Обобщающий урок по теме:
«Царство Бактерии»
и
«Царство Грибы»
Глава 2 и 3 5 класс
Н.И. Чернецова
учитель биологии
МБОУ Гимназия № 4
Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»
- — систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения клеток живых организмов, относящихся к разным царствам природы;
- — обобщить знания учащихся о роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.
?
- Какие вы знаете царства природы?
- Растения,
- Животные
- 2. Какие из них мы уже изучили?
3. На основании каких признаков организмы подразделяют на царства?
- Почему Бактерии выделили в особое, самостоятельное царство?
- (простейшие доядерные одноклеточные организмы)
2 . Какое строение имеет большинство бактерий?
- (Оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, вакуоли, жгутики)
3. Что такое споры? Их значение в жизни бактерий?
- (Приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях)
4. Кем являются бактерии по способу питания?
5.Как размножаются бактерии?
6. Каково значение бактерий в жизни человека и в природе?
7. Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?
8. Грибы долгое время относили к растениям. Почему?
9. Почему грибы хотели отнести к царству животных?
10. Почему выделили в особое, самостоятельное царство?
11. Какое строение имеет большинство грибов?
12. Что такое гифы?
13. Кем являются грибы по способу питания?
14. Почему Грибы и Бактерии нельзя объединить в одно царство?
- (Бактерии – доядерные организмы. Грибы – ядерные организмы , разное строение…)
15. Какие организмы называют паразитами?
- Разминка : « Закончить предложения»
1.Наука, изучающая грибное царство…
2.Бактерии круглой формы…
3.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами…
4.Организмы, клетки, которых не имеют ядра…
5.Взаимовыгодное существование организмов…
- Разминка : « Закончить предложения»
6.Симбиоз гриба и корня дерева…
7.Ядерные организмы…
8.Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов..
- 9.Группа организмов, получающиеся органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов…
- Если вы согласны с высказыванием ставьте «+» , если нет «-»
1. Бактерии, грибы участвуют в круговороте веществ в природе.
2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.
3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий.
4. Все бактерии – паразиты человека и животных.
5. Деревья от грибов получают минеральные вещества.
6. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи.
7. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы.
8. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.
- Реши экологическую проблему
- 1.Шампиньоны и вешенки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?
- 2. Спора в жизни гриба и бактерии играет одинаковую роль? Почему?
- 3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, в дождливое на некотором расстоянии от него. Почему?
- В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков. Почему?
- 4. Возможна ли жизнь на Земле без деятельности бактерий и грибов? Почему?
«Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства……»
(из предложенных на теме урока).
2. Каково значение бактерий и грибов в природе и жизни человека?
Вариант 2.
Вариант 1.
- 1. Грибы, в отличие от растений:
- А) имеют клеточное строение
- Б) не содержат в клетках хлоропластов
- В) быстро растут
- 2 . Пеницилл относится к царству:
- А) бактерий; Б) растений; В) грибов
- 3. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, т.к:
- А) питаются готовыми органическими веществами
- Б) их клетки имею оформленное ядро
- В) их можно встретить в разных средах обитания
- 4. Корни деревьев и нити грибницы (гифы) многих шляпочных грибов образуют:
- А) микоризу; Б) грибницу; В) мицелий
- 5.Грибы-паразиты вызывают заболевания:
- А) только растений
- Б) растений, животных и человека
- В) растений и животных
-
-
-
- 1.Пеницилл относится к: А) плесеням; Б) дрожжевым грибам;
- 2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:
- А) оболочка; Б) ядра; В) хлоропластов
- 3 . Гриб трутовик, поселяясь на дереве:
- А) улучшает всасывание деревом воды и солей
- Б) разрушает ткани ствола
- В) обеспечивает дерево органическими веществами
- 4. Для питания грибы – сапрофиты используют:
- А) азот воздуха
- Б) углекислый газ и кислород
- В) готовые органические вещества
- 5. Споры грибов в отличие от спор бактерий:
- А) представляют собой половые клетки
- Б) выполняют функцию размножения
- В) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
- 1 – а
- 2 – в
- 3 – б
- 4 – в
- 5 - б
- 1 – б
- 2 – в
- 3 – б
- 4 – а
- 5 – б
- 5 правильных ответов – «5»
- 4 правильных ответа - «4»
- 3 правильных ответа - «3»
- 2 правильных ответа - «2»
- Написать мини сочинения:
- «Помощники человечества Грибы и Бактерии»;
- «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»,
- «Бактерии», «Грибы»
- 1. Рано - рано весной, на полянке лесной,
У канавки глинистой, сел старик морщинистый:
Греется на солнце в сереньком суконце.
(строчок)
- 2. Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.
(дрожжи)
- 3. Конское копыто – к дереву привито.
(трутовик)
- 4 . Росла заячья картошка
Да не взял никто в лукошко;
А теперь прорвешь бочок –
Пыхнет темный табачок.
(дождевик)
Кисточки - метелочки,
Кисточки зеленые – лекари хваленые.
На ней шляпка бледная
А нога в ботинке, На чулке - пестринки
Вокруг ворота – пораспорото;
Кто к ней прикоснется
Тот не проснется.
(поганка)
- 7. Это что за дело: просо обгорело!
И в метелках сажа,
И на листьях даже
(головня)
Торчат свиные ушки,
А не видно свинки –
Ни боков, ни спинки.
(свинушка)