Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КБОУ «Барнаульская ОШИ №4
Тема «Великие женщины России. Софья Васильевна Ковалевская»
Математическая секция
Выполнил: Харин Олег, учащийся 8 класса
Руководитель: Сметанникова Татьяна Геннадьевна.
Учитель математики
На одном из уроков математики учитель нам рассказала историю о восьмилетней девочке, которая была очень увлечена математикой…
Интерес возник в далеком детстве. Стены в ее комнате оклеили листами лекций М. В. Остроградского по математическому анализу (т.к. не хватило обоев).
Девочка вспоминала: «От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти...». Этот случай и определил судьбу будущего ученого, первого в мире женщины-профессора математики – Софьи Васильевны Ковалевской
Цель:
Привлечь внимание к жизни и творчеству человека, который изменил отношение к роли женщины в науке
Задачи:
- Познакомиться с историческими и биографическими материалами по данной теме.
- Определить вклад С. В. Ковалевской в развитии математики.
- Раскрыть роль женщин-ученых в мире.
Гипотеза
Если знакомить учеников с жизнью и научными открытиями ученых, особенно женщин-ученых, это разбудит интерес ребят к точным наукам; сделает более продуктивными занятия.
l
Актуальность
Актуальность данной темы можно рассматривать не только с точки зрения математики, но и с точки зрения современного общества. Дело в том, что сейчас женщины стали участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами. Они имеют равные права, тем не менее, нередко приходится слышать о дискриминации по половому признаку, то есть об ущемлении женских прав. Поэтому очень важно доказать обществу то, что и в русской истории существуют наглядные примеры активной жизненной позиции женщин. Деятельность Софьи Ковалевской является как раз таким ярким примером.
Практическая значимость:
подготовленную презентацию можно использовать во внеклассной работе и на уроках математики.
«Каждый обязан свои лучшие силы посвятить делу большинства.
Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит - служить справедливости».
С. В. Ковалевская
l
Детство
Детство Ковалевской прошло в селе Полибино Витебской губернии в имении её отца, генерал-лейтенанта В. В. Корвин-Круковского. Софья получила всестороннее образование и рано обнаружила математические способности.
С домашним учителем, Иосифом Малевичем, Соня прошла весь курс мужской гимназии. Малевич отметил у юной Ковалевской незаурядный литературный талант, но девочка серьезно увлеклась королевой-наук - математикой.
Роль женщин-ученых в мире
В XIX веке в России женщинам было запрещено учиться в университетах и высших школах, и, чтобы уехать за границу и получить там высшее образование, неутолимая жажда знаний подтолкнула Софью к фиктивному браку с молодым ученым- биологом Владимиром Ковалевским.
Роль женщин-ученых в мире:
Кроме Софьи Ковалевской, математикой как наукой, занимались и другие женщины, их не так много, но они своими трудами обогатили математическую науку.
Жизнь женщин-математиков складывалась трудно: нужно было преодолевать предрассудки и условности того времени, жизненные трудности, делать выбор между чувством и долгом, между личным и общественным.
Примеры великих женщин-математиков
Софья Александровна
Яновская
Советский математик, философ, педагог, создатель советской школы философии математики, занималась вопросами методологии математики и логики.
Нина Карловна Бари Советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ.
Гипатия Александрийская – учёный греческого происхождения, философ, астроном, преподавала в Александрийской школе.
Вклад в математику Софьи Ковалевской
Софья Ковалевская, стала первой в России и в
Северной Европе
женщиной-профессором и первой в мире была удостоена звания - профессор математики.
Вклад в математику
- Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки.
- Доказала существование аналитического решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными.
- Исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна .
- Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам .
- Работала также в области теории потенциала , математической физики , небесной механики .
Талантливый человек – талантлив во всем
Помимо математики Софья
Ковалевская увлеклась литературой.
Она написала несколько романов,
драму, стихи.
«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»
В нашем кабинете математики оформлен стенд «Математика вокруг нас»
В одном из разделов, в оформлении которого я принимал участие, размещены материалы о
Софье Васильевне Ковалевской .
Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и системе преподавания, доступной для женщин .
Исследование
Анкета
Возрастная категория - ученики 5-9-ых классов
- 1.Знаете ли вы известных математиков?
- 2. А есть ли среди математиков женщины?
- 3. Кого среди математиков больше мужчин или женщин?
- 4. Кто более способен к математике: мужчины или женщины?
- 5.Нужно ли в школе изучать биографию выдающихся ученых-математиков?
- 6. Может ли ученый-математик увлекаться литературой?
Результаты
Преподаватели естественно-научного
цикла нашей школы
Учитель физики
Учитель информатики
Учителя математики
Учитель географии
Учитель химии
Учитель биологии
Большинство из них - женщины
Выводы:
- На начальном этапе становления математики как науки женщины внесли весомый вклад в её развитие.
- В современной науке преобладают мужчины, а в преподавательской деятельности – женщины. Они добиваются высоких результатов в своей профессии.
- Люди, занимающиеся наукой, – это разносторонние личности, способные достигать высоких результатов и в других областях деятельности.
- Автобиографические сведения о великих людях
повышают интерес к изучаемому предмету.
Тема моего исследования была интересна для меня, поэтому в следующем учебном году планирую принять участие в рамках недели естественно-математического цикла в конкурсе проектов по данной теме, хочу изучить литературное творчество Софьи Ковалевской и представить выводы своей деятельности на стенде в кабинете математики.
Источники информации:
- Математический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия, 1988.
- Смышляев В. К. «О математике и математиках».
- http ://ru.wikipedia.org/wiki/
- http ://www.biografija.ru/biography/tyrtov-nikolaj-nikanorovich.htm
- http://mathforall.narod.ru/scinse/1.16.htm
- http://bse.sci-lib.com/article062284.html
- http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/0076-018.jpg
- http://www.zateevo.ru/userfiles/image/Geroi%20Rossii/Kovalevskaya/kovalevskaya03.jpg