Правильная осанка-залог здоровья
Автор проекта Емельяненко Роман Дмитриевич
4 «Г» класс
Руководитель проекта
учитель начальных классов
Мазалевская Юлия Викторовна
Актуализация проекта
Быть здоровым и красивым мечтает каждый человек на Земле. А красоту и здоровье нашему телу придаёт ровный позвоночник. После прохождения медосмотра мы узнали, что многие ученики нашего класса имеют неправильную осанку. Оказалось, что проблема осанки актуальна во всей школе и с каждым годом ситуация ухудшается.
Я решил изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.
Гипотеза
Правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье.
Цель проекта:
Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
Задачи проекта
- Помочь осознать детям, что правильная осанка это - здоровье.
- Уточнить и расширить представление об осанке.
- Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.
- Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушений осанки.
- Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой.
Что такое осанка?
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека.
Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность.
Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.
Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника.
Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз (искривление выпуклостью вбок),
Факторы, влияющие на осанку учащихся
Я предложил провести эксперимент: проверить осанку доступными для нас способами:
1.Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт.
2.В положении стоя: подойти к стене и встаньте к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.
В результате мы убедились, что врачи правы – у многих из нас нарушена осанка.
Изучая литературу по этой теме, я узнал, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д.
Интересно, а какие факторы влияют на осанку ребят младших классов нашей школы?
Для этого я провел анкетирование
учащихся своего класса.
Фактор 1. Неправильное питание
Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С . Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, шпинат, зелёный горошек, чёрную смородину. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн. Однако зимой, когда мы редко гуляем на улице, организму необходимы продукты богатые витамином Д. Полезно включать в пищу – куриные яйца, молоко, рыбу, печень трески.
Вывод : Дети не очень любят эти продукты. По результатам анкетирования - рыбу и молочные продукты почти никто не любит. Предпочтение отдаётся йогуртам, чипсам, булочкам, сосискам и т.д.
Фактор 2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки
Вывод:
Я обследовал и взвесил портфели 9 учеников своего класса. Средний вес портфелей не соответствует норме у половины учащихся и в полтора раза превышает допустимые нормы.
Фактор 3. Неправильная поза
Неправильная поза: при сидении, ходьбе, просмотре телевизора и т.д.
Проанализировал данные анкеты:
- - у большинства ребят, имеющих компьютер, нет специальных кресел;
- - за своей позой во время ходьбы, при сидении за стенами школы никто не следит.
За осанкой не слежу,
Скрюченный весь день хожу.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо за спиной следить.
Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок
Узнал сколько ребят моего класса занимаются спортом :
- ходят в спортивные секции –4 учеников (Бортовов Н., Бахметьев А., Пудов Е., Исаева А.);
- посещают бассейн – 0 учеников
- занимаются танцами – 3 учеников (Марабян И., Мищенко С., Саникидзе В.);
- делают по утрам дома зарядку – 0 учеников.
Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что в школе введено 3 урока физкультуры. И было бы хорошо, чтоб в школе по утрам проводили утренние зарядки.
Фактор 5. Режим труда и отдыха
Проведя анкетирование, я выяснил, что:
- у телевизоров и компьютеров проводят более 1,5 часа - 15 учеников;
- телевизор смотрят лёжа (13 чел.), сидя в кресле (10 человек);
Вывод: В школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома большинство детей долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе. Домашние задания выполняют без перерыва на отдых.
Комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки
- Постоянная двигательная активность, включая ходьбу на работу, учёбу, прогулки, занятия физическими упражнениями. Полезно заниматься спортом, танцами.
- Мебель, парта и стул должны соответствовать росту ребенка.
- Надо правильно сидеть за партой: туловище держать прямо, а голову лишь немного наклоняя вперёд. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, предплечья должны свободно лежать на столе.
- На уроке и при подготовке домашнего задания через 20 мин необходимо делать физкультурную паузу.
- Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и другой клади.
Что лучше выбрать рюкзак, ранец, сумку?
Лучше всего остановиться на ранце. У ранца должна быть жёсткая спинка. Покупая ранец, его надо обязательно примерить. Его ширина не должна превышать ширину плеч ребёнка, а высота 30 см, лямки обязательно надо отрегулировать, что бы ранец находился на спине, а никак ниже поясницы.
Сумки и портфели на одной лямке вредны здоровью.
Советы для сохранения правильной осанки
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж. Во всех трех случаях главное - ежедневные занятия!
Профилактические меры:
- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;
- занятия в спортивных кружках и секциях;
- правильный подбор мебели в школе и дома;
- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;
- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;
- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;
- закаливание организма;
-выполнение профилактических упражнений.
Результативность исследования
Теперь каждый из нас понимает, что его здоровье в его руках. Эта проблема стала интересна не только мне, но и моим одноклассникам.
- Мы оформили в классе уголок здоровья, поместили в него советы по исправлению осанки.
- Организовали выставку рисунков «Твоё здоровье». В ней приняли участие учащиеся класса.
- Совместно с классным руководителем мы провели беседу с ребятами «Береги здоровье смолоду».
- На классный час планируем пригласить
школьного врача и послушать рекомендации
по исправлению осанки.
- Подготовил памятку для учащихся.
- Многие ребята дома проверили
осанку у своих родных!
Заключение
Проведя исследование и изучив литературу, я выяснил и доказал, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.
Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.
Спасибо за внимание