Быкова Ольга Евгеньевна
Стаж работы - 12 лет
Образование : 2005 год окончила Рыльский Социально-педагогический колледж по специальности учитель начальных классов.
2017 год – закончила Курский Государственный университет, получила диплом бакалавра по специальность педагогическое образование. Направленность образовательной программы: безопасность жизнедеятельности.
Имею первую квалификационную категорию
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»
К. Кушнер
Цель: научить учиться
Использую в работе
Метод проблемных ситуаций
Здоровьесберегающую технологию
Проектно-исследовательскую технологию
Игровые и информационно-коммуникативные технологии
Личностно-ориентированный и системно-деятельный подход
Технология развития критического мышления
Технологию критического мышления разработали американские учёные и педагоги Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит, Скотт Уолтер.
В основу положены.
Теория Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка.
Теория Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка.
Идея Рудольфа Пола об основах формирования и развития критического мышления
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь вносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям
Критическое мышление – это мышление
независимое
аналитическое
оценочное
рефлексивное
свободное
о
суть
актуальность
цель
«Скажи мне – я забуду,
взаимодоверие
взаимопомощь
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму»
сотрудничество
развитие мыслительных навыков
Основная идея технологии развития критического мышления создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа ТРКМ - трёхфазная структура урока
вызов
осмысление
рефлексия
Задачи фазы вызова( пробуждение интереса к предмету)
- Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
- Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени
работы над ним)
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал
- Помочь соотнести старые знания с новыми
Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов)
- Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Методы и приемы ТРКМ
Вызов
Осмысление
- Мозговая атака
- Ключевые слова
- Таблица « З-Х-У»
- Плюс – минус – вопрос
- Корзина идей
- Кластер
- Ключевые термины
Рефлексия
- Бортовой журнал
- Дерево предсказаний
- Шесть шляп мышления
- Таблица « тонких» и «толстых» вопросов
- Прием « Кубик»
- Чтение с остановками
- Таблица « Кто? Что? Когда? Почему?»
- Инсет - система
- Синквейн
- Эссе
- Дискуссия
- Круглый
- «Рафт»
Открытый урок по ОБЖ в 8 «Б» классе « Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Стадия вызова
Стадия осмысления
Рефлексия
«Синквейн»
«Схема – кластер»
« Рисунок»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Творческое домашнее задание»
«Ситуационая задача»
«Незаконные предложения»
Применение ТРКМ
ДАЁТ
Ученику
Учителю
- Повышение познавательного интереса к изучаемому материалу
- Повышение мотивации обучения
- Систематизирование знаний
- Развитие творческих способностей
- Повышение инициативности
- Развитие логического мышления
- Повышение качества образования
- Умения работать в сотрудничестве с другими
- Умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
- Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
- Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
- Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Результативность опыта Работа с применением приемов технологии развития критического мышления дала положительный эффект
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные(УУД)
Предметные
Регулятивные:
- Управление собственной деятельности
- Самостоятельность
- Контроль и конкуренция
Основы системы научных знаний
Самоопределение:
- Самоиндификация
- Самооценка
- Самоуважение
Опыт « предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знания
Смыслообразование:
- Учебная мотивация
- Социальная мотивация
Коммуникативные:
- Речевая деятельность
- Навыки сотрудничества
Познавательные:
- Работа информацией
- Работа с учебными моделями
- Выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, поведения под понитие
Морально-этническая
Ориентация:
- Система ценносных ориентаций на основе выполнения моральных норм
- толерантность
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Портрет выпускника основной школы
Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ и традиции
Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека
Осознающий и принимающий ценности семьи, общества
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
Умеющий учиться , осознающий важность образования для жизни, умеющий применять знания на практике
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей и обществом
Уважающий других людей , умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Литература
- Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 336—354...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP062008/ZEp-013.htm]
- Загашев. И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
- Мороченкова И.А.Формирование критического мышления в процессе исследовательской деятельности. Пособие к факультативу./Волгоградский государственный педагогический университет - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 70 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр.: с. 646-6
- 59.// http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.
- . ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
- ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
- Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409
Спасибо за внимание