СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обобщающему уроку в 5 классе по теме: «Царство Бактерии» и «Царство Грибы».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к  обобщающему уроку в 5 классе  по теме:  «Царство Бактерии»  и   «Царство Грибы».УМК В.В. Пасечника.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обобщающему уроку в 5 классе по теме: «Царство Бактерии» и «Царство Грибы».»

Обобщающий урок по теме:  «Царство Бактерии» и  «Царство Грибы» Глава 2 и 3  5 класс Н.И. Чернецова учитель биологии МБОУ Гимназия № 4

Обобщающий урок по теме:

«Царство Бактерии»

и

«Царство Грибы»

Глава 2 и 3 5 класс

Н.И. Чернецова

учитель биологии

МБОУ Гимназия № 4

Обобщающий урок по теме:  «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»   Задачи урока: — систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения клеток живых организмов, относящихся к разным царствам природы; — обобщить знания учащихся о роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»

  • Задачи урока:
  • систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения клеток живых организмов, относящихся к разным царствам природы;
  • обобщить знания учащихся о роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Актуализация знаний  ?
  • Актуализация знаний

?

Актуализация знаний Какие вы знаете царства природы? Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные  2. Какие из них мы уже изучили?  Бактерии, Грибы, 3. На основании каких признаков организмы подразделяют на царства?
  • Актуализация знаний
  • Какие вы знаете царства природы?
  • Царства:
  • Бактерии,
  • Грибы,
  • Растения,
  • Животные
  • 2. Какие из них мы уже изучили?
  • Бактерии, Грибы,

3. На основании каких признаков организмы подразделяют на царства?

Почему Бактерии выделили в особое, самостоятельное царство?  (простейшие доядерные одноклеточные организмы) 2 . Какое строение имеет большинство бактерий? (Оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, вакуоли, жгутики) 3. Что такое споры? Их значение в жизни бактерий?  (Приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях) 4. Кем являются бактерии по способу питания?  (сапротрофы, паразиты) 5.Как размножаются бактерии?   ( деление клетки на две) 6. Каково значение бактерий в жизни человека и в природе? 7. Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?
  • Почему Бактерии выделили в особое, самостоятельное царство?
  • (простейшие доядерные одноклеточные организмы)

2 . Какое строение имеет большинство бактерий?

  • (Оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, вакуоли, жгутики)

3. Что такое споры? Их значение в жизни бактерий?

  • (Приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях)

4. Кем являются бактерии по способу питания?

  • (сапротрофы, паразиты)

5.Как размножаются бактерии?

  • ( деление клетки на две)

6. Каково значение бактерий в жизни человека и в природе?

7. Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?

8. Грибы долгое время относили к растениям.  Почему? 9. Почему грибы хотели отнести к царству животных? 10. Почему выделили в особое, самостоятельное царство? 11. Какое строение имеет большинство грибов? 12. Что такое гифы? 13. Кем являются грибы по способу питания?  (сапротрофы, паразиты) 14. Почему Грибы и Бактерии нельзя объединить в одно царство?  (Бактерии – доядерные организмы. Грибы – ядерные организмы , разное строение…) 15. Какие организмы называют паразитами?

8. Грибы долгое время относили к растениям. Почему?

9. Почему грибы хотели отнести к царству животных?

10. Почему выделили в особое, самостоятельное царство?

11. Какое строение имеет большинство грибов?

12. Что такое гифы?

13. Кем являются грибы по способу питания?

  • (сапротрофы, паразиты)

14. Почему Грибы и Бактерии нельзя объединить в одно царство?

  • (Бактерии – доядерные организмы. Грибы – ядерные организмы , разное строение…)

15. Какие организмы называют паразитами?

Разминка : « Закончить предложения» 1.Наука, изучающая грибное царство…  Микология 2.Бактерии круглой формы…  Кокки 3.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами…  бактерии, грибы 4.Организмы, клетки, которых не имеют ядра…  прокариоты 5.Взаимовыгодное существование организмов…  симбиоз
  • Разминка : « Закончить предложения»

1.Наука, изучающая грибное царство…

  • Микология

2.Бактерии круглой формы…

  • Кокки

3.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами…

  • бактерии, грибы

4.Организмы, клетки, которых не имеют ядра…

  • прокариоты

5.Взаимовыгодное существование организмов…

  • симбиоз
Разминка : « Закончить предложения»  6.Симбиоз гриба и корня дерева…  микориза 7.Ядерные организмы…  эукариоты 8.Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов..  паразиты 9.Группа организмов, получающиеся органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов…  сапротрофы
  • Разминка : « Закончить предложения»

6.Симбиоз гриба и корня дерева…

  • микориза

7.Ядерные организмы…

  • эукариоты

8.Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов..

  • паразиты
  • 9.Группа организмов, получающиеся органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов…
  • сапротрофы
Актуализация знаний  Если вы согласны с высказыванием ставьте «+»  , если нет «-» 1. Бактерии, грибы участвуют в круговороте веществ в природе. 2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы. 3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий.  4. Все бактерии – паразиты человека и животных. 5. Деревья от грибов получают минеральные вещества. 6. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи. 7. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы. 8. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.
  • Актуализация знаний
  • Если вы согласны с высказыванием ставьте «+» , если нет «-»

1. Бактерии, грибы участвуют в круговороте веществ в природе.

2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.

3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий.

4. Все бактерии – паразиты человека и животных.

5. Деревья от грибов получают минеральные вещества.

6. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи.

7. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы.

8. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.

Реши экологическую проблему 1.Шампиньоны и вешенки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом? 2. Спора в жизни гриба и бактерии играет одинаковую роль? Почему? 3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, в дождливое на некотором расстоянии от него. Почему?  В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков. Почему? 4. Возможна ли жизнь на Земле без деятельности бактерий и грибов? Почему?
  • Реши экологическую проблему
  • 1.Шампиньоны и вешенки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?
  • 2. Спора в жизни гриба и бактерии играет одинаковую роль? Почему?
  • 3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, в дождливое на некотором расстоянии от него. Почему?
  • В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков. Почему?
  • 4. Возможна ли жизнь на Земле без деятельности бактерий и грибов? Почему?

Актуализация знаний  Заполни пробел:  «Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства……»  (из предложенных на теме урока). 2. Каково значение бактерий и грибов в природе и жизни человека?
  • Актуализация знаний
  • Заполни пробел:

«Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства……»

(из предложенных на теме урока).

2. Каково значение бактерий и грибов в природе и жизни человека?

Вариант 2.

Вариант 1.

  • 1. Грибы, в отличие от растений:
  • А) имеют клеточное строение
  • Б) не содержат в клетках хлоропластов
  • В) быстро растут
  • 2 . Пеницилл относится к царству:
  • А) бактерий; Б) растений; В) грибов
  • 3. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, т.к:
  • А) питаются готовыми органическими веществами
  • Б) их клетки имею оформленное ядро
  • В) их можно встретить в разных средах обитания
  • 4. Корни деревьев и нити грибницы (гифы) многих шляпочных грибов образуют:
  • А) микоризу; Б) грибницу; В) мицелий
  • 5.Грибы-паразиты вызывают заболевания:
  • А) только растений
  • Б) растений, животных и человека
  • В) растений и животных
  •  
  •  
  •  
  • 1.Пеницилл относится к: А) плесеням; Б) дрожжевым грибам;
  • В) ржавчинным грибам.
  • 2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:
  • А) оболочка; Б) ядра; В) хлоропластов
  • 3 . Гриб трутовик, поселяясь на дереве:
  • А) улучшает всасывание деревом воды и солей
  • Б) разрушает ткани ствола
  • В) обеспечивает дерево органическими веществами
  • 4. Для питания грибы – сапрофиты используют:
  • А) азот воздуха
  • Б) углекислый газ и кислород
  • В) готовые органические вещества
  • 5. Споры грибов в отличие от спор бактерий:
  • А) представляют собой половые клетки
  • Б) выполняют функцию размножения
  • В) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
Проверь себя!!! Ключи Ключи Вариант 1 Вариант 2 1 – а 2 – в 3 – б 4 – в 5 - б 1 – б 2 – в 3 – б 4 – а 5 – б Критерий оценки:  5 правильных ответов – «5»  4 правильных ответа - «4»  3 правильных ответа - «3»  2 правильных ответа - «2»
  • Проверь себя!!!
  • Ключи
  • Ключи
  • Вариант 1
  • Вариант 2
  • 1 – а
  • 2 – в
  • 3 – б
  • 4 – в
  • 5 - б
  • 1 – б
  • 2 – в
  • 3 – б
  • 4 – а
  • 5 – б
  • Критерий оценки:

  • 5 правильных ответов – «5»

  • 4 правильных ответа - «4»

  • 3 правильных ответа - «3»

  • 2 правильных ответа - «2»

Обобщающий урок Домашнее задание: Написать мини сочинения: «Помощники человечества Грибы и Бактерии»; «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека», «Бактерии», «Грибы»
  • Обобщающий урок
  • Домашнее задание:
  • Написать мини сочинения:
  • «Помощники человечества Грибы и Бактерии»;
  • «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»,
  • «Бактерии», «Грибы»

Грибы в загадках   1. Рано - рано весной, на полянке лесной,  У канавки глинистой, сел старик морщинистый:  Греется на солнце в сереньком суконце.   (строчок)     2. Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.   (дрожжи)   3. Конское копыто – к дереву привито.   (трутовик)
  • Грибы в загадках
  • 1. Рано - рано весной, на полянке лесной,

У канавки глинистой, сел старик морщинистый:

Греется на солнце в сереньком суконце.

(строчок)  

 

  • 2. Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.

(дрожжи)

  • 3. Конское копыто – к дереву привито.

(трутовик)

Грибы в загадках 4 . Росла заячья картошка  Да не взял никто в лукошко;  А теперь прорвешь бочок –  Пыхнет темный табачок.  (дождевик)  5 .Выросли на палочке  Кисточки - метелочки,  Кисточки зеленые – лекари хваленые.  (пеницилл)
  • Грибы в загадках
  • 4 . Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок.

(дождевик)

  • 5 .Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые – лекари хваленые.

  • (пеницилл)

6. Есть старуха вредная,  На ней шляпка бледная  А нога в ботинке, На чулке - пестринки  Вокруг ворота – пораспорото;  Кто к ней прикоснется  Тот не проснется.   (поганка)  7. Это что за дело: просо обгорело!  И в метелках сажа,  И на листьях даже  (головня) 8. Из травки на опушке  Торчат свиные ушки,  А не видно свинки –  Ни боков, ни спинки.  (свинушка)  
  • 6. Есть старуха вредная,

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке, На чулке - пестринки

Вокруг ворота – пораспорото;

Кто к ней прикоснется

Тот не проснется.

(поганка)

  • 7. Это что за дело: просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже

(головня)

  • 8. Из травки на опушке

Торчат свиные ушки,

А не видно свинки –

Ни боков, ни спинки.

(свинушка)

  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!