СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н. И. Емельянова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 77»

г. Саратов

 

«Этнокультурный компонент в системе воспитания ребенка»

Межкультурная коммуникация как диалог внутри этнической общности между представителями разных поколений ? необходимый инструмент для воспитания в подрастающем поколении ощущения причастности к культурной традиции своего народа, способности хранить и передавать следующим поколениям самое ценное из выработанного старшими поколениями. Воспитание гражданина, носителя культурных традиций своего Отечества ? первоочередная задача  каждого педагога. Но как справиться с этой необъятной по объему работы задачей?  Хотелось в этом вопросе опереться на семью, но в силу исторических причин это не всегда возможно. За время существования СССР многие традиции были забыты, и произошла частичная ассимиляция народов, проживающих на его территории. Несколько поколений забыли свои корни.

В настоящее время знакомство с традициями и культурой народа зачастую происходит не по привычному плану: от родителей ? к детям, а наоборот. Дети, воспринимая от учителей основы культуры и традиции, обучают им своих родителей.

Проработав  около 10 лет в системе национального образования, в школе с этнокультурным компонентом, я убеждена: единственный способ воспитать активного носителя культурных традиций ? поместить его в достаточно юном возрасте в культурную среду, где на разных уровнях: эмоциональном, музыкальном, аналитическом, игровом он приобщался бы к участию в культурной жизни своего народа.  

Обязательное условие эффективности такой работы ? непосредственное участие детей в проводимых мероприятиях. Ведь для младшего школьного возраста характерно  конкретно-чувственное восприятие мира, и самые сложные философские и этические понятия они лучше усваивают через игру, чувственное переживание.

 Становление каждой культурной и религиозной традиции сопровождалось, как мы  знаем,  системой календарно-обрядовых праздников, ролевых игр, созданием  групп по социальному или тематическому принципу.

Хочу познакомить Вас с некоторыми  способами организации системы работы по национальному воспитанию детей, примененными  в НОУ «СОШ «ОР АВНЕР» с этнокультурным еврейским компонентом». Еврейский год начинается со 2 половины сентября и каждый раз символизирует начало нового этапа жизни. Отсюда название «Рош-а-Шана», что в дословном переводе значит «Голова года». Подготовка к этому празднику начинается почти за месяц. Весь август считается благоприятным временем для обращения к Всевышнему с просьбами о благополучии, молитв. Остальную часть года Всевышний считается царем, сидящим на троне, а за месяц до праздника он, как обычный пастух, выходит в поле и общается со своим народом.   Праздник исполнен глубокого этического и нравственного содержания. Верующие спешат сделать больше добрых дел: совершить богатые пожертвования в пользу бедных, больных, пожелать другим благополучия . На столе в праздник должны находиться гранат, круглый хлеб, голова  рыбы, мед, яблоки. Каждый продукт  имеет символическое значение: гранат символизирует память о 613 заповедях Торы, которые еврей обязуется исполнять; рыба должна призвать успех в делах и начинаниях; мед и яблоки ? просьба к Всевышнему даровать благополучный, «сладкий» год. В школе накануне праздника проводился конкурс открыток с символикой Рош-а-Шана,  устраивались конкурсы на знание традиций, проводилось тематическое заседание женского клуба, где девочки, прошедшие обряд бат-мицвы (совершеннолетия)  вместе со своими мамами, сестрами и бабушками участвовали в викторинах по традиции, исполняли народные песни и танцы. Особенно увлекательно проходили мероприятия, имевшие состязательный характер.  В мероприятиях участвовали раввин и рабанит. Раввин трубил в Рог Шофара, что символизировало призыв   каждого к Всевышнему помнить и любить его. После  Рош-а-Шана  начинались Дни Трепета:  в  этот период Всевышний анализирует участь каждого, но еще  можно смягчить его решение. Евреи вместе ждут решения своей участи, помня, что именно сплоченность всегда спасала их в истории. Апофеозом интенсивной духовной жизни евреев в эти дни становится Йом-Кипур ? день суда. Это день строго поста и молитвы, когда нельзя ни есть, ни пить, ни носить кожаную обувь, ни пользоваться транспортом. Этот день называют «субботой суббот».

Традиция сукки (шалаша) ? память об исходе евреев из Египта по пустыне, когда они находились только под защитой Б-га. В память об этом сукка делается из веток, так, чтобы через потолок просвечивало небо. Считается, что в эти дни в сукку приходят праотцы еврейского народа, чтобы передать потомкам часть своей мудрости.  Символом суккота становится соединение трех видов растений ? этрога (плод цитрусового дерева),  лулава  (нераскрывшейся ветки финиковой пальмы), аравы (ветка ивы). Каждое растение символизирует часть еврейского народа, и соединение их ? пожелание единства и дружбы, необходимости взаимовыручки. Причем в мероприятиях Суккота подчеркивается, что  единение народа приветствуется, независимо от степени посвященности каждого еврея, его религиозности и знания традиций. .Изготовление вещей, используемых в обрядах, ? также важная часть приобщения к культурной традиции. Так, на уроках традиции и заседании женского клуба я напомнила  способы изготовления и оформления коробочки для хранения этрога.

Основу еврейской культурной традиции составляет Тора, состоящая из устной и письменной части. Поэтому в традиции много моментов, передающихся «от отца к сыну», «От дочери к матери», то есть устным путем. Сюжеты легенд  стали основой для первых пьес еврейского театра. Для Хануки это ? история о кувшинчике с оливковым маслом,    которым заправляли храмовую Менору.  Во время войны храм был осквернен и требовал нового освящения. Масло появилось как чудо, призывая евреев к действиям. Главный символ Хануки ? ханукия, подсвечник с 9 рожками ?  8  для праздника и 9 ? свеча-служка, от которой зажигают все остальные.  Ханукию ставят на окно или в другом месте, находящемся на границе дома и мира. Постепенное увеличение свечей означает увеличение в мире добра и света благодаря нашим усилиям. На Хануку вся  семья собирается дома, посещает близких родственников, готовят вкусные блюда. Принято детям делать  денежные подарки «ханука-гелд», дети играют в волчок, на сторонах которого написаны буквы еврейского алфавита, напоминающие о чуде хануки.  В школах, общинах готовятся концерты, чтобы рассказать прихожанам о традициях праздника, разучиваются  ханукальные песни и танцы. 

Традиционно пышно и весело отмечается Пурим ? память о спасении еврейского народа    в Персии.  Главный персонаж исторической части ? царица Эстер, которая помогла раскрыть заговор против своего мужа царя Артоксеркса и  предотвратила истребление евреев. В эти дни устраивается спектакль «Пурим-шпиль», который оживляет для современников древние события. Для детей интересно изготовление костюмов для пурим-шпиля, тем более, что в процессе их изготовления им много рассказывают об истории праздника и роли главных героев. Сюжетной основой праздничных мероприятий становится чтение «Свитка Эстер», где описаны все события  тех дней.   А на заседании женского клуба нередко проводится конкурс на лучшую исполнительницу роли Эстер, на лучший костюм для героини. Дети заинтересованно следят, чья мама или бабушка окажутся артистичнее. На Пурим принято дарить подарки ? мишлоах-манот.  В них должны входить три вида продуктов, над которыми произносятся благословения, для каждого продукта ? свое. Каждый еврей обязан кого-то поздравить в Пурим, обменяться этими  подарками, помочь ближнему в проведении праздника. Пурим ? один из самых любимых еврейских праздников, может быть, потому что он включает элементы карнавальной культуры. На Пурим как бы меняются привычные границы мира, в школах устраиваются «Дни самоуправления», когда взрослые и дети менялись местами. Участники праздника в этот день могут взять себе роли, отличающиеся от реальных, и удивить всех.

Самым значительным в еврейской традиции остается еврейская пасха Песах. В эти дни еврейский народ вспоминает об исходе евреев их египетского рабства. Эта тема присутствует на всем протяжении праздничной трапезы, определяя ее характер.  Трапеза называется «седер», и его порядок записан в книге «Агада». Основными символическим блюдами становятся маца и 4 бокала вина или натурального виноградного сока.  Выполнить эту традицию ? долг каждого еврея. К празднику Песах начинают готовиться заранее: проводят уборку в доме, убирают всю повседневную посуду и достают особую пасхальную. В дни пасхи не положено есть квасной хлеб. В последний день перед Песахом родители вместе с детьми  должны обойти всю квартиру со свечой, заглянув во все уголки, шкафы и ящики, проверяя ритуальную чистоту дома. Ребенку, который нашел кусочек «хамеца» ? хлеба – выдавали приз. Праздник Песах символизирует собой связь всех поколений, так как всегда передавался только устным путем. Поэтому во время седера за столом собираются представители всех поколений семьи и пересказывается история еврейского народа. 

На современном этапе все общины и национальные школы обучают прихожан  правильному проведению народных праздников, возрождают традиции народа, так как  именно традиции обеспечивают общность мировоззрения разных поколений народа, его нравственную цельность.

Культура должна связывать народ воедино, быть той основой, которая обеспечивает взаимопонимание внутри этнической общности. Эта мысль   отражена в истории дарование еврейскому народу Торы: условием получения Торы было объявлено непременное обучение заповедям детей. Так обеспечивается жизнь духовной традиции. Для расширения круга общения устраиваются детские лагеря, куда приглашаются дети из разных регионов. Устраиваются молодежные семинары, клубы. Большое место в жизни еврея занимает семья, поэтому в еврейской традиции развит институт сватовства ? «шидух». Ода из целей его ? помогать соединению в брачные союзы молодых людей, одинаково приобщенных к культурной традиции и стремящихся жить в контексте духовных ценностей своего народа.

Учащиеся школы «ОР АВНЕР» принимали активное участие в конференции, проводимой мусульманской общиной г. Саратова «Роль религиозной женщины в современном мире». Выпускники школы продолжают интересоваться традициями и историей своего народа. Так под руководством кандидата исторических наук Хасина В. В. в рамках проекта «Ле Тишках» группа выпускников работала с архивными материалами по истории саратовских евреев. Подготовленные ими материалы вошли в сборник  «Еврейский Саратов: страницы истории».  На праздники, организованные иудейской общиной, приглашаются представители других конфессий, представленных широко в нашем городе.

В данный момент, работая в общеобразовательной школе, я продолжаю разрабатывать уроки и классные часы опираясь на ту этнокультурную среду в которой преподаю. Были подготовлены и проведены серия народных праздников в которых принимали активное участие и дети и родители.  С учащимися 1 класса подготовлен проект «Дорого яичко ко Христову дню», с ученицей 4 класса проект «Семейные ценности. Дудук».

Культурное наследие поколений нельзя недооценивать. В настоящий момент совместно с Саратовским региональным общественным  «Фондом Научных и Культурных Инициатив Межконфессионального Сотрудничества» под руководством  Солодовниченко Л. Я.  продолжаю работу над составлением сборника произведений для внеклассного чтения для школ с еврейским этнокультурным компонентом. Я выросла на произведениях Квитко, Сатуновского,  Мориц,  Барто, Шолом-Алейхема и очень хочу, чтобы произведения этих авторов знали и любили современные дети. В этих книгах я попыталась познакомить юных читателей с биографией и творчеством еврейских писателей.

Законы детского восприятия одинаковы. И приобщение к традиции детей разных народов лучше происходит при создании соответствующей культурной среды. Лекциями и короткими сообщениями в старших классах можно лишь дать молодым людям общее представление о культуре, но приобщить их к духовным ценностям по-настоящему, помочь стать носителями родной культуры можно только, смоделировав  естественную культурную среду. Должна быть преемственность в работе дошкольных детских учреждений и школ ? работа по единой программе, с единой воспитательной целью.