудь. Он очень любил кататься на ветру. Один раз подул сильный ветер, жёлудь сорвался со своей ветки и полетел. Летел, летел и упал возле дерева.
- Что же мне теперь делать? – заплакал желудь.
Вдруг он увидел, что какое то маленькое животное смотрит на него.
- Ты кто? Ты хочешь меня съесть? – спросил он.
- Я мышка, тут недалеко норка где я живу. Тебя есть я не буду, у меня не такие острые зубки, а вот белочка или кабанчик тебя с удовольствием съедят.
- Что же мне делать? – спросил желудь.
- А ты спрячься в листьях, - говорит мышка.
Желудь спрятался в листьях и заснул. Прошла осень и зима. Начал таять снег. Мышка прибежала посмотреть, что же сталось желудем? А на том месте, где спрятался желудь выросло маленькое деревцо, которое с годами превратиться в большой, величественный дуб.
- Про кого сказка?
- Где жил желудь?
- Куда он упал?
- Что сказала желудю мышка?
- Пересказать текст.
М О Л О Д Ц Ы !