Белоусов Василий Сергеевич Краснодарский край, Северский район, село Львовское МБОУ СОШ № 27, 6 класс Исследовательский проект: ИСЧЕЗАЮЩЕЕ РЕМЕСЛО НАШИХ ПРЕДКОВ – ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БОЛОТНЫХ ТРАВ. Научный руководитель: Белоусов Сергей Васильевич, учитель технологии, МБОУ СОШ № 27
Добрый день, уважаемые члены жюри, участники и гости! Меня зовут Белоусов Василий Сергеевич ученик 7 класса Львовской средней школы № 27. На ваш суд я сегодня представляю исследовательский проект: « ИСЧЕЗАЮЩЕЕ РЕМЕСЛО НАШИХ ПРЕДКОВ – ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БОЛОТНЫХ ТРАВ. Руководитель: Белоусов Сергей Васильевич, учитель технологии
Цель проекта: изучение и освоение ремесла наших предков.
- Задачи:
- Изучить историю развития ремесла плетения из болотных трав. Найти мастеров владеющих этим ремеслом.
- Изучить технологию плетения изделий из болотных трав.
- Освоить технологию плетения.
У великих мастеров припрятано много секретов. Были они у стеклодувов, у кузнецов, у скрипичных мастеров, у поваров и т.д. И ничего удивительного, если секрет ушёл в могилу вместе с последним мастером, не имеющим возможности передать технологию потомкам. Когда я учился во втором классе, то я занимался изучением истории гончарного искусства на Кубани и выступал на районной научно- практической конференции «Эврика», знакомил аудиторию с искусством изготовления куманца, кубанского сосуда. В этом году меня заинтересовало другое ремесло, которое, на мой взгляд, менее известно, чем гончарное искусство. Возможно участь быть забытым может постичь и одно из древнейших ремесел человеческой цивилизации – плетение из болотных трав
Цель проекта: изучение и освоение ремесла наших предков.
Задачи:
Изучить историю развития ремесла плетения из болотных трав. Найти мастеров владеющих этим ремеслом.
Изучить технологию плетения изделий из болотных трав.
Освоить технологию плетения
Львовский сельский музей
Посещая наш, Львовский музей (прил., я с интересом рассматривал предметы быта моих предков, и восхищался и удивлялся тому мастерству и умению, с которым мои деды и прадеды делали прялки и мебель, плели корзины, сумки, циновки, лепили горшки, ткали, пряли, вышивали. А если рядом со мной были мои бабушка и дедушка, то почти каждая вещь в музее становилась отправной точкой в череде воспоминаний о том, как раньше жили и чем занимались их родители или их бабушки и дедушки. Как пряли пряжу или ткали дорожки, как плели корзины или делали бочки, как строилась турлучная хата и как укрывалась кугой.
Плетеные изделия
Особенно мне понравились изделия из болотных трав: рогоза, ситника, камыша Директор Львовского дома культуры Головко Нина Валерьевна, проводя экскурсии по музею, рассказывала о том, что искусство плетения из различных растений зародилось на Кубани очень давно - практически с появлением человека на территории Краснодарского края.
Кошелка изготовленная на ткацком станке
На ткацких станках ткали циновки и сумки – кошелки для бытовых нужд
Хата под кугой (рогозом)
А еще мой дедушка Белоусов Василий Васильевич рассказывал, как он вместе со своим отцом, когда был еще мальчишкой, укрывал кугой крышу новой хаты, в которой они впоследствии жили. Сначала они на лодке, которая называлась «байда», жали на лимане кугу (рогоз), затем на берегу расстилали сжатую траву для просушки, а после вязали в кули и перевозили домой на телеге. А укрывалась хата кугой особым способом «в корешок», крыша была очень толстая, теплая, а главное водонепроницаемая и экологически чистая
Матка – рогожа из куги (рогоза)
Из рогоза вязались матки для утепления парников
Адыгейская ритуальная циновка
Учитель кубановедения нашей школы Онопа Татьяна Николаевна рассказала мне о традиционных изделиях коренных народов Кубани – адыгейской ритуальной циновке. Плетение циновок известно предкам адыгов еще в эпоху неолита . Циновку можно рассматривать и как национальный предмет, имеющий разные функциональные нагрузки: для сна под тюфяк, напольная, как перегородка в помещении, уличная изгородь, настенный ковер, в гостевых комнатах — на нее вешали музыкальные инструменты и оружие, для молитв после исламизации адыгов, как дуршлаг и салфетка на кухне, для валяния бурок, ковров и ноговиц; в нее же заворачивали тело умершего.
Кошелка из ситника (чакана)
Адыгейская кошелка, сплетаемая из чакана (ситника) вручную на каркасе.
Болотные травы
На Кубани по берегам рек и лиманов, в низинах в изобилии растут болотные травы, давая прибежище различной живности Для плетения на Кубани чаще всего используются рогоз (куга), камыш, ситник (чакан).
Ситник – чакан.
В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава -ситник. Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако, это самостоятельный вид. Ситник - прекрасный материал тонкого плетения. Использует мягкий круглый стебель, имеющий, как и у камыша, губчатую внутреннюю структуру.
Рогоз - куга
Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах.
Камыш - род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства осоковые .
Заросли камыша встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.
Тростник – местное название – камыш.
Тростник – местное название – камыш.
Чтобы освоить ремесло плетения я обратился за помощью к своему учителю технологии и отцу Белоусову Сергею Васильевичу, который в молодости освоил искусство плетения адыгейской кошелки из стеблей чакана (ситника) на каркасе. Еще внашем селе есть мастер Леженко бабушка Шура, которая плела сумки из рогоза на ткацком станке. Но сейчас она, в связи с возрастом, этим ремеслом не занимается.
Способы плетения- простое плетение
Он объяснил и показал способы плетения Простое плетение
Способы плетения – плетение веревочки и ажурное плетение
Плетение веревочки и ажурное плетение
Плетение подставки. Необходимо 12 стеблей ситника переплести между собой
Я решил начать освоение плетения с подставки под горячее. Необходимо 12 стеблей ситника переплести между собой простым плетением.
Простое плетение
Веревочкой проплести 2-3 ряда
Плетением веревочки проплести 2-3 ряда отдельным стеблем.
Завершение работы - заплетание стеблей основы.
Завершение работы - заплетание стеблей основы
Второй ряд, завершающего плетения
Обрезание стеблей основы
Обрезание стеблей основы
Готовая подставка и я – будущий мастер Василий.
Я и готовая подставка, которой очень обрадовалась мама
Современные изделияиз болотных трав
Вместе с возрождаемым ремеслом, в жилище человека должен вновь войти напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук
Плетеные изделия органично вплетаются в современное жизненное пространство человека и выполняют не только какую-нибудь утилитарную потребность, но и радуют глаз четкостью ритмов плетения, умелым подбором цвета, богатством фактур. А многие вещи, такие как изящные женские плетеные сумочки, чехлы для телефонов, кепки, вазы и многое другое становятся стильными и модными;
Осваивая данное ремесло мы сохраняем и приумножаем традиции наших предков, сберегая это искусство для свои потомков. И когда нибудь, через много лет я с гордостью буду рассказывать своим детям и внукам как обучался старинному ремеслу, перенимая его премудрости от своих дедов и прадедов
Благодарю
за
внимание
Благодарю за внимание