Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 г. Завитинска.
Составитель: В.Г. Богданова, учитель математики.
2016 год
План заседания педагогического совета
1.Вступительное слово.
( Директор школы)
2 Системно - деятельностная организация учебно-воспитательного процесса, как модель адаптивной школы основного общего образования».
( Заместитель директора по УВР.)
а) «Модель адаптивной школы».
( выступление учителя начальных классов).
б) Обучение учащихся 7-8 вида в адаптивной школе.
( Выступление учителей школы , из опыта работы).
3.Решение педсовета.
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…
А. Дистервег,
немецкий педагог-демократ XIX в.,
последователь Песталоцци
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Сущность системно - деятельностного подхода заключается в рассмотрении развития личности в деятельности и через деятельность.
Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Деятельностный подход –
это подход к организации
процесса обучения, в котором
на первый план выходит
проблема самоопределения
ученика в учебном процессе.
Адаптивная школа - это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющую социально- педагогическую ситуацию. Это школа разноуровневая и многопрофильная, включающая весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических.
Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении
Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Метапредметные
Личностные
Предметные
Основы системы научных знаний.
Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания
Усвоенные межпредметные понятия и УУД.
Управление своей деятельностью, самостоятельность.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
Системно-деятельностный подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования
Обеспечивает:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Деятельность
Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
Мотивация
Пробное действие
Затрудне-
ние
Реализация проекта
Само-контроль
Само-оценка
Компоненты учебной деятельности
- Учебная задача
- Учебные действия
- Действия самоконтроля и самооценки
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
● от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
● от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
● от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых
жизненных задач;
● от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Условия р еализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий:
- включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельность интеграция учебной и внеучебной деятельности ориентация на зону ближайшего развития взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом самостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельности ориентация на диалоговое взаимодействие активная работа с различными источниками информации использование активных форм и методов работы организация рефлексии создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД
- включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельность
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- ориентация на зону ближайшего развития
- взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом
- самостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельности
- ориентация на диалоговое взаимодействие
- активная работа с различными источниками информации
- использование активных форм и методов работы
- организация рефлексии
- создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Формулирование темы урока
Урок в режиме деятельностного подхода
Учитель сообщает учащимся
Постановка целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Элементы
сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Осуществление коррекции
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель оценивает работу на уроке
Итог урока
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Информационные и коммуникативные
Технология, основанная на создании учебной ситуации
Технология проектного обучения
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология деятельностного метода
Этапы урока
1
Организующая роль учителя
Мотивация к учебной деятельности
2
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
Выявление места и причины затруднения
4
Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Построение проекта выхода из затруднения
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5
Реализация построенного проекта
6
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7
Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
Включение в систему знаний и повторение
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
9
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Рефлексия учебной деятельности.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Проект решения педагогического совета
- Информацию об основных задачах современного образования при переходе на новые образовательные стандарты принять к сведению.
2. Теоретические положения и практические рекомендации по деятельностной организации учебно-воспитательного процесса, как модели адаптивной школы основного общего образования взять на вооружение и систематически использовать в образовательной деятельности.
3. Внедрять положительный опыт педагогов, реализующих на практике системно-деятельностный подход .