Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Орши»
Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к изучению учебного предмета «География»»
О.В. Шкурдюк, учитель географии
«Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех»
Генри Форд
Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к изучению учебного предмета «География»»
“ Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу
Л
И
Ч
Н
О
С
Т
Ь
-любознательность
- интерес
- честность
- независимость
-опыт, оптимизм
- самообразование
-творчество
Цель:
- знакомство с элементами, методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения учебного предмета «География»
“ Исследовать значит видеть
то, что видели все, и думать
так, как не думал никто" А. Сент Дьердьи
Система работы по развитию исследовательских способностей школьников:
- организация исследовательской деятельности на уроке;
- проведение наблюдений или эксперимента дома;
-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в том числе и в Интернете, презентации по теме, визитки географических объектов и т.д.);
Основные элементы учебного исследования
- Выделение и постановка проблемы, актуальность исследования;
- Формулировка темы исследования;
- Определение цели и задач исследования;
- Выдвижение гипотезы (научного предположения)
можно предположить …; если …, то …; предполагается, что …; допустим …;
возможно …; и т.п.
Основные элементы учебного исследования
- поиск возможных вариантов решения;
методы: опросить других людей, найти информацию в книгах, справочниках, энциклопедиях, посмотреть телефильм, понаблюдать, изучить условия, провести интервью, выполнить эксперименты, сделать математические расчёты и т.д.
анализ литературы, организуются наблюдения, опыты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
- анализ и обобщение полученных данных;
Основные элементы учебного исследования
- подготовка и защита итогового продукта
Структура отчёта
- Титульный лист (УО, название, Ф.И.О автора, руководителя, год) Оглавление (Главы и подглавы. Глава 1…
- Титульный лист (УО, название, Ф.И.О автора, руководителя, год)
- Оглавление (Главы и подглавы. Глава 1…
1.1…
1.2….
Введение и заключение не нумеруются)
3. Введение (указывается проблема, обосновывается тема, записываются цель задачи и гипотеза)
4. Основная часть (главы соответствуют сформулированным задачам, в главе прописывается решение соответствующей задачи)
5. Заключение (описание результатов, анализ задач, трудности и проблемы, с которыми столкнулись в ходе исследования; определения направлений дальнейших поисков, подтвердилась ли гипотеза)
6. Список использованных источников
7. Приложения (если необходимы)
Основные элементы учебного исследования
- Презентация и защита результатов
1. О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада.
2. Зачем говорить? Чего вы хотите достичь своим докладом.
3. Сколько говорить? Регламент 8-10 минут
4. Кому говорить? Учитываем аудиторию перед которой выступаем
5. Где говорить? В классе выступать легче, чем в актовом зале.
6. Как говорить? Не очень быстро и выразительно.
7. Что говорить? Тезис без аргументов, что дерево без корней.
Учебные исследования
1. Мини-исследование
2. Урок-исследование
3. Исследовательский проект
«Ковёр идей»
Тема исследования:
Цель:
Задачи:
Гипотеза:
2. Почему такая проблема существует? (1 полоска 1 проблема)
3. Географический прогноз (К чему может привести проблема,
если её не решать)
4. Идеи (Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию)
5. Что лично я сделаю для улучшения сложившейся ситуации
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!